Письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. N 03-06-05-01/57138
Минфин России в связи с указанным письмом Минэкономразвития России рассмотрел вопросы о налоговых льготах, предоставляемых компаниям при исследовании, разведке и разработке угольных месторождений, поступившие в связи с проведением в отношении российских компаний, осуществляющих импорт в США холоднокатаного металлопроката, компенсационного расследования, и сообщает следующее.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признается, в частности:
1) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
На основании пункта 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, в том числе расходы на освоение природных ресурсов.
Расходами на освоение природных ресурсов, порядок учета которых установлен статьями 261 и 325 Кодекса, признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся: расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, и другие расходы.
Таким образом, расходы на освоение природных ресурсов включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с общими правилами формирования налоговой базы по данному налогу наряду с иными обоснованными и документально подтвержденными расходами компаний. Для налогоплательщиков, осуществляющих данные расходы в отношении угольных месторождений полезных ископаемых, специальных льгот или преференций Кодексом не установлено.
2. Налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) взимается с недропользователей с 1 января 2002 года в соответствии с главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса.
В соответствии со статьей 336 Кодекса объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые:
1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
На основании статьи 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Добытыми полезными ископаемыми, в том числе являются угли (антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого).
Согласно статье 338 Кодекса налоговая база при добыче угля определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
В отношении углей с 01.04.2011 установлены специфически налоговые ставки в размере 57 рублей за тонну добытого угля коксующегося, 47 рублей за тонну добытого антрацита, 11 рублей за тонну добытого угля бурого и 24 рубля за тонну добытого угля за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. Данные ставки ежеквартально индексируются на коэффициенты-дефляторы, учитывающие изменение цен на указанные виды углей.
До 01.04.2015 в отношении угля применялась общая адвалорная ставка в размере 4% от стоимости добытого полезного ископаемого.
Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
До введения НДПИ пользователи недр, осуществлявшие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производили отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (Законы Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в редакциях, действовавших до 2002 г.).
При этом пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождались от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
В рамках реформы налогообложения добычи природных ресурсов, предусматривавшей отмену с 2002 года ряда рентных платежей, в том числе отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, с одновременным введением НДПИ и увеличением общей налоговой нагрузки на добывающий сектор, недропользователям, освобожденным на 1.06.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предоставлено право при разработке месторождений, разведанных за счет собственных средств, уплачивать НДПИ с коэффициентом 0,7.
Применение данного коэффициента является общим порядком исчисления НДПИ для всех недропользователей, соответствующих указанным параметрам, и не зависит от вида добываемого полезного ископаемого.
Обращаем внимание, что предоставление права налогоплательщикам применять указанный коэффициент не является целевой льготой, направленной на финансовую поддержку определенных компаний или отраслей промышленности, а связано исключительно с реформированием налогообложения добычи природных ресурсов в 2001-2002 гг.
|
Ю.И. Зубарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются налоговых льгот, предоставляемых компаниям при исследовании, разведке и разработке угольных месторождений.
Расходы на освоение природных ресурсов включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Для налогоплательщиков, осуществляющих данные расходы в отношении угольных месторождений полезных ископаемых, специальных льгот или преференций НК РФ не установлено.
В отношении НДПИ разъяснено следующее.
В отношении углей с 01.04.2011 установлены специфические налоговые ставки. Они ежеквартально индексируются на коэффициенты-дефляторы.
До 01.04.2015 в отношении угля применялась общая адвалорная ставка в размере 4% от стоимости добытого полезного ископаемого.
До введения НДПИ пользователи недр, осуществлявшие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет госсредств, производили отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
При этом пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства, освобождались от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
В рамках реформы налогообложения добычи природных ресурсов недропользователям, освобожденным на 01.06.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предоставлено право при разработке месторождений, разведанных за счет собственных средств, уплачивать НДПИ с коэффициентом 0,7.
Предоставление права применять указанный коэффициент не является целевой льготой, а связано исключительно с реформированием налогообложения добычи природных ресурсов в 2001-2002 гг.
Письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. N 03-06-05-01/57138
Текст письма официально опубликован не был