Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 91-АПГ15-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Сержанова Н.A.
о признании приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 3 декабря 2014 г. N 77-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015-2017 годы" не действующим в части установления тарифа на тепловую энергию по Муниципальному унитарному предприятию Невельского района "Невельские теплосети",
по апелляционной жалобе Сержанова Н.А.
на решение Псковского областного суда от 18 июня 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Сержанов Н.А. обратился в Псковский областной суд с заявлением о признании приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 3 декабря 2014 г. N 77-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015-2017 годы" не действующим в части установления тарифа на тепловую энергию по Муниципальному унитарному предприятию Невельского района "Невельские теплосети".
Решением Псковского областного суда от 18 июня 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Сержанов Н.А. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике и Прокуратура Псковской области представили возражения.
Сержанов Н.А., Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике, Прокуратура Псковской области, Муниципальное унитарное предприятие Невельского района "Невельские теплосети", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Псковской области является Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике (далее - Комитет), к полномочиям которого относится установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, в соответствии с федеральным законодательством (п. 1, п. 3.1.2 Положения о Государственном комитете Псковской области по тарифам и энергетике, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 29 марта 2011 г. N 110.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 1" имеется в виду "п. 1.1"
Приказом Комитета от 3 декабря 2014 г. N 77-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2015-2017 годы" утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Псковской области в 2015-2017 годах (далее - приказ).
В приложении к приказу установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую Муниципальным унитарным предприятием Невельского района "Невельские теплосети" (далее - МУП Невельского района "Невельские теплосети") потребителям района: в период с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 2668,19 руб./Гкал; в период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 2894,99 руб./Гкал.
Данный приказ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом и опубликованным в установленном порядке в газете "Псковская правда" от 12 декабря 2014 г. N 141.
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: ... область, ... район, д. ..., ул. ..., д. ..., кв. ..., общей площадью ... кв.м, ежемесячная плата за отопление которой составляет 2234,60 рублей. По мнению заявителя, данный тариф завышен, поскольку плата рассчитывается не из фактических затрат на работу котельной, а централизованно, исходя из объема потребляемых услуг и тарифов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
С таким порядком расчета заявитель не согласен, ссылается на пункт 86 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", и считает, что тариф должен дифференцироваться по источникам тепловой энергии, то есть конкретно по котельной, отапливающей дом, в котором расположена принадлежащая заявителю квартира.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании заявления, поданного руководителем МУП "Невельские теплосети" от 28 апреля 2014 г. N 17-т приказом Комитета от 14 мая 2014 г. N 17-т организация включена в перечень организаций, в отношении которых выбран метод индексации установления тарифов на тепловую энергию.
По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов экспертной группой рассчитаны экономически обоснованные тарифы. На заседании коллегии Комитета от 3 декабря 2014 г. принято решение об установлении для МУП "Невельские теплосети" тарифов на тепловую энергию по тарифной группе "население" на 2015 год в период: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 2 668.19 руб./Гкал; в период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 года - 2 894,99 руб./Гкал (с НДС).
Размер установленного тарифа на тепловую энергию соответствует нормативным предписаниям и не превышает установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. N 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год", ограничения максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию (мощность) для Псковской области с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в размере 110,4% по отношению к 2014 году.
Отклоняя вышеуказанный довод заявителя, суд исходил из того, что пункт 86 Основ ценообразования, на который он ссылается в обоснование необходимости дифференцированного установления тарифов по каждому источнику теплоснабжения, применению не подлежит, так как устанавливает порядок расчета тарифов на тепловую энергию (мощность) без учета стоимости услуг на передачу тепловой энергии, то есть когда тепловая энергия доставляется потребителю по сетям третьих лиц.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования) в соответствии с которым, в случае, если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии и пунктом 112 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания), которым определено, что для всех источников тепловой энергии, расположенных в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежащих одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, тарифы на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника (источников) тепловой энергии, на основании решения органа регулирования определяются на едином уровне без дифференциации по источникам тепловой энергии по предложению регулируемой организации.
Судом установлено, что МУП "Невельские тепловые сети" как законный владелец источников тепловой энергии и теплосетей с предложением к Комитету об установлении отдельного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую от котельной N 11 для отопления жилых домов д. Усть-Долыссы не обращалось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ и пунктом 15 Методических указаний, если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается, а все расходы по передаче тепловой энергии по тепловым сетям учитываются в тарифах на тепловую энергию.
Поскольку источники тепловой энергии и тепловой сети, по которым передается тепловая энергия, находятся в муниципальной собственности, переданы МУП "Невельские теплосети" в хозяйственное ведение, соответственно тарифы включают в себя и стоимость передачи тепловой энергии, поэтому довод заявителя о необходимости дифференциации тарифа по источникам тепловой энергии не может быть принят.
Установив данные обстоятельства и сопоставив оспариваемый приказ вышеперечисленным нормативным правовым актам, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что тарифы на тепловую энергию для МУП "Невельские теплосети" на 2015 год установлены Комитетом в соответствии с предоставленными полномочиями, в пределах максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, установленной для Псковской области и экономически обоснованны.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 18 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сержанова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 91-АПГ15-10
Текст определения официально опубликован не был