Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 306-КГ15-10666
Судья Верховного Суда Российской Федерации Букина И.А.,
изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2015 по делу N А65-18315/2014,
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - исполком) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган),
при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Завод Строительных конструкций" (далее - ООО "ЗСК"), МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" (далее - комитет), о признании недействительным решения и предписания от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014, установил:
исполком обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет и ООО "ЗСК".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2015, заявленные требования удовлетворены частично. Предписание антимонопольного органа от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014 признано недействительным. В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания недействительным предписания от 15.07.2014, отказать исполкому в удовлетворении требований.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны исполкома при предоставлении ООО "ЗСК" земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 для строительства производственной базы.
По результатам анализа представленных документов антимонопольным органом установлено, что предоставление ООО "ЗСК" названных земельных участков происходило с предварительным согласованием по постановлению от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани с приложением акта выбора земельного участка на основании заявления ООО "ЗСК".
В сборнике документов и правовых актов МО г. Казани от 13.06.2013 N 23 исполком опубликовал копию постановления от 05.06.2013 N 5360 "О предварительном согласовании ООО "ЗСК" мест размещения объекта по ул. Можайского г. Казани", а не информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Усмотрев в действиях исполкома признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган возбудил дело N 06-140/2014 по признакам нарушения исполкомом статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в вынесении постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656 без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков, что привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 15.07.2014 принято решение N 06-140/2014, которым действия исполкома признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Исполкому выдано предписание от 15.07.2014, которым предписано:
- отменить постановление от 09.09.2013 N 7907, на основании которого ООО "ЗСК" представлены в аренду земельные участки с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:8656.
- принять меры по прекращению договорных отношений с ООО "ЗСК", в части аренды земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:86563.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, исполком обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований исполкома о признании недействительным решения антимонопольного органа от 15.07.2014 по делу N 06-140/2014, суды трех инстанций руководствовались положениями статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что в действиях исполкома, выразившихся в вынесении постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках муниципального образования города Казани без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков, антимонопольным органом правомерно установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, принимая решение о признании недействительным предписания от 15.07.2014 по делу 06-140/2014, суды трех инстанций посчитали, что обоснованность выдачи предписания от 15.07.2014 в данном виде антимонопольным органом не подтверждена.
При этом суды исходили из того, что договор аренды заключен с нарушениями антимонопольного законодательства по вине исполкома, каких-либо обстоятельств или условий, не позволяющих или препятствовавших на законных основаниях заключить этот договор для ООО "ЗСК", не существовало.
По мнению судов, исполнение предписания антимонопольного органа подразумевает отказ от введения в эксплуатацию объекта недвижимости, возведенного на спорном участке, и соответственно невозможность его использования по назначению, то есть нарушает права ООО "ЗСК" в осуществлении предпринимательской деятельности.
Кроме того, суды отметили, что в нарушение положений пунктов 3.147 и 3.150 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, в оспариваемом решении антимонопольного органа отсутствуют перечень действий, подлежащих включению в предписание, и их описание, а содержится лишь общее указание на необходимость прекращения договорных отношений с ООО "ЗСК" в части аренды земельных участков.
Выражая несогласие с состоявшимся по делу судебными актами в части признания недействительным предписания от 15.07.2014, заявитель кассационной жалобы указывает на законность и исполнимость оспариваемого предписания, отсутствие каких-либо процессуальных нарушений в действиях антимонопольного органа, которые могли бы повлечь ущемление прав и законных интересов исполкома.
То обстоятельство, что на арендованном земельном участке ООО "ЗСК" возведен объект недвижимости, не имеет правового значения для настоящего дела, так как возведение указанного объекта не является последствием заключения договора аренды в смысле пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не представляет собой результат исполнения этого договора.
Поскольку в рассматриваемой ситуации земельный участок предоставлен с нарушением требований земельного и антимонопольного законодательства, то предписание о принятии меры по прекращению договорных отношений с ООО "ЗСК" в части аренды земельных участков с кадастровыми номерами N 16:50:000000:8659, N 16:50:000000:86563 является конкретным, исполнимым, и направлено исключительно на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30.11.2015 на 11 часов 40 минут в помещении суда по адресу: г. Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Букина И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 306-КГ15-10666
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 99-ПЭК16
08.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24018/2015
04.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-688/15
04.12.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-18315/14