В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки О.А. Ворониной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции гражданке О.А. Ворониной было отказано в удовлетворении исковых требований к сельской администрации о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на жилищный учет. При этом суд, в частности, исходил из того, что истицей не представлено доказательств, что дом, в праве собственности на который О.А. Ворониной принадлежит 1/2 доля, признан в установленном порядке непригодным для проживания.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации О.А. Воронина оспаривает конституционность Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47).
По мнению заявительницы, данное Положение противоречит статьям 19, 35, 42 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает необходимость признания непригодным для проживания жилья, находящегося в зоне отселения, определенной Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяя зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и устанавливая, в частности, в статье 9 критерии отнесения загрязненных территорий к зоне отселения, выделяет в рамках данной зоны территории, где население подлежит обязательному отселению и где граждане вправе самостоятельно принять решение о выезде на другое место жительства.
Этот же закон, устанавливая меры социальной поддержки для указанных в нем категорий граждан, предусматривает в отношении ряда категорий (в том числе для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определяя требования, которым должно отвечать жилое помещение, предусматривает, в частности, что внутри жилого помещения мощность эквивалентной дозы облучения не должна превышать мощность дозы, допустимой для открытой местности, более чем на 0,3 мкЗв/ч, а среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе эксплуатируемых помещений не должна превышать 200 Бк/куб.м (пункт 31).
При этом в соответствии с пунктом 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие в том числе изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Таким образом, сами по себе нормы, установленные оспариваемым Положением, учитывающие уровень радиационного фона для определения требований, которым должно отвечать жилое помещение, и направленные на защиту жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия радиации, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ворониной Ольги Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2239-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ворониной Ольги Александровны на нарушение ее конституционных прав Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
Текст Определения официально опубликован не был