Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 октября 2015 г. N 17-3/В-504
Вопрос: С 12 августа страховые взносы за временно пребывающих работников из Киргизии надо платить по тем же тарифам, что и за российских сотрудников. В ПФР - 22 процента, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 5,1 процента. Но в период с 1 января по 11 августа 2015 года выплаты таким сотрудникам облагались взносами в ФСС по ставке 1,8 процента и были освобождены от взносов в ФОМС. На основании вышеизложенного просим Вас разъяснить, как начислять взносы с доходов временно пребывающих иностранцев, которые работали в компании в августе:
1) Со всех доходов за месяц рассчитать взносы по новым тарифам: 22 % - в ПФР, 2,9% - в ФСС, 5,1% - в ФОМС?
2) Определить сумму доходов за период с 1 по 11 августа и начислить взносы по старым тарифам (22% в ПФР, 1,8% - в ФСС), а с доходов за период с 12 по 31 августа - по новым тарифам (22% - в ПФР, 2,9% - в ФСС, 5,1% - в ФОМС)?
Ответ: Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение <...> по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу граждан Кыргызской Республики, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), уплачиваются в целях обязательного социального (пенсионного, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинского) страхования лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть застрахованных лиц.
Такими законами являются:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральной закон N 255-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ обязательному пенсионному страхованию подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ) и работающие по трудовым договорам.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ), применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации 1,8 процента.
Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ не подлежат.
Одновременно частью 4 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и с 12 августа 2015 года - Кыргызская Республика.
Исходя из положений пункта 3 статьи 98 указанного Договора, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относятся обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, с 12 августа 2015 года граждане Кыргызской Республики, работающие по трудовым договорам на территории Российской Федерации, независимо от своего статуса имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) и право на медицинскую помощь и, соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в их пользу страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по тем же тарифам, что и с выплат гражданам Российской Федерации (т.е. в ФСС РФ по тарифу 2,9%, в ФФОМС по тарифу 5,1%).
Пунктом 3 статьи 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Учитывая, что Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В связи с тем, что временно пребывающие и работающие по трудовым договорам на территории Российской Федерации граждане Кыргызской Республики (за исключением высококвалифицированных специалистов) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, то с выплат в пользу таких граждан Кыргызской Республики, следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, выплаты за август 2015 года гражданам Кыргызской Республики, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам на территории Российской Федерации, необходимо делить пропорционально периодам с 1 по 11 августа и с 12 по 31 августа. При этом сумма, начисленная за период с 1 по 11 августа, облагается страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу 22 процента в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 процентов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу 1,8 процента, а сумма, начисленная с 12 по 31 августа, облагается страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу 22 процента в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 процентов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу 2,9 процента и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по тарифу 5,1 процента.
Директор департамента |
Л.Ю. Чикмачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что иностранные граждане, временно пребывающие в страну, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для них применяется тариф страховых взносов в ФСС России в размере 1,8%. Взносы в ФОМС не уплачиваются.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о ЕАЭС, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и с 12 августа - Киргизия. Соцобеспечение (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях, что и граждан России. Это значит, что они подлежат обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательному медицинскому страхованию.
Что касается граждан Киргизии, то выплаты за август 2015 г. для них необходимо делить пропорционально периодам с 1 по 11 августа и с 12 по 31 августа. При этом сумма, начисленная за первый период, облагается страховыми взносами в ПФР по тарифу 22%, в ФСС России - 1,8%. Сумма, начисленная за второй период, облагается взносами в ПФР по тарифу 22%, в ФСС России - 2,9% и в ФОМС - 5,1%.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 октября 2015 г. N 17-3/В-504
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 27 октября - 2 ноября 2015 г. N 40, в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 6 ноября 2015 г. N 43, в журнале "Документы и комментарии", ноябрь 2015 г., N 22, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 10 ноября 2015 г. N 21