Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 октября 2015 г. N 03-07-11/56570
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного организации в оперативное управление, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной методологии сообщает.
Пунктом 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по предоставлению на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, в соответствии с которым налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного организации в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 Кодекса не предусмотрено. Поэтому при оказании организацией услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного ей в оперативное управление, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация - арендодатель имущества.
В то же время согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В этой связи услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного им в оперативное управление, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (далее - Положение), Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением.
Вместе с тем, указанные пункт Положения и статья Федерального закона N 167-ФЗ требуют актуализации, поскольку в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации термин "Пенсионный фонд" означает государственный внебюджетный фонд, аккумулирующий денежные средства на финансовое обеспечение исполнения расходных обязательств по пенсионному обеспечению, а не государственное учреждение.
Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации разделены понятия "Пенсионный фонд Российской Федерации" и "орган управления Пенсионным фондом".
Исходя из изложенного и положений статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при применении отраслевого законодательства и законодательства о налогах и сборах следует принимать во внимание, что на органы управления государственными внебюджетными фондами распространяются особенности правового положения казенных учреждений.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного организации в оперативное управление.
При оказании организацией услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного ей в оперативное управление, плательщиком НДС является эта организация - арендодатель имущества.
При этом услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного им в оперативное управление, не являются объектом обложения НДС.
Отмечается, что на органы управления государственными внебюджетными фондами распространяются особенности правового положения казенных учреждений.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 октября 2015 г. N 03-07-11/56570
Текст письма официально опубликован не был