Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено постановлением
главы администрации области
от 10 сентября 1998 г. N 545
Положение
о проведении энергетических обследований на территории
Новосибирской области.
Новосибирск
1998г
Настоящее Положение устанавливает Порядок проведения энергетических обследований организаций в целях оценки эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов и определения возможностей снижения затрат на топливо и энергообеспечение, действует на территории Новосибирской области и обязательно для исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности.
Термины и определения
В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов;
топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;
Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
вторичный энергетический ресурс - энергетический потенциал основного, промежуточного, побочного продукта и отходов производства, не используемый в основном процессе, но достаточный для использования в иных;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - потери энергоресурсов, вызванные нарушением стандартов, норм, регламентов и бесхозяйственностью;
потребитель ТЭР - юридическое лицо (организация), независимо от форм собственности, использующие топливно-энергетические ресурсы для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды;
энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;
энергоаудитор - юридическое лицо (организация, кроме государственных надзорных органов), осуществляющее энергетические обследования потребителей ТЭР и имеющее лицензию на производство этих работ.
I. Общие положения
1.1. Энергетические обследования проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении", Законом Новосибирской области "Об энергосбережении на территории Новосибирской области" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95г. N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", настоящим Положением.
1.2. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования организациями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки), определения возможностей ее повышения и затрат на реализацию энергоэффективных решений.
1.3. Положение о проведении энергетических обследований на территории Новосибирской области (далее Положение) распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, их филиалы, использующие топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) для производства продукции и услуг, на собственные нужды (далее - потребителей ТЭР), а также на организации, осуществляющие энергетические обследования.
1.4. Положение устанавливает порядок проведения энергетических обследований потребителей ТЭР во всех сферах экономики Новосибирской области, регламентирует последовательность подготовки, проведения и оформления результатов обследований.
II. Организация энергетических обследований
2.1. Общее руководство и организацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР в Новосибирской области осуществляет территориальное управление "Новосибирскгосэнергонадзор".
2.2. Проведение энергетических обследований потребителей ТЭР осуществляет:
- ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор";
- организации, производящие энергетические обследования по планам, утвержденным Главгосэнергонадзором России и согласованным с администрацией Новосибирской области.
2.3. Энергоаудитор должен отвечать следующим требованиям:
- обладать правами юридического лица;
- иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение;
- располагать квалифицированным и аттестованным персоналом;
- иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности;
- иметь лицензию Минтопэнерго России на право проведения энергетических обследований, выдаваемую в порядке, установленном Методическими указаниями по выдаче специальных разрешений (лицензий) в области энергетики (РД 34 38.128-95);
- иметь аккредитацию в ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор".
2.4. В своей деятельности энергоаудитор руководствуется нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Новосибирской области, а также собственным Уставом.
2.5. Энергоаудитор до начала отчетного периода (квартал, год) информирует ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" о предстоящих энергетических обследования.
III. Виды энергетических обследований
3.1. Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляет менее 6 тыс.тонн моторного топлива, проводятся по решению администрации области с периодичностью 1 раз в 7 лет.
3.2. Существует шесть видов энергетических обследований организаций:
- предпусковое и предэксплуатационное;
- первичное;
- периодическое (повторное);
- внеочередное;
- локальное;
- экспресс-обследование.
3.3. Перед пуском и вводом в эксплуатацию топливно- и энергопотребляющего оборудования, ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" проводит обследование с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиПов по показателям энергоэффективности.
По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющего оборудования.
3.4. Первичное, периодическое (повторное), внеочередное, локальное и экспресс-обследование имеет право проводить ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" и энергоаудиторы.
3.5. При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета используемых ТЭР, отчетность по их использованию, анализ затрат на топливо- и энергообеспечение и т.д.).
Эффективность использования ТЭР определяется, как правило, по результатам инструментального обследования.
Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.
Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца.
По результатам обследования выдается предписание (рекомендации) об устранении нарушений в использовании ТЭР и повышении эффективности их использования.
3.6. При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний (рекомендаций), оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства).
По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР, и выдается предписание (рекомендации) аналогичные указанным в п.3.5.
3.7. Внеочередное обследование проводится по инициативе ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" или администрации Новосибирской области в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней выбросов в атмосферу и т.д.) у них возникли предложения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности, а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов.
3.8. Локальные и экспресс-обследования носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии; твердое, жидкое или газообразное топливо), вторичных энергоресурсов, либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.
IV. Методики проведения энергетических обследований
4.1. ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" производит энергетические обследования организаций по методикам, утвержденным Главгосэнергонадзором России.
4.2. Энергоаудиторы производят энергетические обследования либо по методикам, применяемым в органах Главгосэнергонадзора России, либо самостоятельно разрабатывают методики проведения энергетических обследований, согласовывая их в ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор".
4.3. Указанные методики должны разрабатываться на основе существующих методов оценки эффективности использования ТЭР.
4.4. Перед проведением энергетического обследования энергоаудитор составляет техническое задание (программу) на выполнение работ в соответствии с выбранной методикой и согласовывает ее с обследуемым потребителем ТЭР.
V. Требования к обследуемым потребителям тэр
5.1. Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования, а именно:
- обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;
- предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;
- устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.
5.2. При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение, и представить:
- необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо- и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);
- данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;
- документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договоры на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их потерям и т.д.).
- статистическую отчетность организации о выпуске продукции и использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении;
- при повторном и внеочередном обследовании - энергетический паспорт.
VI. Оформление результатов энергетических обследований
6.1. ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" и энергоаудиторы по завершении энергетических обследований оформляют следующую документацию:
- акт (отчет) о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;
- инструментально подтвержденный топливно-энергетический баланс;
- энергетический паспорт;
- рекомендации (по согласованию с руководством обследованной организации - программу ) по повышению эффективности использования ТЭР и снижению затрат на топливо- и энергообеспечение.
В дополнение к указанным документам ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" выдает предписание об устранении нарушений в использовании ТЭР.
Примечание: косвенная оценка параметров эффективности использования топливно-энергетических ресурсов не допускается.
6.2. В результатах энергетического обследования должна быть дана оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрыты причины выявленных нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также стоимости их реализации.
Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество и безопасность продукции.
6.3. Акты (отчеты) проведенных энергетических обследований подписываются уполномоченными представителями организации, проводившей энергетическое обследование, и потребителя ТЭР.
После подписания актов (отчетов) в них запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии разногласий по содержанию актов (отчетов), окончательное решение принимает уполномоченный представитель организации, проводившей энергетическое обеспечение.
Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту (отчету).
6.4. Акт (отчет) доводится до сведения руководителя потребителя ТЭР, который им подписывается. В случае его отказа от подписи, в акте (отчете) энергетического обследования делается соответствующая запись.
6.5. Энергоаудитор передает полный отчет о проведенном энергетическом обследовании потребителю ТЭР, а в десятидневный срок после подписания акта (отчета) о проведенном обследовании передает энергопаспорт ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор".
6.6. ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор":
- отчет о результатах проведенного обследования передает потребителю ТЭР;
- обобщает результаты проведенных энергетических обследований (с учетом деятельности энергоаудиторов) по поднадзорной территории;
- обобщенные результаты, оформленные соответствующим образом, передает вышестоящий организации и администрации Новосибирской области.
VII. Финансирование энергетических обследований
7.1. Финансирование энергетических обследований организаций производится за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников, а также за счет их собственных средств.
7.2. Энергетические обследования потребителей ТЭР, полностью финансируемых из местных бюджетов, производится, как правило, ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор".
7.3. Энергетические обследования потребителей ТЭР, частично финансируемых из местных бюджетов, могут производить ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" или энергоаудиторы.
В случае проведения энергетических обследований ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор", указанная работа выполняется им за свой счет на величину, пропорциональную доле бюджетного финансирования потребителя ТЭР, а оставшаяся часть затрат оплачивается обследуемым потребителем.
В случае выполнения энергетических обследований энергоаудиторами, потребитель ТЭР самостоятельно оплачивает проведенные ими работы.
7.4. Энергетические обследования потребителей ТЭР, не имеющих бюджетного финансирования, проводятся за их счет.
7.5. Энергетические обследования потребителей, полностью или частично финансируемых из местных бюджетов, могут проводиться за счет местных бюджетов, пропорционально доле финансирования из бюджета. По решению администрации Новосибирской области для финансирования работ по энергетическим обследованиям потребителей ТЭР могут привлекаться средства из других источников.
7.6. Финансирование внеочередных энергетических обследований потребителей ТЭР производится за счет организаций, выступивших инициаторами этих обследований.
7.7. В случае подтверждения недостоверности результатов энергетических обследований, проведенных ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" или энергоаудиторами, они обязаны возместить потребителям ТЭР ранее понесенные ими затраты по проведению энергетических обследований.
VIII. Права и ответственность
8.1. В пределах срока, установленного п.3.1. настоящего Положения, потребители ТЭР вправе самостоятельно определять время проведения энергетического обследования, поставив в известность об этом ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор", а также самостоятельно выбирать исполнителя по его проведению.
8.2. В случае нарушения потребителем установленного настоящим Положением срока проведения энергетического обследования, ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" имеет право назначить новую дату и исполнителя по проведению энергетического обследования.
8.3. Потребители ТЭР, своевременно проводящие энергетические обследования, имеют право на льготное финансирование из бюджетных и внебюджетных источников мероприятий по энергосбережению в порядке, определяемом федеральным и областным законодательством об энергосбережении, соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и администрации Новосибирской области.
8.4. Потребители ТЭР несут ответственность за несвоевременное проведение энергетических обследований в порядке, определяемом Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях".
8.5. ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" несет ответственность за качество проведенных им энергетических обследований в порядке, определяемом Положением о нем, а энергоаудиторы - в порядке, предусмотренном п.7.7. настоящего Положения.
В случае неоднократного подтверждения низкого качества энергетических обследований, проведенных энергоаудиторами, они могут быть лишены лицензии на право проведения этих работ.
8.6. Спорные вопросы по решениям должностных лиц ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" или организаций, осуществляющих энергоаудит, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8.7. Действия должностных лиц ТУ "Новосибирскгосэнергонадзор" и энергоаудиторов могут быть обжалованы в административном и судебном порядке.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Новосибирской области от 10 сентября 1998 г. N 545 "О проведении энергетических обследований... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.