Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к решению
городского Совета
от 4 марта 1998 г. N 113
Программа
приватизации муниципального имущества г. Новосибирска на 1998 год
1. Общие положения
1.1. Программа приватизации муниципального имущества г. Новосибирска на 1998 г. (далее - Программа) устанавливает приоритеты в осуществлении приватизации муниципального имущества, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц.
1.2. Программа разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации";
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- нормативными актами органов местного самоуправления.
Программа устанавливает цели, задачи и порядок приватизации муниципального имущества г. Новосибирска с учетом опыта и результатов проведения приватизации в 1992-1997 гг.
1.3. Приватизацию муниципального имущества г. Новосибирска осуществляет Комитет по управлению имуществом г. Новосибирска (далее комитет), он же выступает в качестве продавца.
1.4. Комитет вправе по поручению Комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области осуществлять приватизацию отдельных объектов, находящихся в государственной собственности. Приватизация указанных объектов комитетом осуществляется на основании договора с Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области.
1.5. Положения настоящей Программы по вопросам приватизации муниципального имущества обязательны для органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
1.6. Комитет вправе издавать приказы и положения по вопросам приватизации муниципального имущества, а также давать разъяснения нормативных актов по приватизации.
1.7. Изменения и дополнения в Программу подготавливаются комитетом и принимаются решениями городского Совета.
1.8. Настоящая Программа действует до утверждения программы на следующий период.
2. Основные задачи и цели приватизации
2.1. Приватизация муниципального имущества представляет собой возмездное отчуждение находящегося в муниципальной собственности имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
2.2. Главными целями приватизации на данном этапе являются:
- повышение эффективности функционирования деятельности приватизируемых предприятий, наиболее полное удовлетворение потребности населения в товарах и услугах;
- привлечение инвестиций, необходимых для их производственного, технологического и социального развития;
- дальнейшее создание условий для развития предпринимательства в городе, развития конкурентной среды, демонополизации экономики и изменения архитектурного облика города, связанных с переоборудованием пустующих зданий и восстановлением ветхих строений.
2.3. При приватизации решаются следующие задачи:
- привлечение инвестиций;
- обеспечение поступления денежных средств в бюджет города от приватизации;
- создание условий для развития рынка недвижимости и ценных бумаг.
3. Классификация муниципального имущества по возможности его приватизации в 1998 г.
3.1. Муниципальное имущество, не подлежащее приватизации в 1998 г.
3.1.1. Объекты и предприятия городского пассажирского транспорта (включая предприятия по их ремонту).
3.1.2. Автомобильные дороги общего пользования с отведенными под них земельными участками, предприятия и организации, осуществляющие их содержание.
3.1.3. Муниципальное предприятие "Новосибирский Метрополитен".
3.1.4. Объекты и предприятия по оказанию ритуальных услуг.
3.1.5. Кладбища.
3.1.6. Объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения).
3.1.7. Имущество, находящееся на балансе органа местного самоуправления и обеспечивающее его деятельность.
3.1.8. Библиотеки.
3.1.9. Организации (предприятия, объекты, учреждения) системы социальной защиты населения, относящиеся к муниципальной собственности.
3.1.10. Объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, школы-интернаты для детей сирот и детей с недостатками умственного и физического развития, пансионаты для престарелых, протезно-ортопедические предприятия.
3.1.11. Муниципальные образовательные учреждения и предприятия и входящие в их состав объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях производственного, социального и культурного назначения, а также клинические базы учреждений медицинского образования.
3.1.12. Лечебно-оздоровительные учреждения системы образования, в том числе детские дачи и лагеря.
3.1.13. Учреждения и предприятия здравоохранения, образования.
3.1.14. Аптеки, аптечные магазины и магазины "Оптика".
3.1.15. Имущество муниципальных учреждений культуры.
3.1.16. Имущество муниципальных предприятий и учреждений жилищного хозяйства.
3.1.17. Земли общего пользования.
3.1.18. Бани.
3.1.19. Рынки (продовольственные и вещевые).
3.2. Предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, приватизация и преобразование которых осуществляется с согласия городского Совета (согласно перечню). (п. 3.2 в ред. Решения новосибирского городского Совета депутатов от 03.06.98 N 151).
3.3. Муниципальное имущество, приватизация которого осуществляется по решению Мэра.
3.3.1. Муниципальные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (за исключением включенных в пп. 3.1).
3.3.2. Пустующие дома, здания и сооружения, требующие реконструкции и капитального ремонта, снос которых не предусмотрен генпланом развития г. Новосибирска.
3.3.3. Законсервированные объекты и объекты незавершенные строительством, для которых истек нормативный срок строительства.
3.4. Муниципальное имущество, приватизация которого осуществляется по решению комитета с учетом мнения отраслевых департаментов Мэрии и администраций районов города.
3.4.1. Нежилые помещения в жилых и нежилых зданиях.
3.4.2. Имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемства.
3.4.3. Прочее имущество, не вошедшее в п.п. 3.1, 3.2 и 3.3.
4. Способы приватизации муниципального имущества
4.1. Продажа муниципального имущества на аукционе.
4.1.1. На аукционе продаются муниципальные предприятия и другое муниципальное имущество в случае, если покупатель не должен выполнять какие-либо условия в отношении проданных муниципальных предприятий и другого муниципального имущества. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший в ходе аукциона наиболее высокую цену за объект приватизации.
4.1.2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок определения победителей аукциона, а также порядок расчетов за приобретенное муниципальное имущество регулируется положением, которое утверждается комитетом.
4.2. Продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.
4.2.1. На коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (далее коммерческий конкурс) продаются муниципальные предприятия и другое муниципальное имущество в случае, если в отношении объекта приватизации его покупателю необходимо выполнить определенные инвестиционные и (или) социальные условия.
Право приобретения объекта приватизации принадлежит победителю коммерческого конкурса - тому участнику, который предложил в ходе торгов наиболее высокую цену за указанный объект при условии выполнения таким покупателем инвестиционных и (или) социальных условий.
4.2.2. Инвестиционные и (или) социальные условия коммерческого конкурса, объемы, порядок выполнения, меры по контролю за их выполнением, а также порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса выполнения таких условий устанавливается планом приватизации.
Социальные условия коммерческого конкурса могут предусматривать в отношении объекта приватизации:
- сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;
- переподготовку или повышение квалификации работников;
- сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;
- реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.
4.2.3. Порядок проведения коммерческого конкурса, условия участия в нем покупателей, порядок определения победителей конкурса, а также порядок расчетов за приобретенное муниципальное имущество регулируется положением, которое утверждается комитетом.
4.3. Преобразование муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее - ОАО), 100 % акций которых находится в муниципальной собственности.
4.3.1. Муниципальные предприятия могут быть преобразованы в соответствии с постановлением мэра в ОАО, 100 % акций которых находятся в муниципальной собственности с последующей их продажей, согласно планам приватизации.
Решение о прекращении закрепления акций в муниципальной собственности принимается в соответствии с постановлением Мэра.
4.3.2. Продажа акций ОАО, созданных в процессе приватизации.
4.3.2.1. Продажа акций ОАО на аукционе.
На аукционе продаются акции в случае, если покупатель не должен выполнять какие-либо условия в отношении объектов приватизации. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший в ходе аукциона наиболее высокую цену за объект приватизации.
Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, критерии определения победителей аукциона, а также порядок расчетов за приобретенные акции регулируются положением, которое утверждается комитетом.
4.3.2.2. Продажа акций ОАО на специализированных аукционах.
Специализированный аукцион - это способ продажи акций на торгах, при котором все победители аукциона получают акции по единой цене.
Продажа акций на специализированном аукционе осуществляется в соответствии с планом приватизации, утвержденным комитетом. Порядок проведения специализированного аукциона, условия участия в нем покупателей, а также порядок расчетов за приобретенные акции ОАО устанавливаются положением, которое утверждается комитет.
4.3.2.3. Продажа акций ОАО работникам приватизированных предприятий.
Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и лицам, приравненным к ним, предоставляется право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 10 % уставного капитала по номинальной стоимости в сроки и в порядке, установленные планом приватизации.
4.3.2.4. Для проведения аукциона, коммерческого конкурса по продаже муниципального имущества, муниципального предприятия и акций ОАО приказом председателя комитета создается конкурсна комиссия. В состав конкурсной комиссии входят представители комитета и департамента экономики и финансов.
4.4. Выкуп арендованного муниципального имущества.
4.4.1. Арендаторы муниципального имущества, в том числе недвижимого, вправе его выкупить, если право выкупа оговорено в договоре аренды, договоре купли-продажи муниципального имущества, если они были покупателями государственного, муниципального предприятия, имущества, или если право выкупа предоставляется законом или иными нормативно-правовыми актами.
4.4.2. Решение о продаже арендованного имущества, кроме нежилых помещений, зданий и сооружений, принимается постоянно действующей комиссией по приватизации, утвержденной приказом председателя комитета.
Цена определяется в порядке, установленном постановлением Мэра.
4.4.3. Решение постоянно действующей комиссии по приватизации утверждается председателем комитета.
4.4.4. На основании решения постоянно действующей комиссии по приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи выкупаемого имущества.
4.4.5. Порядок и условия осуществления приватизации посредством аренды с правом выкупа имущества (муниципального унитарного предприятия) его работниками по рыночной стоимости регулируется положением, утверждаемым городским Советом.
4.5. Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.
Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется комитетом на основании постановления Мэра.
4.6. Продажа имущества (активов) действующих муниципальных предприятий и учреждений.
4.6.1. Продажа муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении действующих муниципальных предприятий, осуществляется самими муниципальными предприятиями по согласованию с отраслевыми департаментами и с разрешения комитета. По согласованию между предприятием и комитетом продажа имущества может осуществляться комитетом.
4.6.2. Продажа имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, производится комитетом по согласованию с отраслевыми департаментами.
4.6.3. Продажа недвижимого имущества производится исключительно комитетом.
4.6.4. Продажа автомобилей и других транспортных средств с износом более 50 % осуществляется самим муниципальным предприятием или учреждением согласно акту оценки оценщиков, имеющих право на такую деятельность, по цене не ниже остаточной балансовой стоимости на момент продажи. При износе 50 % и менее продажа автомобилей и других транспортных средств осуществляется на аукционе по цене, сложившейся на аукционе, но не ниже цены, установленной актом оценки оценщика, и не ниже остаточной балансовой стоимости.
4.6.5. Доходы, полученные от продажи имущества предприятий (учреждений), распределяются: 80 % средств остаются в распоряжении предприятия (учреждения) и направляются на развитие предприятий (учреждений) и не могут быть направлены на оплату труда, 20 % поступают на расчетный счет комитета и распределяются комитетом в соответствии с нормативами.
4.7. Продажа нежилых помещений, зданий и сооружений.
4.7.1. Продажа нежилых помещений, зданий и сооружений (далее - нежилые помещения) осуществляется комитетом.
4.7.2. Комитет вправе осуществлять продажу незанятых (неиспользуемых) нежилых помещений, а также нежилых помещений, переданных комитетом в аренду.
Продажа указанных нежилых помещений осуществляется на аукционе или коммерческом конкурсе.
4.7.3. Арендатор указанных нежилых помещений имеет право участвовать на аукционе или коммерческом конкурсе.
4.7.4. Нежилые помещения, занимаемые арендаторами, выкупившими муниципальные предприятия, муниципальное имущество на аукционе или коммерческом конкурсе, не могут выставляться на продажу до окончания срока договора аренды.
4.7.5. Продажа нежилых помещений, включая объекты не завершенные строительством, может осуществляться вместе с земельным участком или без земельного участка.
В случае продажи нежилого помещения без земельного участка покупатель обязан оформить договор аренды земельного участка.
В последующем покупатель нежилого помещения может выкупить земельный участок в установленном порядке.
4.7.6. Решение о продаже нежилых помещений принимается постоянно действующей комиссией по приватизации нежилых помещений и утверждается председателем комитета.
4.7.7. Постоянно действующая комиссия по приватизации нежилых помещений вправе принять решение о продаже нежилого помещения на аукционе, коммерческом конкурсе.
4.7.8. Непосредственно продажу на аукционе, коммерческом конкурсе осуществляет конкурсная комиссия комитета. Конкурсна комиссия признает победителем аукциона, коммерческого конкурса того участника, который предложил максимальную цену за нежилое помещение.
4.7.9. На основании решения конкурсной комиссии между комитетом и победителем аукциона, коммерческого конкурса заключается договор купли-продажи нежилого помещения.
4.7.10. В случае, если при продаже нежилого помещения на аукционе, коммерческом конкурсе арендатор указанного помещения не стал победителем, переход права собственности на арендованное нежилое помещение не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
4.7.11. Начальную цену на нежилое помещение устанавливает постоянно действующая комиссия по приватизации нежилых помещений в порядке, установленном законодательством, нормативными актами Мэрии, городского Совета или приказами комитета. Цена продажи земельного участка определяется в установленном порядке.
4.7.12. Комитет по управлению имуществом г. Новосибирска вправе принять решение о продаже арендуемого имущества в зависимости от экономической ситуации в городе. В этом случае продажа производится по рыночной оценке этого имущества в соответствии с действующими нормативными актами с использованием экспертизы независимых оценщиков.
4.8. Продажа земельных участков под приватизированными предприятиями и под застройку.
4.8.1. Порядок продажи земельных участков под приватизированными предприятиями и продажа гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории г. Новосибирска, или продажа права их аренды регулируется законодательством Российской Федерации и положениями, утверждаемыми решением городского Совета.
4.8.2. Цена продажи земельного участка или права его аренды определяется в установленном порядке.
4.9. Отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций ОАО владельцам ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
4.9.1. Решение о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации ОАО, принимает Мэр. Таким решением определяется порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг, количество акций ОАО, категория (тип) таких акций, а также наименование ОАО эмитентов таких акций.
4.9.2. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных ценных бумаг и ограничения на обращения таких бумаг устанавливает комитет.
5. Порядок принятия решения о приватизации
5.1. Комитет осуществляет приватизацию муниципального имущества в соответствии с настоящей Программой.
5.2. Инициатива в проведении приватизации муниципального имущества может исходить от комитета, физических и юридических лиц.
5.3. Заявки на приватизацию муниципального имущества подаются в комитет и рассматриваются в установленном законодательством порядке.
5.4. Заявка на приватизацию муниципального имущества может быть отклонена в установленном законодательством порядке.
5.5. Комитет совместно с отраслевыми департаментами проводит анализ эффективности работы муниципальных предприятий и эффективности использования муниципального имущества и дает обоснование целесообразности его приватизации.
5.6. Основаниями для принятия решения о приватизации муниципального предприятия являются:
- низкорентабельная работа предприятия;
- неэффективное использование муниципального имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения.
5.7. Решение о приватизации принимается при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных в п. 5.6 настоящей Программы по согласованию с соответствующим отраслевым департаментом и Администрацией района города.
В решении определяются:
- способ приватизации;
- использование специального права ("Золотая акция") на участие в управлении ОАО, созданных путем преобразования муниципальных предприятий;
- продажа находящихся в муниципальной собственности акций ОАО;
- закрепление акций ОАО в муниципальной собственности.
5.8. Для подготовки и рассмотрения планов приватизации приказом по комитету создается постоянно действующая комиссия по приватизации.
5.9. В состав постоянно действующей комиссии по приватизации входят представители:
- комитета;
- отраслевых департаментов (комитетов, управления);
- департамента экономики и финансов;
- городского Совета.
В работе постоянно действующей комиссии по приватизации участвуют представители Администрации соответствующего района города с правом решающего голоса.
Постоянно действующая комиссия по приватизации вправе привлекать к работе экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.
5.10. План приватизации рассматривается и принимается постоянно действующей комиссией по приватизации и утверждается председателем комитета.
В плане приватизации при продаже на аукционе (коммерческом конкурсе) определяются способ продажи объекта приватизации, сроки и условия его продажи, а также начальная цена.
В плане приватизации при преобразовании муниципальных предприятий в ОАО устанавливается величина уставного капитала, льготы его работникам в случае их предоставления, категории, типы и номинальная стоимость акций, способы и сроки их продажи.
6. Порядок оценки стоимости приватизируемого муниципального имущества
6.1. Оценка стоимости приватизируемых предприятий, объектов недвижимости и иного муниципального имущества (за исключением акций), подлежащего приватизации на аукционе (коммерческом конкурсе), производится на основе данных бухгалтерского баланса за отчетный квартал, предшествующий дате принятия решения о приватизации, и данных обязательной инвентаризации имущества по его фактическому наличию.
6.2. Величина уставного капитала ОАО, созданных путем преобразования муниципальных предприятий, определяется на основе данных бухгалтерского баланса за отчетный квартал, предшествующий дате принятия решения о приватизации, с учетом данных обязательной инвентаризации имущества по его фактическому наличию.
6.3. Оценка стоимости приватизируемого муниципального имущества, имущества, вносимого в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, имущества, сданного в аренду с правом выкупа, и величины уставного капитала ОАО производится в порядке, установленном законодательством, нормативными актами Мэрии, городского Совета, приказами комитета.
6.4. Начальная цена продажи объекта приватизации определяется комиссией по приватизации на основе оценки стоимости объекта приватизации по действующей методике и на основе оценки специализированных оценочных организаций с учетом конъюнктуры рынка.
6.5. В случаях, когда начальная цена по мнению комиссии и по действующим нормативам не соответствует рыночной (цене продажи аналогичных объектов), комитет при определении начальной цены может привлекать независимых оценщиков, кандидатуры которых определяет комиссия.
6.6. Начальная цена при продаже пакетов акций определяется в порядке, установленном законодательством, нормативными актами Мэрии, городского Совета или приказами комитета.
6.7. Комитет вправе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка принять решение об изменении начальной цены объекта приватизации. Начальная цена объекта приватизации может быть снижена не более чем на 10 %.
6.8. В случае двукратной непродажи объекта на аукционе (коммерческом конкурсе) комиссия по приватизации вправе принять новый план приватизации, либо внести изменения в существующий план приватизации и установить новую начальную цену.
7. Продавец муниципального имущества
Продажу муниципального имущества осуществляет комитет.
Комитет в пределах своих полномочий:
- осуществляет продажу объектов приватизации;
- осуществляет продажу акций;
- на основании постановления Мэра выступает учредителем хозяйственных обществ;
- ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате приватизации муниципального имущества;
- ведет учет подлежащих приватизации акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ;
- осуществляет контроль за исполнением условий договоров купли-продажи муниципального имущества;
- осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых комитет осуществляет полномочия акционера (участника);
- осуществляет выпуск ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в муниципальной собственности акций ОАО, созданных в процессе приватизации.
8. Меры по повышению эффективности и контроль за процессом приватизации
8.1. Для повышения эффективности процесса приватизации комитет использует следующие механизмы:
- определение продажной цены предприятий, пакетов акций экспертным путем перед проведением аукционов (коммерческих конкурсов) с учетом:
- активов (по балансовой стоимости);
- конъюнктуры рынка (аналоговый);
- ожидаемого дохода и т.д.;
- снятие с торгов объектов муниципальной собственности, лотов акций на основании коллегиального решения конкурсной комиссии без объяснения причин (в случаях, когда предполагается сговор между претендентами);
- использование гибкой формы расчетов с покупателями муниципального имущества предприятия, заключающейся в предоставлении рассрочки платежей в течение одного-шести месяцев в случаях продаж по цене свыше 5000 минимальных размеров оплаты труда, если финансовые возможности покупателя не позволяют ему приобрести объект сразу и если при возможном отказе достичь аналогичной цены на повторном конкурсе вряд ли удастся;
- отстранение от участия в повторном конкурсе физических и юридических лиц, отказавшихся от заключения договора купли-продажи, ставших победителями предыдущего аукциона (коммерческого конкурса).
8.2. При приватизации муниципального недвижимого имущества договор купли-продажи, зарегистрированный в комитете, является документом, удостоверяющим право собственности покупателя, и подлежит регистрации покупателем в комитете по земельным ресурсам и землеустройству и в муниципальном учреждении "Городское бюро технической инвентаризации".
8.3. Комитет осуществляет проверку соблюдения условий договоров купли-продажи в соответствии с Положением "Об организации контроля за соблюдением условий приватизации объектов муниципальной собственности", утвержденным председателем комитета.
8.4. В случаях выявления нарушений условий договоров купли-продажи комитет принимает соответствующие меры, направляет виновникам претензионные уведомления, а в случаях их невыполнения передает материалы в арбитражный суд о расторжении договоров купли-продажи.
8.5. При продаже предприятий, муниципального имущества на аукционе (коммерческом конкурсе) сумма залога (задатка), взимаемого с их участников, устанавливается в размере 100 % начальной цены объекта, но не более 1000-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.
8.6. Распределение средств от приватизации муниципального (государственного) имущества производится Комитетом по управлению имуществом г. Новосибирска в установленные законодательством сроки в соответствии с нормативами распределения, утвержденными городским Советом (приложение к Программе приватизации муниципального имущества г. Новосибирска).
9. Информационное обеспечение процесса приватизации
9.1. Информационное обеспечение процесса приватизации возлагается на комитет. Информация о приватизации должна быть опубликована не менее чем за один месяц до дня осуществления продажи указанного имущества.
Комитет обязан обеспечить публикацию информации в одной или нескольких городских газетах. Комитет вправе помещать информацию о продаже и в других средствах массовой информации.
9.2. Информация о результатах сделок приватизации подлежит опубликованию в течение месяца со дня совершения сделок.
9.3. Перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию, устанавливается комитетом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.