Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 91-АПГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по заявлению Рыжова Ю.В.
о признании не действующей с момента принятия статьи 20 Закона Псковской области от 30 марта 2015 года N 1508-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований"
по апелляционной жалобе Рыжова Ю.В.
на решение Псковского областного суда от 17 июня 2015 г., которым в удовлетворении его заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя Псковского областного собрания депутатов Цибулькиной Л.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 марта 2015 года Псковским областным Собранием депутатов принят Закон Псковской области N 1508-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований", официально опубликованный 31 марта 2015 года в газете "Псковская правда", N 32.
Статья 20 названного Закона предусматривает преобразование муниципальных образований "Вехнянская волость" и "Оршанская волость", входящих в состав муниципального образования "Новоржевский район", путем их объединения и образования муниципального образования "Вехнянская волость", с наделением последнего статусом "сельское поселение" с административным центром - деревня Орша. Данной нормой Закона в составе вновь образованного муниципального образования "Вехнянская волость" определен перечень деревень и установлены границы.
Рыжов Ю.В. обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы недействующей, ссылаясь на то, что является жителем д. Лябино Вехнянской волости Новоржевского района. Оспариваемая норма предусматривает преобразование сельского поселения "Вехнянская волость".
По мнению заявителя, оспариваемой нормой нарушено его право на решение вопросов местного значения в сельском поселении "Вехнянская волость", на учет его мнения при выражении представительным органом муниципального образования согласия населения на преобразование муниципального образования.
Также указывал, что представительный орган Вехнянской волости дал согласие на объединение волостей только при условии наименования вновь образованной волости - "Вехнянская" с административным центом в деревне Вехно, что не было учтено в оспариваемой норме Закона Псковской области, которой предусмотрен административный центр - д. Орша.
Считал, что оспариваемая норма противоречит требованиям пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Решением Псковского областного суда от 17 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Рыжов Ю.В. просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель Рыжов Ю.В., представители заинтересованных лиц Губернатора Псковской области, сельского поселения "Вехнянская волость", сельского поселения "Оршанская волость", глава Новоржевского района Псковской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который также определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно части 1 статьи 6 вышеназванного Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится, в том числе, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ урегулировано преобразование муниципальных образований.
Согласно частям 1 и 2 указанной статьи преобразованием муниципальных образований является, в том числе объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13).
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
В соответствии с пунктом 4 части 3 данной статьи на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования.
Из содержания приведенных норм следует, что органы государственной власти субъекта наделены полномочиями по преобразованию находящихся на их территории муниципальных образований, которое осуществляется законами субъектов Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Закон Псковской области от 30 марта 2015 года N 1508-ОЗ принят в пределах полномочий Псковского областного Собрания депутатов, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемого Закона положениям ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ в той части, что представительный орган Вехнянской волости дал согласие на объединение волостей только при условии наименования вновь образованной волости - "Вехнянская" с административным центом в деревне Вехно, что не было учтено в оспариваемой норме Закона Псковской области, где указан административный центр - д. Орша.
Проанализировав нормы приведенного выше законодательства, исследовав все представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что определение наименования вновь образованного муниципального образования и его административного цента в силу положений статьей 2, 34 Федерального закона N 131-ФЗ относится к компетенции законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, перечень которых приведен в статье 14 названного Федерального закона N 131-ФЗ.
При этом судом учтено, что решением Собрания депутатов сельского поселения "Вехнянская волость" от 29 декабря 2014 года N 9 и решением Собрания депутатов сельского поселения "Оршанская волость" от 29 декабря 2014 года N 8 выражено согласие на преобразование указанных муниципальных образований путем их объединения.
Правильным является также вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемой нормой не нарушено право заявителя на решение вопросов местного значения в сельском поселении "Вехнянская волость", на учет его мнения при выражении представительным органом муниципального образования согласия населения на преобразование муниципального образования, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель принял участие в публичных слушаниях по вопросу преобразования волости, где высказал свое мнение путем голосования.
Представительный орган сельского поселения "Вехнянская волость" 29 декабря 2014 года принял Решение N 9 о согласии на преобразование путем объединения волостей. Данное решение является действующим, не оспаривалось.
При таких обстоятельствах на момент принятия Псковским областным Собранием депутатов оспариваемого Закона согласие населения на преобразование сельских поселений путем их объединения имелось, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, при рассмотрении дела судом не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, Судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Псковского областного суда от 17 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыжова Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 91-АПГ15-11
Текст определения официально опубликован не был