Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Министерства
промышленности и торговли РФ
от 3 марта 2015 г. N ЕВ-3949/08
Методические рекомендации
по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации
1. О ярмарочной торговле
1.1. Ярмарка - самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.
Ключевым отличием ярмарок от иных торговых форматов (кроме розничных рынков) является наличие на одной ярмарочной площадке множества самостоятельных мелких хозяйствующих субъектов и граждан, являющихся собственниками товара, которые реализуют однородные группы товаров, конкурируя друг с другом.
Это обстоятельство дает возможность потребителю выбрать оптимальную цену, торговаться или приобрести товар со значительной скидкой при завершении работы ярмарки. По этой причине чем больше ярмарка, то есть чем больше торговых мест с однородными группами товара на ярмарке, тем выше конкуренция и ниже розничные цены, что подтверждается практикой. И наоборот: чем меньше ярмарка и меньше конкуренция между продавцами однородных групп товаров на ней, тем хуже ассортимент, выше цены и ниже качество обслуживания покупателей.
Указанные обстоятельства следует учитывать при организации и размещении ярмарок.
1.2. Ярмарочная торговля является важнейшим элементом нормальной экономики и комфортной среды (как для предпринимателей, включая производителей, так и для граждан).
Ярмарки являются эффективным бизнес-инкубатором - то есть инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающему предпринимателю открыть торговое дело, а небольшому производителю - открыть или расширить производство с гарантированным сбытом. В этой связи ярмарки являются важной инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для проведения ярмарки не требуется выделения земельного участка и оформления земельно-правовых отношений, так как ярмарка может быть организована на любой подходящей площадке, в первую очередь на территориях общего пользования - площадях, улицах, скверах, бульварах, парках и т.д.
Каждая новая ярмарка позволяет вовлечь в торговлю продукты, производимые недалеко от населенного пункта. Это позволяет небольшим производителям в меньшей степени применять технологии, увеличивающие сроки годности продуктов. Соответственно, улучшается качество продуктов питания.
Ярмарки формируют определенную социокультурную среду и увеличивают привлекательность и комфортность города как для туристов, так и для его жителей. Развитая уличная торговля и ярмарки в том числе - неотъемлемый элемент современного комфортного города, в том числе крупных городов и мегаполисов. Исторические центры городов мира, места массового посещения туристами и жителями невозможно представить без повсеместной ярмарочной торговли, в том числе изделиями народных художественных промыслов, ремесел, текстильной продукцией, продуктами питания, в том числе аутентичными местными продуктами, а также разнообразных точек быстрого питания (фаст-фуда). Поэтому неверно воспринимать ярмарки исключительно как способ удовлетворить потребности граждан в продовольствии без важнейшей культурной и эстетической составляющей ярмарок.
Ряд товаров, прежде всего свежие овощи, фрукты, ягоды, традиционно лучше продаются на открытом воздухе (за исключением территорий с совсем неблагоприятными климатическими условиями). В европейской части и на юге России потребители традиционно предпочитают приобретать свежую плодоовощную продукцию на ярмарках, открытых площадках рынков и с лотков.
На ярмарках, особенно в части сельскохозяйственной продукции, товар, как правило, реализуется без упаковки, вразвес. Это снижает себестоимость товара, уменьшает затраты производителя, но также позволяет не использовать различные средства и консерванты для увеличения срока реализации продукции и довести продукты до покупателя максимально свежими.
Деньги, заработанные торговцами на ярмарках, не выводятся из страны или региона, а тратятся в местах их проживания и работы. Закупка товара производится, в большинстве случаев, у местных производителей или оптовых организаций. То есть деньги, генерируемые ярмарочной торговлей, остаются в экономике города или региона, совершая в ней несколько оборотов, благодаря чему достигается максимальных стимулирующий эффект. Деньги, заработанные крупными торговыми структурами, особенно интернациональными, выводятся из экономики региона и работают на экономику других регионов или стран.
1.3. В зависимости от периодичности проведения ярмарки подразделяются на регулярные ярмарки и разовые.
Под регулярными ярмарками понимаются ярмарки, которые проводятся регулярно (с определенной периодичностью) на определенной ярмарочной площадке. Ввиду регулярного характера размещения на определенной площадке в течение достаточно длительного времени регулярные ярмарки являются важным элементом местной торговой инфраструктуры.
К регулярным ярмаркам относятся: ярмарки выходного дня, иные еженедельные ярмарки, сезонные и прочие ярмарки с установленной периодичностью, а также постоянно действующие ярмарки.
Регулярные ярмарки являются постоянным стабильным каналом сбыта для производителей, а также предоставляют стабильную возможность для занятия малым торговым предпринимательством.
Еженедельная ярмарка, в том числе ярмарка выходного дня - ярмарка, проводимая еженедельно, например по пятницам - воскресеньям, либо иному графику.
Разовые ярмарки не имеют установленной регулярности проведения. К ним, в частности, относятся праздничные, сезонные и тематические ярмарки, если они не носят регулярный характер.
Праздничные и тематические ярмарки - ярмарки, приуроченные к государственным, религиозным праздникам, торжественным и памятным датам, а также иным общественно-значимым событиям (например, началу или окончанию учебного года, выборам в органы государственной власти и местного самоуправления), культурным событиям, народным гуляниям
1.4. В зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными.
На универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки.
Специализированная ярмарка - ярмарка, проводимая, как правило, регулярно через равные промежутки времени, либо разово, на которой множество продавцов предлагают покупателям товары (работы, услуги), определяемые специализацией ярмарки.
К специализированным ярмаркам, в частности, относятся:
- сельскохозяйственные (продовольственные) ярмарки - ярмарки, на которых осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
- ярмарки по продаже определенных видов товаров (ярмарки меда, рыбные ярмарки, книжные ярмарки и т.п.);
- "блошиные рынки" - ярмарки по продаже старинных, винтажных, антикварных вещей, предметов старины, народных ремесел и художественных промыслов;
- вернисажи - уличные выставки-продажи картин, художественных произведений, предметов искусства и народного творчества;
- садовые ярмарки - ярмарки по продаже рассады, дачных и садовых растений и принадлежностей;
- любые иные тематические ярмарки.
1.5. Ярмарочная торговля обладает уникальными особенностями, отличающими её от других торговых форматов. Нестационарный, легковозводимый характер размещения торговых объектов (лотков), образующих ярмарку, позволяет организовывать торговлю практических на любых площадках и освобождать их, в случае необходимости, в кратчайшие сроки.
Благодаря низким затратам на проведение ярмарки создается возможность максимально быстро задействовать значительное количество организаторов и участников торговой деятельности и обеспечить значительное увеличение каналов сбыта продовольственных товаров, прежде всего отечественных и местных производителей.
Создание условий для развития регулярных ярмарок является важной мерой, способной улучшить ситуацию для всех участников рынка:
- для потребителей - повышение экономической и физической доступности продовольственных товаров, особенно местного производства, разнообразие ассортимента;
- для производителей - наличие канала сбыта продукции. Для продукции мелких и средних производств, фермерских хозяйств и хозяйств населения ярмарки - один из немногих, а порой единственный, путь к потребителю. Такие производители не могут и не должны работать с розничными сетями;
- для торговцев и организаторов ярмарок - возможность открывать и развивать свой бизнес. Причем, в ярмарочной торговле иногда производитель и продавец - это одно лицо, что особенно свойственно представителям фермерских и личных подсобных хозяйств, а также при реализации изделий народных художественных промыслов и ремесленничества. В этом случае, успешная реализация произведенной продукции мотивирует к увеличению производства, что позитивно влияет на повышение уровня предпринимательской активности среди населения.
Уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать максимальное содействие для расширения ярмарочной торговли, особенно регулярных ярмарок, как способа вовлечения в оборот продукции мелких производителей и хозяйств, обеспечения роста предпринимательской активности и самозанятости населения, а также действенного фактора для оптимизации и сдерживания розничных цен.
Для мелких производителей реальная возможность гарантированного и удобного сбыта продукции является основополагающим фактором, необходимым для функционирования и роста. Только при наличии этого фактора гораздо большее, чем сегодня, количество мелких производителей будет переходить в разряд средних, а средних - в разряд крупных.
Расширение ярмарочной торговли приведет к значительному ослаблению зависимости продовольственного рынка от импортных товаров, а значит, к большей защищенности населения от негативных экономических изменений, таких, как падение курса рубля.
2. Субъекты ярмарочной торговли
2.1. Субъектами ярмарочной торговли являются организаторы ярмарочной торговли, деятельность которых состоит в создании условий и возможностей для совершения торговых операций (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), и продавцы (участники ярмарки, ярмарочные торговцы), осуществляющие розничную торговлю с использованием оборудованных торговых мест, с использованием автомашин и автомагазинов, а также иных допускаемых средств и приспособлений в рамках проведения ярмарки, в том числе с рук.
2.2. Организаторами ярмарок могут быть:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения;
- иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе организации потребительской кооперации, ассоциации и союзы сельскохозяйственных товаропроизводителей, производителей продуктов питания, союзы и ассоциации, объединяющие субъектов торговой деятельности (торговые союзы), иные профильные предпринимательские объединения (далее -профессиональные организаторы ярмарок).
Поддержка формирования и развития профессиональных организаторов ярмарок является важной задачей органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития ярмарочной торговли.
Основной деятельностью профессиональных организаторов ярмарок должна быть организация разнообразных, востребованных и интересных ярмарочных мероприятий и привлечение для участия в ярмарках максимального количества мелких субъектов торговли, а также производителей продуктов питания и сельскохозяйственных производителей.
Как следствие, будут возникать новые и расширяться существующие каналы сбыта для отечественных производителей, увеличиваться предпринимательская активность, усиливаться конкуренция, а также улучшаться качество организации ярмарок, так как профессиональные организаторы ярмарок будут конкурировать между собой как за покупателя, так и за лучшие условия для участников.
Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны оказывать содействие профессиональным организаторам ярмарок в их желании самостоятельно организовывать ярмарки для своих членов и других желающих.
2.3. Продавцами на ярмарках могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в том числе представители крестьянских (фермерских) хозяйств, а также граждане, ведущие личные подсобные хозяйства или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством.
Однако, это не означает, что доступ на ярмарки должны иметь только местные производители или "только непосредственные производители", "только фермеры", а "перекупщики" устраняться от торговли.
Такая позиция противоречит сути экономических отношений. Производство и торговля - разные виды деятельности, и эффективно ими могут заниматься только профессиональные игроки независимо от их размера. Это в полной мере относится и к мелким хозяйствующим субъектам - как производителям, так и торговцам. Небольшие сельскохозяйственные производители, особенно в сезон уборки и закладки урожая, редко имеют возможность сами выехать в крупный город на рынок или ярмарку. Поэтому необходим широкий слой мелких предпринимателей - торговцев, а также потребкооперация и иные формы объединений, которые с минимальными издержками реализуют товар мелких производителей на рынках и ярмарках.
Слой специализированных мелких субъектов торговой деятельности, или "перекупщики" - важное звено в реализации продукции мелких и средних хозяйств и производителей. Без развития этого посреднического звена не произойдет развитие мелкого и среднего сельскохозяйственного производства.
В ряде сегментов розничная продажа традиционно эффективна, когда осуществляется самим производителем. В частности, это относится к торговле мёдом и продукцией пчеловодства, изделиями народных художественных промыслов, ремесленничества и кустарных производств.
Тем не менее, фермер, владелец личного подсобного хозяйства и иной производитель должен иметь возможность свободно получить нормальное место на ярмарке, если у него возникает желание или необходимость непосредственно продать свой товар. Такие участники являются, как правило, украшением любой ярмарки, и позитивно влияют на общий уровень цен на ярмарке, так как имеют более широкие возможности для торга и снижения цены.
В целях улучшения имиджа ярмарочной и рыночной торговли и устранения несоответствий с реальными отношениями в этой сфере целесообразно не применять к участникам ярмарок, не являющихся производителями, таких обозначений, как "перекупщик".
3. Организация ярмарок
3.1. В целях развития ярмарочной торговли, становления специализированного круга профессиональных организаторов ярмарок и профессиональных ярмарочных торговцев - участников ярмарок (как "фермеров", "производителей", так и обычных предпринимателей необходимо применение двух способов организации регулярных ярмарок:
- организация ярмарок органами государственной власти субъектов Российской Федерации и/или органами местного самоуправления муниципальных образований, а также унитарными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями (в дальнейшем указанные ярмарки будут называться государственными или муниципальными ярмарками);
- организация ярмарок иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (профессиональными организаторами ярмарок).
3.2. Ярмарочные площадки подбираются организаторами ярмарок в местах, генерирующих наиболее активные пешеходный и покупательский потоки. К этим местам относятся, в том числе:
- традиционные для населенного пункта местах массового скопления людей (городские площади, улицы, при ограничения движения транспорта, популярные пешеходные бульвары и т.п.);
- территории вблизи функционирующих крупных торговых объектов (торговые центры, гипермаркеты, супермаркеты, прочие крупные торговые объекты);
- оживленные улицы, удобно расположенные как для покупателей, так и для торгующих, при условии ограничения движения транспорта на них на время проведения ярмарки;
- исторически зарекомендовавшие себя места проведения ярмарок, места сложившегося сосредоточения магазинов и других торговых объектов.
Необходимо учитывать, что сосредоточение торговли в сложившихся местах прибавляет оборотов всем предприятиям торговли и торговым объектам, находящимся на этой территории, за счет привлечения дополнительных покупателей. Кроме того, торговля в сложившихся местах не создает дискомфорта жителям. В этой связи, необходимо максимально использовать потенциал сложившихся мест сосредоточения торговых объектов различных форматов, организуя ярмарки именно в таких местах.
Площадка ярмарки должна быть подготовлена организатором ярмарки для обеспечения возможности нормальной ярмарочной торговли, а также с учётом создания условий для соблюдения правил личной гигиены продавцов. На площадке должны быть установлены контейнеры для сбора мусора и биологических отходов, а также обеспечена их уборка и вывоз.
3.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют справочную общедоступную систему ярмарочных площадок, в которую включаются все площадки, на которых проводятся либо ранее проводились ярмарки, а также новые ярмарочные площадки, согласованные органом местного самоуправления по заявлению организатора ярмарки.
В системе ярмарочных площадок указываются адресные ориентиры площадки, ее площадь, возможность подключения к электросетям, примерное количество торговых мест, возможность осуществления торговли с автомашин, ограничения по периодам и времени работы ярмарки на данной площадке, ограничения по специализации ярмарки, а также иная информация, необходимая потенциальным организаторам или участникам ярмарок, а также гражданам.
Ярмарочные площадки (ярмарки) не включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов, формируемую в соответствии со ст. 10 Закона о торговле.
3.4. Торговые места на государственных или муниципальных ярмарках распределяются между участниками на основании их заявок, направляемых в адрес соответствующего органа власти - организатора ярмарки. Все поступающие заявки должны быть удовлетворены. В случае отсутствия свободных мест на указанной в заявке ярмарке, организатор должен предоставить продавцу на выбор имеющиеся свободные места на других ярмарках, либо, при невозможности, на следующей ярмарке в порядке очередности заявок. Нехватка торговых мест на ярмарках как системное явление не должна допускаться, учитывая достаточное количество в городах свободных пространств для организации достаточного количества ярмарок.
При устойчивом превышении количества заявок на участие в ярмарках над количеством торговых мест соответствующие органы власти должны принять меры к расширению существующих ярмарочных площадок или организации новых с целью удовлетворения спроса.
Государственные (муниципальные) ярмарки - общедоступная ярмарочная инфраструктура. Она должна быть ориентирована на удовлетворение всех поступающих заявок потенциальных участников ярмарок на предоставление торговых мест. Потенциальный участник ярмарки, обратившийся в соответствующий орган власти, должен гарантированно получить торговое место. Возникающий дефицит торговых мест приводит к ограничению конкуренции, сопряженному, как правило, со злоупотреблениями. В этой связи целесообразно, чтобы ярмарочные площадки для государственных (муниципальных) ярмарок были схожими между собой по привлекательности для осуществления торговли.
Ситуации, когда возникает конкурсный или иной отбор участников государственных или муниципальных ярмарок не является нормальной, так как такие ярмарки призваны дать возможность всем желающим, соблюдающим установленные требования, осуществлять торговлю.
Для формирования профессиональных участников ярмарочной торговли целесообразно, чтобы торговые места на государственных и муниципальных ярмарках не поступали каждый раз в перераспределение, а определялись за конкретными участниками, которые смогут в таком случае на долгосрочной основе планиро
<< Назад |
||
Содержание Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 3 марта 2015 г. N ЕВ-3949/08 "О дальнейших мерах по развитию ярмарочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.