Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 24 августа 2005 г. N 355
Положение
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет назначение, организацию и порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации*(1), основы взаимодействия и управления в данной области деятельности.
2. Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях решения задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Деятельность функциональной подсистемы не распространяется на аварии с ядерным оружием, порядок ликвидации последствий которых определяется Положением о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации*(2).
II. Назначение и организация функциональной подсистемы
Пункт 4 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
4. Функциональная подсистема Вооруженных Сил является составной частью единой системы и предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в воинских частях и на территориях, находящихся введении Министерства обороны, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий и (или) оказания помощи пострадавшему населению.
Функциональная подсистема объединяет органы военного управления, силы и средства видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (далее именуются - силы функциональной подсистемы).
Пункт 5 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
5. Функциональная подсистема применительно к единой системе действует на федеральном (в масштабе Вооруженных Сил), межрегиональном (в масштабе военного округа), региональном (в масштабе территориального гарнизона), муниципальном (в масштабе местного гарнизона, в отдельных случаях - в масштабе территориального гарнизона) и объектовом (в масштабе воинской части, организации Вооруженных Сил) уровнях.
Пункт 6 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
6. На каждом уровне функциональной подсистемы создаются (назначаются, определяются) органы военного управления, силы и средства, предназначенные (ориентированные) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, резервы материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления функциональной подсистемы и организует мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах.
Заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие Военно-воздушными силами и Военно-Морским Флотом, командующие родами войск Вооруженных Сил, Железнодорожными войсками, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны обеспечивают мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Командующие войсками военных округов (оперативно-стратегических командований) организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отношении всех войск (сил) Вооруженных Сил, дислоцирующихся на территории военных округов.
Начальники территориальных и местных гарнизонов организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отношении всех органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, постоянно расположенных в границах гарнизона, в рамках мероприятий по выполнению задач гарнизонной службы.
Командиры соединений, воинских частей, руководители (начальники) организаций Вооруженных Сил организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в отношении подчиненных органов военного управления, воинских частей и организаций в соответствии с возложенными на них полномочиями в данной сфере деятельности и решениями начальников соответствующих гарнизонов.
Командующие флотами (Каспийской флотилией), командующие (командиры) оперативными (оперативно-тактическими) объединениями, имеющие силы и средства, предназначенные (ориентированные) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, применяют их в рамках функциональной подсистемы.
Главное командование Сухопутных войск, штабы военных округов (оперативно-стратегические командования), командования гарнизонов организуют и осуществляют планирование мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и руководят деятельностью органов военного управления функциональной подсистемы.
7. Органы военного управления функциональной подсистемы включают:
постоянно действующие органы военного управления;
органы повседневного управления (дежурные службы);
временно создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органы военного управления (оперативные группы).
8. Постоянно действующими органами военного управления функциональной подсистемы являются:
Подпункт "а" изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
а) на федеральном уровне:
в Главном командовании Сухопутных войск - штатное структурное подразделение оперативного управления Главного штаба Сухопутных войск, непосредственно предназначенное для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
в главных штабах Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота, штабе Тыла Вооруженных Сил, штабах родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлениях Министерства обороны - штатные структурные подразделения, непосредственно предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а при их отсутствии назначенные решением соответствующих главно командующих, командующих, командиров (начальников) отдельные военнослужащие;
Подпункт "б" изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
б) на межрегиональном уровне:
в штабах военных округов (оперативно-стратегических командованиях) - штатные структурные подразделения, непосредственно предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Абзац утратил силу. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
Подпункт "в" изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
в) на региональном, муниципальном и объектовом уровнях - в территориальных и местных гарнизонах - военные коменданты гарнизонов, а в воинских частях и организациях Вооруженных Сил, являющихся потенциально опасными объектами, - назначенные решением соответствующих командиров (начальников) отдельные военнослужащие для решения по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами постоянно действующих органов военного управления функциональной подсистемы в соответствии с их полномочиями являются:
разработка (переработка) и уточнение планов действий органов военного управления, войск (сил) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разработка проектов соответствующих актов по вопросам организации и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
поддержание взаимодействия с органами военного управления функциональной подсистемы, а также с органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, другими органами исполнительной власти, входящими в состав единой системы;
осуществление контроля за деятельностью соответствующих органов военного управления, войск (сил) по вопросам планирования и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
контроль мероприятий оперативной и боевой подготовки войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация сбора и обмена информацией при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
разработка (участие в разработке) служебных документов по проведению тренировок и учений по действиям в чрезвычайных ситуациях органов военного управления, войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
ведение учета потенциально опасных объектов Вооруженных Сил, а также войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решений задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление прогнозирования возможной обстановки на потенциально опасных объектах Вооруженных Сил и оперативной оценки их последствий;
разработка предложений по привлечению войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация оповещения, сбора и работы оперативных групп, создаваемых на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, тренировок с ними, а также уточнение их поименного состава;
рассмотрение и подготовка проектов докладов, замечаний и предложений по поступившим на проработку проектам законодательных, нормативных правовых и иных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся Вооруженных Сил;
анализ состояния дел по организации, планированию и практическому выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, подготовка ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях в данной области деятельности;
подготовка информационных материалов о возникших чрезвычайных ситуациях в регионах страны, воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
ведение учета возникших чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и реализации целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования потенциально опасных объектов Вооруженных Сил в чрезвычайных ситуациях.
Конкретные задачи и функции постоянно действующих органов военного управления функциональной подсистемы отражаются в положениях о штатных структурных подразделениях, непосредственно предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее именуются - штатные подразделения), либо в положениях об органах военного управления, в которых созданы штатные подразделения или назначены военнослужащие для решения задач в данной области деятельности, а также в обязанностях должностных лиц штатных подразделений и назначенных военнослужащих.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:
Подпункт "а" изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
а) на федеральном уровне:
дежурные смены командных пунктов Генерального штаба, Сухопутных войск и других видов (родов войск) Вооруженных Сил, Тыла Вооруженных Сил;
службы оперативных дежурных главных и центральных управлений Министерства обороны;
б) на межрегиональном уровне - службы оперативных дежурных военных округов, флотов;
в) на региональном уровне - службы оперативных дежурных оперативных (оперативно-тактических) объединений, соединений, дежурные по караулам гарнизонов в городах Москва и Санкт-Петербург;
г) на муниципальном уровне - дежурные по караулам гарнизонов;
д) на объектовом уровне - дежурные по воинским частям и организациям Вооруженных Сил (далее именуются - дежурные службы).
Основными задачами дежурных служб в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются:
сбор, анализ и обобщение данных об обстановке в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
оперативное доведение до руководства, установленных должностных лиц и служб информации об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) возникшей чрезвычайной ситуации;
обмен информацией о возникших чрезвычайных ситуациях с за интересованными органами военного управления, а также с органами повседневного управления единой системы;
оповещение и контроль сбора оперативных групп, создаваемых на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (где они предусмотрены).
Конкретные задачи и алгоритм действий дежурных служб при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций отражаются в инструкциях соответствующим дежурным сменам, оперативным дежурным, дежурным отдельными разделами или в отдельных (специальных) инструкциях.
Пункт 10 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
10. На период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций временно создаваемыми органами военного управления функциональной подсистемы на всех ее уровнях являются оперативные группы.
Оперативные группы, создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее именуются - оперативные группы), предназначены для организации ликвидации и руководства ликвидацией последствий аварий и катастроф, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, а также для организации и осуществления взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при привлечений войск (сил) к ликвидации последствий стихийных и иных бедствий, аварий, катастроф, возникших на объектах экономики страны, требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с привлечением войск (сил).
Оперативные группы формируются из специалистов соответствующих штабов, управлений, отделов и служб, а их основу, как правило, составляют постоянно действующие органы военного управления функциональной подсистемы.
Начальниками оперативных групп, как правило, назначаются заместители руководителей соответствующих органов военного управления, начальников гарнизонов.
Основными задачами оперативных групп являются:
сбор, анализ и обобщение данных обстановки в зонах (районах) возникших, чрезвычайных ситуаций;
подготовка аналитических и информационно-справочных материалов, докладов, предложений, проектов приказов, указаний, распоряжений, необходимых для решения задач по ликвидации последствий возникших чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление общего руководства ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
организация и осуществление взаимодействия с заинтересованными органами военного управления, органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, принимающими участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка докладов руководству об обстановке;
ведение отчетных документов (журналов учета обстановки, полученных и отданных распоряжений, карт, схем, планов и иных);
выполнение других задач в зависимости от места возникновения чрезвычайных ситуаций, их типа, характера и масштаба.
Расчет, поименный состав, порядок оповещения, сбора и организации работы оперативных групп, их конкретные задачи и обязанности должностных лиц определяются заблаговременно и отражаются в инструкциях оперативным группам. При этом общие требования по организации сбора оперативных групп, типовой перечень и формы основных документов для обеспечения работы оперативных групп устанавливаются Главным командованием Сухопутных войск.
11. К силам функциональной подсистемы относятся соответствующие войска (силы) видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, оперативных (оперативно-тактических) объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, предназначенные (ориентированные) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Силы функциональной подсистемы включают:
а) силы и средства наблюдения и контроля из состава:
войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил;
органа государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны;
Службы специального контроля Министерства обороны;
органов пожарного надзора Вооруженных Сил;
экологической службы Вооруженных Сил;
гидрометеорологической службы Вооруженных Сил;
формирований и организаций санитарно-эпидемиологического надзора Вооруженных Сил;
ветеринарной службы Вооруженных Сил;
Подпункт "б" изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
б) войска (силы), предназначенные (ориентированные) для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
соединения и воинские части инженерных войск и войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил;
аварийно-спасательные формирования Военно-Морского Флота;
авиационные поисково-спасательные формирования видов (родов войск) Вооруженных Сил;
военные команды противопожарной защиты и спасательных работ, пожарные команды и пожарные расчеты;
силы медицинской службы Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
дежурные подразделения гарнизонов.
Кроме того, в гарнизонах для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций по решению их начальников могут при необходимости создаваться нештатные формирования (сводные, мобильные и иные отряды, команды). В состав нештатных формирований, как правило, включаются подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, службы медицины катастроф, связи, технического обеспечения, тыла, пожарные расчеты и другие.
Для обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации из состава соединений и воинских частей инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, медицинских отрядов специального назначения, а при необходимости и от других сил функциональной подсистемы назначаются передовые отряды, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций в течение не менее 3 суток. Передовые отряды содержатся в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.
Состав и порядок привлечения войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, определяются:
решающих задачи на федеральном уровне - Главным командованием Сухопутных войск;
решающих задачи на других уровнях функциональной подсистемы - соответствующими командующими, командирами (начальниками), в чьем подчинении находятся эти войска (силы), для гарнизонов - начальниками гарнизонов из состава войск (сил), дислоцирующихся на их территории.
12. При возникновении стихийных и иных бедствий, аварий и катастроф на объектах экономики страны, требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с привлечением войск (сил), воинские части привлекаются к решению задач по ликвидации (участию в ликвидации) их последствий или для оказания помощи пострадавшему населению в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и планами взаимодействия органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с органами военного управления, а также на основании договоров, заключенных воинскими частями с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом наличия соответствующих полномочий*(4) в установленном в Министерстве обороны порядке.
13. В случае введения режима чрезвычайного положения при возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" силы и средства Вооруженных Сил привлекаются для участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей на основании указа Президента Российской Федерации в составе сил единой системы.
14. Проверка готовности сил функциональной подсистемы к действиям по предназначению осуществляется в ходе плановых и внезапных проверок должностными лицами, комиссиями (группами проверки), в том числе назначаемыми от постоянно действующих органов военного управления функциональной подсистемы в соответствии с установленными им полномочиями.
Пункт 15 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
15. Обеспечение материальными ресурсами сил функциональной подсистемы при их привлечении к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет запасов текущего обеспечения военных округов (флотов), соединений и воинских частей.
При необходимости для обеспечения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению Министра обороны Российской Федерации или начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации разрешается временное изъятие (временное заимствование) неприкосновенных запасов материальных средств, накапливаемых по планам Генерального штаба, а остальных материальных средств - распоряжением должностных лиц, по планам которых эти запасы создаются.
Главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны в месячный срок после выполнения (обеспечения выполнения) задач по ликвидации (участию в ликвидации) последствий чрезвычайных ситуаций подчиненными войсками (силами) обязаны представлять в соответствующие службы Министерства обороны, главные и центральные управления Министерства обороны отчеты об израсходованных при этом материальных средствах в целях их последующего восполнения.
Формы и порядок представления данных отчетов определяются правовыми актами Министерства обороны.
16. Управление силами функциональной подсистемы и их информационное обеспечение осуществляются с использованием:
действующих систем повседневного управления Вооруженными Силами (в том числе автоматизированных);
информационно-аналитических и координационных систем; систем централизованного оповещения и обмена информацией;
локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов Вооруженных Сил; мобильных средств связи и передачи данных и других.
Порядок функционирования данных систем и средств определяется правовыми актами Министерства обороны.
II. Порядок деятельности функциональной подсистемы
Пункт 17 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
17. При отсутствии чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения органы военного управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями командующих войсками военных округов (оперативно-стратегических командований), начальников гарнизонов в войсках (силах), дислоцирующихся (расположенных) на их территории, где могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов военного управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В случае введения данных режимов решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов военного управления, войск (сил), дислоцирующихся на данных территориях, могут устанавливаться решением командующих войсками военных округов (флотами), начальников гарнизонов.
В решении соответствующих главнокомандующих, командующих, командиров (начальников) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, как правило, определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) войска (силы), привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения военных городков от чрезвычайной ситуации или организации работ по ликвидации ее последствий;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или старший воинский начальник в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
Пункт 18 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
18. Принятое решение о введении (об отмене) режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации незамедлительно доводится до вышестоящих органов военного управления (до Главного командования Сухопутных войск включительно), всех органов военного управления, воинских частей, дислоцирующихся на данной территории, а также до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в части касающейся.
19. При угрозе возникновения или возникновении межрегиональных и федеральных чрезвычайных ситуаций, исходя из масштаба распространения поражающих факторов, указанные режимы деятельности для соответствующих органов военного управления, войск (сил) могут устанавливаться решениями Министра обороны Российской Федерации или начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации на основании решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
20. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для соответствующих органов военного управления и сил функциональной подсистемы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи Федерального конституционного закона, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения все органы военного управления и силы функциональной подсистемы осуществляют свою деятельность с учетом особого правового режима деятельности органов государственной и исполнительной власти.
21. Основными мероприятиями, проводимыми органами военного управления, войсками (силами) Вооруженных Сил, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
организация и осуществление мероприятий, направленных на безопасное хранение, эксплуатацию, ремонт, транспортирование, уничтожение (утилизацию) вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов;
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах Вооруженных Сил и территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
организация и осуществление наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной) обстановками в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования военных объектов в чрезвычайных ситуациях;
планирование действий органов военного управления, войск (сил) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в рамках единой системы;
обеспечение готовности к действиям по предназначению органов военного управления и сил функциональной подсистемы, проведение учений (тренировок) с ними;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
определение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление в пределах своей компетенции государственной экспертизы, надзора и контроля в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения военных городков, вооружения, военной и специальной техники, материальных и культурных ценностей воинских частей Вооруженных Сил в безопасные районы, их размещению и возвращению в места постоянной дислокации, проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению людей в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, расследование причин аварий и катастроф, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, выработка мер по устранению причин их возникновения;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной без опасности;
другие мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение масштабов их последствий;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной) обстановками в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц постоянно действующих органов военного управления функциональной подсистемы, войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществление непрерывного сбора, обработки и обмена информацией об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, информирование военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения военных городков о приемах и способах защиты от неблагоприятных факторов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
уточнение (корректировка) планов действий органов военного управления, войск (сил) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и планов взаимодействия органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с органами военного управления, других планирующих документов;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущербам потерь в случае их возникновения в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования потенциально опасных объектов Вооруженных Сил в чрезвычайных ситуациях;
приведение при необходимости передовых отрядов, других сил функциональной подсистемы в готовность к действию предназначению;
сбор при необходимости оперативных групп и организация их работы;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, определенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости заблаговременных эвакуационных и других мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения военных городков, спасение вооружения, военной и специальной техники, материальных и культурных ценностей воинских частей;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
представление в вышестоящие органы военного управлений до Генерального штаба включительно немедленных докладов о факте возникновения чрезвычайной ситуации;
непрерывное наблюдение и контроль за радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной) обстановками в воинских частях, дислоцирующихся в зоне (районе) возникшей чрезвычайной ситуации, прогнозирование ее развития и последствий;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
оповещение военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения военных городков, другого населения о возникшей чрезвычайной ситуации и ее последствиях, а также заинтересованных органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, а также на территориях субъектов Российской Федерации, если чрезвычайная ситуация возникла вследствие деятельности Вооруженных Сил;
проведение мероприятий по защите военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, населения военных городков, по спасению вооружения, военной и специальной техники, материальных и культурных ценностей воинских частей от неблагоприятных факторов возникшей чрезвычайной ситуации;
организация и проведение (участие в проведении) аварийно-спасательных и других неотложных работ;
сбор и организация работы оперативных групп и их выдвижение при необходимости в зону (район) чрезвычайной ситуации;
поддержание непрерывного взаимодействия с заинтересованными органами военного управления, органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации.
Пункт 22 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
22. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется силами объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, на объектах (территориях) или в пределах зон (районов) ответственности которых сложилась чрезвычайная ситуация. Если масштабы последствий чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами локализовать или ликвидировать их невозможно, в установленном порядке привлекаются силы старшего начальника, а также взаимодействующих органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций*(5).
При выходе поражающих факторов возникшей чрезвычайной ситуации за пределы военного объекта или территорий, находящейся в ведении Министерства обороны, ликвидация ее последствий, а также участие войск (сил) в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях других федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций организуются и осуществляются во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при координирующей роли органов управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*(5).
Воинские части, дислоцирующиеся за пределами Российской Федерации, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, поражающие факторы которых вышли (могут выйти) за пределы военного объекта или территории, находящейся в ведении Министерства обороны, организуют и осуществляют во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления соответствующего государства и при их координирующей роли, если иной порядок не предусмотрен договором (межправительственным соглашением) между Российской Федерацией и данным государством.
Пункт 23 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
23. Непосредственное руководство всеми войсками (силами), привлекаемыми к решению задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет старший воинский начальник в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
Старший воинский начальник в зоне (районе) чрезвычайной ситуации назначается решением командующего войсками военного округа (оперативно-стратегического командования), начальника гарнизона, на территории которого могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
В отдельных случаях старший воинский начальник в зоне (районе) чрезвычайной ситуации может назначаться Министром обороны Российской Федерации или главнокомандующим Сухопутными войсками из числа их заместителей.
Старший воинский начальник в зоне (районе) чрезвычайной ситуации осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, органами государственной и исполнительной власти, местного самоуправления, а его решения являются обязательными для всех воинских частей, дислоцирующихся в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
Пункт 24 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
24. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, а также на территориях субъектов Российской Федерации, если чрезвычайная ситуация возникла вследствие деятельности Вооруженных Сил, осуществляется за счет средств организаций Вооруженных Сил, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств на ликвидацию последствий возникших чрезвычайных ситуаций, за исключением чрезвычайных ситуаций локального характера, главнокомандующие Военно-воздушными силами и Военно-Морским Флотом, командующие войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны могут обратиться к Министру обороны Российской Федерации с просьбой о выделении финансовых средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее именуется - резервный фонд Правительства Российской Федерации).
Порядок истребования и расходования в Министерстве обороны финансовых средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации определяется приказом Министра обороны Российской Федерации*(6).
III. Учет чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах и отчетность по ним
25. Постоянно действующие органы военного управления функциональной подсистемы обязаны вести учет возникших чрезвычайных ситуаций.
Учету подлежат:
все чрезвычайные ситуации, возникшие в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны;
чрезвычайные ситуации, возникшие на объектах и территориях других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, последствия которых привели к нарушению нормальных условий повседневной деятельности войск (сил), жизнедеятельности населения военных городков и (или) для ликвидации последствий которых привлекались войска (силы).
Пункт 26 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
26. Сбор и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях в Вооруженных Силах осуществляются на основе представления в выше стоящие органы военного управления:
докладов об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
докладов о состоянии ядерной, радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, гидрометеорологической, экологической и пожароопасной (взрывоопасной) обстановках, о состоянии войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
ежегодных отчетов о проведенных мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Пункт 27 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
27. Порядок и формы учета возникших чрезвычайных ситуаций, представлений названных докладов и отчетов устанавливаются Главным командованием Сухопутных войск.
IV. Основы взаимодействия и управления при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
28. Взаимодействие при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется:
а) между органами военного управления, силами функциональной подсистемы, а также информационно-аналитическими и координационными системами, действующими в Вооруженных Силах;
Подпункт "б" изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
б) между органами военного управления и органами управления исполнительной власти, местного самоуправления, организациями в зависимости от уровней:
на федеральном уровне - между Министерством обороны (Главным командованием Сухопутных войск) и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также между службами Министерства обороны, главными штабами Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота, штабами родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны и соответствующими федеральными органами исполнительной власти по сферам своей деятельности;
на межрегиональном уровне - между штабами военных округов (оперативно-стратегическими командованиями) и региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также межрегиональными командованиями других войск, воинских формирований и органов;
на региональном уровне - между штабами оперативных (оперативно-тактических) объединений и (или) соединений, гарнизонами в городах Москва и Санкт-Петербург и главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, а также штабами объединений, соединений и воинских частей других войск, воинских формирований и органов;
на муниципальном уровне - между гарнизонами и органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, а также штабами соединений и воинских частей других войск, воинских формирований и органов;
на объектовом уровне - между штабами воинских частей, организациями Вооруженных Сил и структурными подразделениями организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Основными направлениями взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
обмен информацией об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;
разработка планирующих документов по взаимодействию;
проведение совместных мероприятий по проверке реальности планов действий и планов взаимодействия;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка возможных последствий;
обмен опытом, участие в работе комиссий, конференций, семинаров, мероприятиях международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение совместных учений (тренировок) по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При организации взаимодействия согласовываются:
состав сил и средств, необходимых для решения задач по предупреждению возможной и ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации, и их задачи;
порядок решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации войсками (силами), силами и средствами других войск, воинских формирований и органов;
порядок выдвижения (перевозок) войск (сил) в зону (район) чрезвычайной ситуации и наращивания их усилий;
районы расположения привлекаемых войск (сил) и размещения пострадавших, порядок их всестороннего обеспечения;
порядок использования местной материальной технической базы, а также транспортных средств и средств связи и другие вопросы.
При возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующие главнокомандующие, командующие, командиры (начальники) уточняют (определяют) конкретные вопросы и порядок организации взаимодействия, исходя из складывающейся обстановки и решаемых задач.
Пункт 29 изменен. - Приказ Министра обороны РФ от 25 марта 2009 г. N 113
29. Управление при организации и решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в Вооруженных Силах осуществляется:
на федеральном уровне - Главным командованием Сухопутных войск, а также службами Министерства обороны, главными штабами Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота, штабами родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны по сферам своей деятельности;
на межрегиональном уровне - командованием и штабами военных округов;
на региональном уровне - командованием и штабами оперативных (оперативно-тактических) объединений и (или) соединений, командованием гарнизонов в городах Москва и Санкт-Петербург;
на муниципальном уровне - командованием гарнизонов;
на объектовом уровне - командованием и штабами воинских частей, организаций Вооруженных Сил.
Управление в области предупреждения и ликвидации поедедствий чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах включает:
изучение потенциально опасных объектов Вооруженных Сил и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них, анализ и оценку их последствий, изучение районов (зон, границ) опасных природных явлений или процессов и потенциально опасных объектов экономики страны, последствия чрезвычайных ситуаций на которых могут привести к нарушению нормальных условий повседневной деятельности подчиненных (для гарнизонов - расположенных на их территории) объединений, соединений, воинских частей и организаций;
принятие решений на ликвидацию (участие в ликвидации) последствий возникших чрезвычайных ситуаций;
доведение задач до органов военного управления, войск (сил) по ликвидации (участию в ликвидации) последствий чрезвычайных ситуаций;
планирование и организацию действий органов военного управления, войск (сил) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию и проведение мероприятий по видам обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой нижестоящих штабов и войск (сил) к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию и осуществление контроля и помощи органам военного управления, войскам (силам) в организации, планировании и практическом проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
непосредственное руководство действиями войск (сил), привлеченных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокого морально-психологического состояния органов военного управления и войск (сил), предназначенных (ориентированных) для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и другие мероприятия.
В целях заблаговременной подготовки органов военного управления, войск (сил) к решению задач по ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на всех уровнях функциональной подсистемы осуществляется планирование действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.
При возникновении чрезвычайных ситуаций управление осуществляется, как правило, через оперативные группы. В случае, когда сбор оперативных групп не осуществляется, возложенные на них задачи выполняют постоянно действующие органы военного управления функциональной подсистемы и (или) штабы во взаимодействии с другими структурными подразделениями.
При привлечении войск (сил) к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах и территориях других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, по указаниям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующего Сухопутными войсками, командующего войсками военного округа, флотом, начальника гарнизона соответственно в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации могут выделяться представители от органов военного управления для организации взаимодействия с ними.
Постоянно действующие и временно создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органы военного управления функциональной подсистемы свою работу осуществляют со стационарных пунктов управления или пунктов управления, развернутых в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций.
Начальник Главного оперативного управления |
А. Рукшин |
______________________________
*(1) Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил - воинскими частями или войсками (силами); земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные в пользование Вооруженным Силам, - территориями, находящимися в ведении Министерства обороны; единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единой системой; функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил - функциональной подсистемой; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера - чрезвычайными ситуациями; ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
*(2) Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1996 г. N 1103-66 "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности ядерного оружия".
*(3) Под потенциально опасным объектом в Вооруженных Силах понимаются соединение, воинская часть, организация или объект (объекты) соединения, воинской части, организации, в которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
*(4) Приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 года N 324.
*(5) Ликвидация последствий (участие войск и сил в ликвидации последствий) радиационных аварий, аварий с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, чрезвычайных ситуаций, связанных с поиском и спасанием людей, терпящих бедствие на море, других чрезвычайных ситуаций в зависимости от их типа, характера и места возникновения, осуществляется в строгом соответствии с порядком и особенностями проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и привлечения к ним личного состава воинских частей; аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами международного характера.
*(6) Приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 года N 112.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра обороны РФ от 24 августа 2005 г. N 355 "О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.