Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 87-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по заявлению Насибуллиной Л.Г.
о признании недействующим постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 г. N 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области"
по апелляционной жалобе Насибуллиной Л.Г.
на решение Костромского областного суда от 21 мая 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Насибуллина Л.Г. обратилась в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации Костромской области от 26 декабря 2013 г. N 575-а "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области" (далее - Постановление N 575-а), указав, что является собственником квартиры в многоквартирном доме и уплачивает взносы на капитальный ремонт в некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Костромской области". Установленный размер взноса завышен, основан на недостоверных данных о количестве домов, нуждающихся в капитальном ремонте, не подтвержден расчетами, не учитывает особенности и различия конкретных домов, в которых должен производиться капитальный ремонт.
Решением Костромского областного суда от 21 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Насибуллина С.Г., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что уплата названных взносов в авансовом порядке носит незаконный характер в отсутствии реально оказанных услуг по капитальному ремонту, отсутствуют юридические гарантии сохранности взносов на капитальный ремонт и их расходования из фонда капитального ремонта в интересах собственников жилых помещений.
Департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области), администрацией Костромской области и прокуратурой Костромской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных квартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования.
В целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми в частности устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 1 статьи 167 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На территории Костромской области вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Костромской области от 25 ноября 2013 г. N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" (далее - Закон N 449-5-ЗКО).
Пунктами 1 и 2 статьи 4 Закона N 449-5-ЗКО предусмотрено, что минимальный размер взноса устанавливается администрацией Костромской области исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного ЖК РФ перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Минимальный размер взноса устанавливается на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта. При этом при установлении минимального размера взноса на второй и третий год указанного трехлетнего периода может закладываться его увеличение исходя из прогнозного уровня инфляции.
Согласно части 1 статьи 12 Устава Костромской области, статьям 3 и 9 Закона Костромской области от 11 января 2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", статьи 3 Регламента администрации Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 5 декабря 2012 г. N 277, администрация Костромской области может принимать нормативные правовые акты в форме постановлений, обязательные для исполнения на территории Костромской области.
Постановлением N 575-а установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения в следующем размере: на 2014 год - 6,0 руб. в месяц, на 2015 год - 6,34 руб. в месяц, на 2016 год - 6,71 руб. в месяц.
Данный нормативный правовой акт опубликован 31 декабря 2013 г. в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП-нормативные документы" N 53, вступил в силу со дня его официального опубликования и подлежит применению с момента возложения на собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных в Костромской области, обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (1 октября 2014 г.) в соответствии с частью 4 статьи 4 Законом N 449-5-ЗКО.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Постановление N 575-а принято компетентным органом, в пределах установленных полномочий, в предусмотренной форме, а также опубликовано и введено в действие в установленном законом порядке.
Как установлено судом, размер минимального взноса на капитальный ремонт установлен в Постановлении N 575-а на основе обоснованных расчетов, представленных в материалы дела заинтересованными лицами, которые не противоречат Методическим рекомендациям по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным приказом Минстроя России от 7 февраля 2014 г. N 41/пр.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии юридических гарантий проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома при условии, что взносы, уплаченные жителями одного дома, могут быть использованы для финансирования проведения капитального ремонта другого дома, рассматривался в суде первой инстанции и обоснованно был отклонен на основании положений статей 391 и 179 ЖК РФ. Права на денежные средства, находящиеся на специальном счете и предназначенные для финансирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принадлежат собственникам помещений в таком доме и возможность их использования для проведения ремонта иных домов предусмотрена действующим законодательством только на возвратной основе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статей 391" имеется в виду "статей 191"
Отклоняется довод Насибуллиной Л.Г. о том, что размер минимального взноса на капитальный ремонт, установленный в Постановлении N 575-а, рассчитан без учета стоимости предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ работ по ремонту фундамента и подвальных помещений, поскольку стоимость названных работ не включена в расчеты стоимости ремонта по разным типам домов с разбивкой по видам работ, представленных Департаментом ТЭК и ЖКХ Костромской области. Как усматривается из материалов дела, указанные расчеты были представлены в целях обоснования введения единого размера минимального взноса на капитальный ремонт без дифференциации по типам домов и не свидетельствуют, что при расчете размера минимального взноса не учитывалась стоимость работ по ремонту фундамента и подвальных помещений. Включение стоимости названных работ в расчет размера минимального взноса на капитальный ремонт подтверждается, в частности пояснительной запиской к расчету указанного взноса и пояснениями представителя Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области. Иные доводы апелляционной жалобы о нарушения расчетов размера минимального взноса на капитальный ремонт также не могут быть приняты во внимание, поскольку обоснованность такого расчета подтверждается имеющимися в деле документами.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о необоснованности финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, за счет взносов собственников помещений в таких домах. Действующим законодательством не предусмотрен иной источник финансирования ремонта указанной категории многоквартирных домов, отличный от фонда капитального ремонта, формируемого за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, Постановление N 575-а основано на нормах жилищного законодательства Российской Федерации, направлено на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области и не может расцениваться как нарушающее интересы заявителя.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьи 310 КАС РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Костромского областного суда от 21 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Насибуллиной Л.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 87-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был