Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Нормативная часть
2.1. Нормативы численности гардеробщиков
Организация труда
В обязанности гардеробщиков входит прием, хранение и выдача верхней одежды и других мелких личных вещей работников и посетителей, приходящих в находящиеся в здании организации. Перед началом работы при смене дежурства гардеробщик принимает под расписку все вещи, находящиеся в гардеробе, а также оборудование гардероба и номерные знаки. В течение смены гардеробщик постоянно находится в гардеробе.
При приеме верхней одежды и вещей гардеробщик выдает владельцу жетон, выдача вещей производится по его предъявлении.
Рабочим местом гардеробщика является помещение гардероба, которое оборудуется вешалками, стеллажами для хранения мелких вещей, шкафом для хранения средств уборки. По окончании работы гардеробщик производит уборку гардероба.
Таблица 1
Нормативы численности гардеробщиков
Количество мест в гардеробе |
Нормативы численности на один гардероб, человек в смену |
До 100 |
0,86 |
101-200 |
0,97 |
201-300 |
1,18 |
301-400 |
1,39 |
401-500 |
1,60 |
501-600 |
1,81 |
601-700 |
2,02 |
701-800 |
2,23 |
801-900 |
2,44 |
901-1000 |
2,65 |
1001-1100 |
2,86 |
Расчет численности гардеробщиков
Дли определения численности гардеробщиков необходимо:
определить необходимое и рациональное количество гардеробов в здании, которое зависит от количества корпусов, отдельных помещений с изолированными входами и т.д.;
определить необходимое и рациональное количество мест в гардеробе, которое устанавливается в зависимости от количества работающих и посетителей;
по установленному количеству мест в гардеробе определить по табл. 1 норматив явочной численности гардеробщиков в смену на один гардероб;
установить количество смен работы гардеробов и определить явочную численность гардеробщиков во всех гардеробах во все смены работы.
2.2. Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования зданий
Организация труда
Рабочие обеспечивают нормальную эксплуатацию инженерного оборудования зданий, а именно: центрального отопления, водоснабжения, канализации, электроосвещения, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, установленных на данном оборудовании. Эксплуатация оборудования должна осуществляться в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий (утвержденных Госстроем СССР 8 сентября 1964 г.) и заключаться в выполнении планово-предупредительных работ, а также непредвиденных работ.
К планируемым работам относятся периодические осмотры и профилактический ремонт; к непредвиденным - устранение мелких повреждений и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации зданий, а также устранение последствий аварий и стихийных бедствий.
Периодические осмотры и профилактический ремонт оборудования производятся в соответствии с графиками планово-предупредительного ремонта.
Работы, связанные с исправлением повреждений и неисправностей оборудования, выполняются по заявкам и указаниям администрации.
В зависимости от характера и объема работ по ремонту конкретного оборудования применяется индивидуальная или бригадная форма организации труда.
Ремонтные работы производят на передвижных и стационарных рабочих местах. Передвижное рабочее место состоит из легкого портативного ящика с набором необходимого режущего, мерительного, слесарного, электромонтажного инструмента, подъемно-транспортных и других приспособлений.
Стационарное рабочее место находится в отдельном помещении, оборудуется (в зависимости от характера деятельности) верстаком с кассетами для технической документации и ящиками с набором необходимого инструмента, токарным, наждачным и сверлильным станками, различными стендами и электрическими панелями, а также набором защитных средств, обусловленных правилами техники безопасности. Стационарное рабочее место должно быть оборудовано специальной сигнализацией или телефоном для экстренных вызовов.
Расчет численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования зданий
Ниже приведены нормативы численности на группу профессий, занятых обслуживанием инженерного оборудования зданий с центральной системой водяного отопления, подключенной к теплофикационным сетям, и объединенной (хозяйственно-питьевой и противопожарной) системой водоснабжения с подводкой холодной и горячей воды к технологическому оборудованию столовых и буфетов, к водоразборным кранам и раковинам уборочных помещений, медицинских пунктов и санитарных узлов.
В данную группу входят следующие профессии: слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту электрооборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Для определения норматива явочной численности рабочих необходимо установить:
количество работающих в здании;
общую площадь здания (в которую включается площадь помещений в соответствии со СНиП II-Л2-72).
По установленному количеству работающих и общей площади здания по табл. 2 определяют норматив явочной численности рабочих в сутки в целом на указанную группу профессий.
Распределение рабочих по профессиям и рабочим местам производится администрацией в зависимости от производственной необходимости и фактической загрузки рабочих соответствующих профессий в пределах общей нормативной численности.
Таблица 2
Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования зданий
Количество работающих в здании, чел. |
Общая площадь здания, |
||||||||||
До 1500 |
1501 - 2500 |
2501 - 3500 |
3501 - 4500 |
4501 - 5500 |
5501 - 6500 |
6501 - 7500 |
7501 - 8500 |
8501 - 9500 |
9501 - 10500 |
10501 - 11500 |
|
Нормативы численности, человек в сутки | |||||||||||
До 100 |
0,56 |
0,96 |
1,36 |
1,76 |
2,16 |
2,56 |
2,96 |
3,36 |
- |
- |
- |
101-200 |
0,89 |
1,29 |
1,69 |
2,09 |
2,49 |
2,89 |
3,29 |
3,69 |
4,09 |
- |
- |
201-300 |
1,22 |
1,62 |
2,02 |
2,42 |
2,82 |
3,22 |
3,62 |
4,02 |
4,42 |
4,82 |
- |
301-400 |
1,55 |
1,85 |
2,35 |
2,75 |
3,15 |
3,55 |
3,95 |
4,35 |
4,75 |
5,15 |
5,55 |
401-500 |
1,88 |
2,28 |
2,68 |
3,08 |
3,48 |
3,88 |
4,28 |
4,68 |
5,08 |
5,48 |
5,88 |
501-600 |
2,21 |
2,61 |
3,01 |
3,41 |
3,81 |
4,21 |
4,61 |
5,01 |
5,41 |
5,81 |
6,21 |
601-700 |
2,54 |
2,94 |
3,34 |
3,74 |
4,14 |
4,54 |
4,94 |
5,34 |
5,74 |
6,14 |
6,54 |
701-800 |
2,87 |
3,27 |
3,67 |
4,07 |
4,47 |
4,87 |
5.27 |
5,67 |
6,07 |
6,47 |
6,87 |
801-900 |
- |
3,60 |
4,00 |
4,40 |
4,80 |
5,20 |
5,60 |
6,00 |
6,40 |
6,80 |
7,20 |
901-1000 |
- |
- |
4,33 |
4,73 |
5,13 |
5,53 |
5,93 |
6,33 |
6,73 |
7,13 |
7,53 |
1001-1100 |
- |
- |
- |
5,06 |
5,46 |
5,85 |
6,26 |
6,66 |
7,06 |
7,46 |
7,86 |
Примечание. Настоящими нормативами не предусмотрена численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также обслуживанием и ремонтом оборудования местных отопительных котельных. При необходимости для расчета численности данной категории рабочих может быть использован нормативный материал, указанный в приложении 3, и другие технически обоснованные нормы.
2.3. Нормативы численности столяров
Организация труда
В обязанности столяров входят: периодические осмотры мебели, наблюдение за правильностью ее эксплуатации и содержания, текущий ремонт мебели, оконных и дверных заполнений.
Работы, связанные с исправлением мелких повреждений мебели и фурнитуры, оконных переплетов, фрамуг, столяры производят по вызовам или заявкам администрации.
Работы по текущему ремонту мебели, оконных и дверных заполнений производятся по графикам, составленным на основании осмотров.
Столяры выполняют работы на передвижных и стационарных рабочих местах. Передвижное рабочее место столяра состоит из легкого портативного ящика с набором необходимых столярных инструмента и материалов. Стационарное рабочее место оборудуют в отдельном помещении.
В комплект рабочего места столяра входят: циркулярная пила с набором дисков, строгальный, сверлильный станки, электродрель, верстак, шкаф для материалов, шкаф для хранения спецодежды, ящик для отходов.
Расчет численности столяров
Для определения норматива явочной численности столяров необходимо определить:
количество работающих в здании;
количество единиц мебели (при наличии встроенной секционной мебели каждая секция принимается за единицу).
По установленному количеству работающих в здании и количеству единиц мебели по табл. 3 определяют норматив явочной численности столяров.
Таблица 3
Нормативы численности столяров
Количество работающих в здании, чел. |
Количество единиц мебели |
|||||||
До 400 |
401 - 600 |
601 - 850 |
851 - 1300 |
1301 - 1800 |
1801 - 2500 |
2501 - 3500 |
3501 - 5000 |
|
Нормативы численности, человек в сутки | ||||||||
До 100 |
0,18 |
0,30 |
0,42 |
0,60 |
0,85 |
- |
- |
- |
101-200 |
0,26 |
0,38 |
0,50 |
0,68 |
0,93 |
1,24 |
- |
- |
201-300 |
0,34 |
0,46 |
0,58 |
0,76 |
1,01 |
1,32 |
1,76 |
- |
301-400 |
0,42 |
0,55 |
0,66 |
0,85 |
1,10 |
1,40 |
1,85 |
2,50 |
401-500 |
0,50 |
0,63 |
0,75 |
0,93 |
1,18 |
1,48 |
1,93 |
2,58 |
501-600 |
0,58 |
0,71 |
0,83 |
1,01 |
1,26 |
1,56 |
2,01 |
2,66 |
601-700 |
0,66 |
0,79 |
0,91 |
1,10 |
1,34 |
1,64 |
2,09 |
2,74 |
701-800 |
0,75 |
0,87 |
0,99 |
1,18 |
1,42 |
1,72 |
2,17 |
2,82 |
801-900 |
- |
0,95 |
1,07 |
1,26 |
1,50 |
1,80 |
2,25 |
2,90 |
901-1000 |
- |
- |
1,15 |
1,34 |
1,58 |
1,88 |
2,33 |
2,98 |
1001-1100 |
- |
- |
- |
1,42 |
1,66 |
1,97 |
2,42 |
3,07 |
2.4. Нормативы численности лифтеров
Организация труда
В обязанности лифтеров входит наблюдение за правильной работой лифтов, а также наблюдение за выполнением пассажирами правил эксплуатации.
Перед началом работы лифта лифтер проверяет работу телефона или аварийную сигнализацию, доставляет уборочные средства, убирает кабину лифта. Производит пробную поездку без пассажиров с остановкой на каждом этаже, а также опробование кнопки "Стоп". В случае обнаружения неисправностей лифтер выключает лифт и немедленно сообщает об этом механику по лифтам и администрации, делает в лифтовом журнале запись о неисправности. В том же журнале делается отметка об исправлении и разрешении пользоваться лифтом.
После прекращения работы лифта лифтер ставит кабину на нижний этаж, выключает мотор-генератор и освещение кабины, закрывает шахтную дверь, отмечает свой уход в журнале. Лифтер присутствует и оказывает необходимую помощь при проведении контрольных технических осмотров.
Нормативы численности лифтеров:
а) при сопровождении кабины лифта - в смену на 1 лифт - 1 чел.;
б) при самостоятельном пользовании лифтами - в смену на 1 пост - 1 чел.
Расчет численности лифтеров
Для лифтеров установлены нормативы численности, исходя из того, что обслуживание лифтов может производиться двумя способами: в первом случае - лифтер сопровождает кабину лифта и в течение смены постоянно находится в кабине; во втором случае - лифтер находится на наблюдательном пункте на площадке нижнего этажа (при переводе лифтов на самостоятельное пользование пассажирами).
Порядок обслуживания лифтов устанавливается на местах в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными Госкомитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 26 января 1971 г. и согласованными с ВЦСПС 28 декабря 1970 г. и Госкомитетом Совета Министров СССР по делам строительства 24 декабря 1970 г.
Для определения численности лифтеров необходимо установить:
количество действующих лифтов в здании (при этом следует иметь в виду, что резервные лифты не включаются в общее количество учитываемых при расчете лифтеров);
порядок обслуживания лифтов (самостоятельное пользование лифтом или сопровождение кабины лифта);
сменность работы каждого лифта.
По установленному количеству лифтов и сменности их работы определяют явочную численность лифтеров.
2.5. Нормативы численности сторожей
В обязанности сторожа входит дежурство у входных дверей вестибюля, проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств), наличия пломб, исправности сигнализационных устройств, телефонов, освещения, наличия противопожарного инвентаря.
Рабочее место сторожа оборудовано стендом для ключей, рабочим столом, на котором находятся телефон и справочная телефонная книга.
Норматив явочной численности сторожей в смену на 1 пост - 1 чел.
Расчет численности сторожей
Для определения численности сторожей необходимо установить:
необходимое и рациональное количество постов в здании, которое зависит от количества корпусов, изолированных входов и т.п.;
количество смен работы каждого поста.
По установленному количеству постов и смен их работы определяют явочную численность сторожей на всех постах во все смены их работы.
2.6. Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений
Организация труда
В обязанности уборщика входит уборка помещений зданий. Для поддержания чистоты в помещениях выполняются следующие виды уборки: сухое и влажное подметание и мытье полов, влажная протирка и мытье стен, оконных рам и стекол, дверных блоков и прочие работы.
Необходимые средства уборки и приспособления - веник, щетку, тряпку, ведро, совок, моющие средства - в начале смены уборщик доставляет к месту работы и по окончании уборки к месту хранения.
Раствор из моющих средств приготавливается уборщиком. Вода и моющий раствор периодически меняются.
При мытье пола мебель (кроме стационарно установленной) следует отодвинуть, вымыть пол и поставить мебель на место.
Собранный во время уборки мусор выносят на специально отведенные места.
При уборке помещений применяются ручные средства уборки. При чистке ковровых покрытий, дорожек, мягких диванов, кресел и стульев применяются пылесосы.
Расчет норм обслуживания
Нормы обслуживания уборщиков служебных помещений разработаны дифференцированно в зависимости от назначения помещений и их заставленности.
Нормы установлены на основе межотраслевых Нормативов времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений (М.: НИИ труда, 1983) с учетом перечня работ и периодичности их выполнения, сложившейся при обслуживании большинства обследованных зданий и приведенной в приложении 2. В том случае, если периодичность выполнения уборочных работ на местах иная, то нормы обслуживания соответственно пересчитываются. Периодичность выполнения уборочных работ может изменяться в зависимости от местных условий и устанавливаться соответствующими компетентными органами.
Нормы обслуживания () рассчитаны по формуле
,
где - сменный фонд рабочего времени;
- норма времени обслуживания единицы объема основных работ
Норма времени обслуживания () определяется по формуле
,
где , , и - время, затрачиваемое на выполнение отдельных уборочных работ и которое определяется по формуле
,
где t - норматив оперативного времени на единицу объема работ;
V - количество на обслуживаемом объекте единиц одноименных работ;
q - повторяемость данной работы в смену;
K - коэффициент, учитывающий затраты времени на обслуживание рабочего места, а также отдых и личные надобности, который определяется по формуле
,
где - время на обслуживание рабочего места в % к оперативному времени;
- время на отдых и личные надобности в % к оперативному времени.
Расчет явочной численности () уборщиков служебных помещений производится следующим образом:
,
где , , - объемы уборочных площадей различных помещений, по которым установлены различные нормы;
, , - нормы обслуживания.
Таблица 4
N п/п |
Наименование помещений |
Нормы обслуживания в смену, |
|||
Коэффициент заставленности | |||||
до 0,20 |
0,21-0,40 |
0,41-0,60 |
более 0,60 |
||
1 |
Служебные помещения |
560 |
480 |
400 |
320 |
2 |
Конференц-залы, залы совещаний и заседаний |
- |
- |
770 |
600 |
3 |
Вестибюли, холлы, коридоры, кулуары, курительные |
1110 |
960 |
- |
- |
4 |
Лестницы |
730 |
- |
- |
- |
5 |
Техническая библиотека, архив |
- |
- |
- |
510 |
Таблица 5
N п/п |
Наименование помещений |
Норма обслуживания в смену, |
1 |
Туалет женский |
200 |
2 |
Туалет мужской |
185 |
3 |
Душевая комната |
300 |
Примечания: 1. К категории служебных помещений отнесены следующие помещения: комнаты для работы сотрудников, кабинеты руководителей, приемные, помещения общественных организаций, помещения ожидания и приема посетителей, медицинские пункты.
2. Коэффициент заставленности определяется отношением площади (), занимаемой предметами, расположенными в помещениях одного назначения, ко всей площади этого помещения.
3. Нормами обслуживания не учтены работы по чистке ковров, ковровых дорожек и мягкой мебели, т.к. периодичность их уборки устанавливается на местах в соответствии с местными организационно-техническими условиями.
На чистку с помощью пылесоса установлены следующие нормы времени: 1 ковра (ковровой дорожки) - 0,36 мин, на одно мягкое кресло - 0,68, на один мягкий диван - 0,75 мин.
На основании этих норм времени (с учетом периодичности, установленной на месте) определяются затраты времени на данные работы, и нормы обслуживания соответственно пересчитываются.
4. При расчете норм обслуживания туалетов принято следующее количество санитарно-технического оборудования: для женских туалетов - три унитаза и две раковины, для мужских туалетов - три унитаза, три писсуара и две раковины. При увеличении количества оборудования на одно наименование норма обслуживания умножается на коэффициент 0,98; при уменьшении количества оборудования на одно наименование норма обслуживания умножается на коэффициент 1,02.
Пример расчета численности рабочих, необходимых для обслуживания здания министерства
Определить численность обслуживающего персонала здания министерства.
Исходные данные
В здании министерства, имеющем один парадный вход, работают 536 чел. Общая площадь помещений () - 2535, в том числе: площадь служебных помещений - 1450 (с коэффициентом заставленности от 0,2 до 0,4), площадь зала заседаний - 360 (с коэффициентом заставленности 0,6), площадь коридоров - 405 (с коэффициентом заставленности до 0,2), площадь вестибюля - 80 (с коэффициентом заставленности 0,3), площадь мужских туалетов - 40, женских - 50, площадь лестниц - 150. Здание имеет три лифта для самостоятельного пользования (два лифта расположены рядом и один - отдельно). Здание оборудовано естественной вентиляцией, гардероб рассчитан на 630 мест и работает в одну смену. Количество единиц мебели - 2650. Коэффициент планируемых невыходов () во время отпусков, по болезни и т.д. для всех профессий 1,1 (принят условно) и определен по формуле
Списочная численность () определяется по формуле:
.
Расчет численности рабочих по профессиям:
гардеробщиков
По табл. 1, исходя из количества мест в гардеробе (630), определяем нормативную явочную численность гардеробщиков в смену (). Для данного здания она составляет 2,02 чел.
Списочная численность гардеробщиков:
рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования здания
По табл. 2, исходя из количества работающих (536 чел.) и общей площади здания (2535 ), определяем нормативную явочную численность рабочих в сутки (). Для данного здания она составит 3,01 чел.
Списочная численность рабочих, занятых обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования:
столяров
По табл. 3, исходя из количества работающих (536 чел.) и количества единиц мебели (2650), определяем нормативную явочную численность столяров в сутки (). Для данного здания она составит 2,01 чел.
Списочная численность столяров:
лифтеров
Исходя из того положения, что для здания министерства есть разрешение на самостоятельное пользование лифтами, норматив явочной численности лифтеров в смену () для данного здания, имеющего два лифта (расположенных рядом) и один (отдельно стоящий), равен 2 чел.
Списочная численность лифтеров при работе в одну смену:
сторожей
Исходя из количества постов в здании (одного) определяем норматив явочной численности в смену (), который для данного здания составит 1 чел.
Списочная численность сторожей при работе в три смены:
уборщиков служебных помещений
Исходя из указанных площадей помещений здания, по табл. 4 и 5, подставив числовые значения, определяем нормативную явочную численность уборщиков служебных помещений.
.
Списочная численность:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.