Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 октября 2015 г. N 03-05-06-02/57602
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо, и по вопросу об увеличении земельного налога сообщается следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Исчисление земельного налога в отношении физических лиц производится налоговыми органами на основании статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина земельного налога зависит от двух показателей: налоговой ставки и налоговой базы.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Налогового кодекса.
Как следует из Решения Совета депутатов муниципального образования Жмуровское сельское поселение Михайловского района Рязанской области от 14 ноября 2010 г. N 21 "Об установлении земельного налога", в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, ставки земельного налога установлены в предельном размере (0,3 процента кадастровой стоимости) с 2011 года.
Следовательно, увеличение суммы земельного налога в 2014 году связано не с увеличением налоговой ставки, а с увеличением кадастровой стоимости земельных участков.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ предусмотрено право физических лиц оспорить результаты кадастровой оценки земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд, а также определен порядок такого оспаривания.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости земельного участка, ее оспариванием, относятся к компетенции Минэкономразвития России, а вопросы, связанные со снижением налоговой ставки по земельному налогу и предоставлением налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, относятся к компетенции представительных органов муниципального образования по месту нахождения земельного участка.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Величина земельного налога зависит от двух показателей: налоговой ставки и налоговой базы.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость участков.
Налоговые ставки устанавливаются местными властями и не могут превышать размеров, определенных в НК РФ.
В рассматриваемой ситуации Решением Совета депутатов муниципального образования Жмуровское сельское поселение Михайловского района Рязанской области в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, ставки земельного налога установлены в предельном размере (0,3% кадастровой стоимости) с 2011 г.
Следовательно, увеличение суммы земельного налога в 2014 г. связано не с повышением налоговой ставки, а с ростом кадастровой стоимости участков.
При этом физлица вправе оспорить результаты кадастровой оценки участка в комиссию по рассмотрению споров или в суд.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 октября 2015 г. N 03-05-06-02/57602
Текст письма официально опубликован не был