Ведомственные строительные нормы ВСН 202-85-АД
"Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования"
(утв. распоряжением Минтрансстроя СССР от 5 мая 1985 г. N БВ-680)
Срок введения в действие 1 июля 1985 г.
2. Основные требования по выбору трассы для строительства автомобильной дороги
2.1. Выбор трассы для строительства автомобильной дороги должен производиться:
при разработке технико-экономических обоснований по крупным и сложным объектам;
при разработке технико-экономических расчетов по объектам, когда специфические условия (гидрогеологические, топографические, сейсмические и др.) необходимо учесть для точного определения расчетной стоимости строительства;
при разработке проектов (рабочих проектов) по другим объектам строительства автомобильных дорог.
Выбор трассы автомобильной дороги производится по оптимальному варианту, определенному на основании материалов инженерных изысканий и всестороннего изучения условий ее строительства по всем возможным вариантам.
2.2. Ответственными за организацию и проведение работ по выбору трассы для автомобильной дороги и площадок для размещения комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, жилых зданий, возводимых взамен сносимых строений, площадок для разработки притрассовых месторождений дорожно-строительных материалов и карьеров грунта для возведения земляного полотна дорог, размещения временных зданий и сооружений (в дальнейшем - выбор трассы автомобильной дороги), подготовку необходимых материалов и полноту согласований намечаемых проектных решений являются заказчик проекта (рабочего проекта) и генеральная проектная организация.
Выбор трассы для строительства автомобильной дороги производится с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства союзных республик, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей, железных дорог и газопроводов, энергосистем и сетей связи.
2.3. Трасса для строительства автомобильной дороги и намечаемые мероприятия по обеспечению охраны и воспроизводства окружающей природной среды должны отвечать требованиям соответствующих глав СНиП и других нормативных документов.
2.4. Проектная организация - генеральный проектировщик с привлечением в необходимых случаях специализированных проектных и изыскательских организаций осуществляет по поручению заказчика:
получение у заинтересованных организаций условий на подключение проектируемого объекта к инженерным сетям и коммуникациям; проведение инженерных обследований и, в необходимых случаях, инженерных изысканий;
разработку необходимых дополнительных материалов и расчетов на основе утвержденных схем развития и размещения автомобильных дорог.
Проектная организация - генеральный проектировщик по поручению заказчика направляет необходимые материалы по обоснованию рекомендуемой трассы автомобильной дороги заинтересованным организациям, органам государственного надзора и территориальной проектной организации Госстроя СССР, представители которых должны принимать участие в выборе трассы для строительства автомобильной дороги.
Кроме того, с территориальной проектной организацией Госстроя СССР подлежат согласованию намечаемые решения в части кооперирования вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций со строящимися и действующими в районе строительства автомобильной дороги предприятиями и сооружениями.
По указанной документации заинтересованные организации, органы государственного надзора и территориальные проектные организации Госстроя СССР в месячный срок представляют заключения.
При наличии разногласий между заказчиками и заинтересованными организациями, органами государственного надзора или при предъявлении ими дополнительных требований, противоречащих положениям действующего законодательства, решения в этих случаях принимаются в установленном порядке.
2.5. Проектная организация - генеральный проектировщик на основе выполненных проектных проработок и с учетом полученных заключений согласовывает с соответствующими органами и организациями намечаемые решения по выбранной трассе автомобильной дороги в части: места проложения трассы и расположения площадок под сопутствующие постоянные и временные здания и сооружения; возможности использования местных трудовых и материальных ресурсов; производственного и хозяйственного кооперирования; прокладки трасс новых коммуникаций и мест присоединения к источникам и трассам сетей электроснабжения, связи, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и места спуска сточных вод; мероприятий по охране окружающей природной среды, приведения временно занимаемых земельных участков в состояние, пригодное для дальнейшего их пользования.
В случае необходимости осуществляется также согласование условий использования существующих железнодорожных тупиков, станций и мест присоединения железнодорожных путей строительства к железнодорожным путям МПС; условий, возникающих в связи с подтоплением или затоплением территории в районе намечаемого строительства гидротехнических сооружений; решений, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов (при размещении трассы автомобильной дороги в районе специальных сооружений) и других особых условий.
2.6. Для выбора трассы автомобильной дороги заказчиком создается комиссия из представителей: заказчика проекта, генеральной проектной организации, территориальной проектной организации Госстроя СССР, исполкомов Советов народных депутатов; подрядной строительной организации; территориальных и местных органов государственного надзора и других заинтересованных организаций.
Комиссия составляет акт о выборе трассы автомобильной дороги с указанием примерных размеров земельных участков, отчуждаемых как в постоянное, так и во временное пользование на период строительства.
Указанный акт составляется с учетом материалов и технической документации, перечисленных в пунктах 2.4 и 2.5 настоящей Инструкции, переданных генеральным проектировщиком заказчику, и оформляется подписями всех членов комиссии.
Акт выбора трассы автомобильной дороги подлежит утверждению Министерством (ведомством)-заказчиком в установленном законодательством порядке.
Утвержденный акт является документом о согласовании направления трассы автомобильной дороги, принятых решений и условий на присоединение сооружений автомобильной дороги к инженерным сетям и коммуникациям, а также намечаемых мероприятий по охране окружающей природной среды и включается в состав ТЭО (ТЭР).
При проектировании крупных и сложных объектов дорожного строительства, когда размер занимаемых строительством земель может быть определен в результате необходимых проектных проработок, данные о примерных размерах намечаемой к изъятию земли уточняются при разработке проекта с последующим согласованием этих уточнений с заинтересованными органами и организациями.
2.7. Устанавливаемые в акте сроки действия согласований проектных решений и условий на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям общего пользования не должны быть менее нормативной продолжительности проектирования (включая разработку ТЭО или ТЭР) и строительства автомобильных дорог.
2.8. Ходатайство о предоставлении земельных участков для строительства автомобильной дороги и их отводе возбуждается заказчиком в порядке, предусмотренном земельным законодательством союзной республики, на территории которой намечается строительство, по представленным генеральным проектировщиком графическим материалам, выполненным на картографической основе землепользователей.
3. Задание на проектирование
3.1. Задание на проектирование автомобильной дороги составляется заказчиком с привлечением проектной организации - генерального проектировщика на основании утвержденных ТЭО или ТЭР, выполненных для данного объекта.
Эталон задания на проектирование автомобильной дороги приведен в прил. 1 настоящей Инструкции.
Состав данных, приводимых в заданиях на проектирование автомобильных дорог местного значения, может уточняться заказчиками по согласованию с генеральной проектной организацией.
3.2. В задании на проектирование магистральных автомобильных дорог общегосударственного значения и в первую очередь дорог, располагаемых в районах массового туризма, в курортных зонах и в других местах с повышенными архитектурными требованиями, указывается необходимость разработки демонстрационных материалов по принимаемым архитектурно-планировочным решениям.
3.3. В задании на проектирование в соответствующих случаях должно предусматриваться выделение в проектно-сметной документации пусковых комплексов.
3.4. Задания на проектирование автомобильных дорог, проекты которых подлежат утверждению Советом Министров СССР, утверждаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
Задания на проектирование всех остальных автомобильных дорог утверждаются в порядке, установленном для утверждения проектно-сметной документации (см. п. 5.3 настоящей Инструкции).
3.5. Вместе с утвержденным заданием заказчик обязан представить генеральной проектной организации исходные данные для проектирования согласно прил. 2 настоящей Инструкции.
В тех случаях, когда исходные данные, необходимые для составления задания на проектирование (прил. 2), у заказчика отсутствуют, он может поручить проектной организации - генеральному проектировщику или по его рекомендации специализированной проектной или изыскательской организации подготовить за отдельную плату необходимые исходные данные. По организациям - заказчикам системы Минтрансстроя работы по сбору исходных данных, необходимых для проектирования, учитываются дополнительно в затратах на разработку проектов автомобильных дорог.
4. Состав и порядок разработки проектно-сметной документации
4.1. Требования, предъявляемые к проектно-сметной документации настоящей Инструкцией, предусматривают максимальный состав освещаемых в ней вопросов и приводимых данных по проектным решениям, который может быть сокращен в зависимости от степени сложности проектируемой дороги и условий ее строительства, с тем чтобы объем документации, представляемой на экспертизу и утверждение, был минимально необходимым и не содержал излишней детализации (см. п. 1.11 настоящей Инструкции).
В состав проектно-сметной документации не должны включаться: расчеты конструкций отдельных элементов и сооружений дороги, материалы по определению объемов строительных и монтажных работ, потребности в материальных и других ресурсах, а также материалы изысканий. Они заказчику не передаются и хранятся в проектно-изыскательской организации в соответствии с требованиями государственных стандартов СПДС и нормативных документов. При необходимости указанные материалы представляются проектной организацией органам экспертизы по их просьбе.
Проектно-сметная документация по специальным материалам разделов и подразделов проекта (рабочего проекта), разработанная субподрядными проектными организациями, используется генеральной проектной организацией при составлении пояснительных записок по соответствующим разделам и подразделам проекта (рабочего проекта), представляемого на экспертизу и утверждение, и включается в состав материалов, передаваемых заказчику.
4.2. Разделы и подразделы проекта (рабочего проекта) должны излагаться в четкой и лаконичной форме, характеризовать и обосновывать проектные решения с учетом результатов вариантных проработок и специфических особенностей природных условий района строительства, а приводимые показатели и итоговые данные расчетов и обоснований - оформляться в основном в табличной форме или в виде графиков и схем.
Чертежи в составе проектов (рабочих проектов) должны составляться, как правило, с максимально возможным совмещением графического изображения на них проектных решений.
Состав и содержание материалов разделов и подразделов проекта, а также требования к содержанию, заполнению и оформлению отдельных проектных документов устанавливаются эталонами проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог.
Текстовые и графические материалы, разрабатываемые в составе рабочей документации, необходимо оформлять в соответствии с требованиями государственных стандартов СПДС.
4.3. Проектная организация в ходе разработки проекта (рабочего проекта) согласовывает с генеральной подрядной организацией:
основные положения организации строительства;
принципиальные конструктивные решения;
применение металлических и сталежелезобетонных пролетных строений (независимо от длины мостов и путепроводов) и конструкции больших мостов;
источники получения конструкций и местных материалов;
транспортную схему доставки конструкций и материалов с разбивкой показателей на каждый пусковой комплекс в отдельности;
средства механизации основных работ;
набор и типы временных сооружений;
применяемые специальные вспомогательные сложные устройства;
размер затрат, обусловленных спецификой работы строительных организаций (размер лимитированных затрат).
При возникновении разногласий последние решаются вышестоящими по подчиненности организациями заказчика и подрядчика.
Организации, осуществляющие согласование, экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требований, приводящих к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации.
Одним из основных критериев оценки качества проектно-сметной документации при ее экспертизе и утверждении является соблюдение требований пп. 4.1 и 4.2 настоящей Инструкции.
Проект
4.4. Проект строительства автомобильной дороги должен состоять из следующих разделов и подразделов, характеризующих и оценивающих основные проектные решения:
Раздел 1. Общая пояснительная записка, содержащая исходные данные для проектирования; краткую характеристику проектируемой дороги и ее заданные технико-экономические и транспортно-эксплуатационные показатели; исходные экономические данные, положенные в основу разработки технико-экономических показателей проекта; характеристику транспортно-экономических особенностей района тяготения, показатели грузонапряженности и транспортной работы дороги, интенсивность движения автотранспорта, категория дороги; описание района проложения дороги с характеристиками климата, инженерно-геологических, инженерных гидрогеологических условий, наличия месторождений местных дорожно-строительных материалов и карьеров грунтов, а также отходов местной промышленности, пригодных для использования в строительстве; сведения об особенностях природных условий, оказывающих существенное влияние на основные проектные решения; уточненные транспортно-экономические показатели автомобильной дороги; основные проектные решения по проложению трассы дороги, обеспечивающие высокие транспортно-эксплуатационные характеристики, экономичность строительных решений; сопоставление вариантных проработок основных проектных решений строительной части и обоснования выбора оптимального варианта; сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соблюдении требований норм, правил, инструкций и стандартов; общие сведения о предусматриваемых природоохранных мероприятиях, их оптимальности и экономической эффективности по материалам подраздела 2.8 - "Охрана окружающей природной среды"; результаты выполненных технико-экономических расчетов, оценку определенных в проекте технико-экономических показателей дороги в сопоставлении их с заданными показателями; данные по экономической эффективности капитальных вложений и использованных в проекте достижений науки и техники; обоснование принятой в проекте продолжительности строительства, разделения дороги на пусковые комплексы и принятой очередности ввода их в эксплуатацию; перечень пунктов, от которых проектируются подъезды, технико-экономическая целесообразность строительства подъездов и их основные технические характеристики, сводка объемов работ по подъездам; характеристику основных решений по общей организации строительства, транспортной схеме обеспечения строительства основными материалами и конструкциями и показателями сметной стоимости строительства; характеристику конкретных проектных решений, в результате внедрения которых в проекте получена экономия материалов в строительстве (по прокату черных металлов, приведенных к классу Сталь-3; по цементу, приведенному к М-400 и лесу круглому), достижение удельных прогрессивных показателей стоимости, материалоемкости и трудоемкости строительства.
Подраздел 1.1 - План трассы дороги.
Раздел 2. Строительные решения.
Подраздел 2.1 - Подготовка территории строительства, содержащий:
проектные решения по переустройству инженерных сетей, сносу и переносу существующих зданий и сооружений; мероприятия по охране окружающей природной среды в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.2 - Земляное полотно и дорожная одежда, содержащий:
продольный профиль, проектные решения по конструкциям земляного полотна, рекомендации по применению грунтов, покилометровые объемы земляных работ; проектные решения по конструкциям дорожной одежды; мероприятия по охране окружающей природной среды, в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.3 - Искусственные сооружения (водопропускные трубы, мосты, путепроводы, пешеходные мосты, тоннели, специальные сооружения), содержащий:
пояснительную записку; схемы искусственных сооружений; объемы работ, материально-технические ресурсы для строительства мостов и путепроводов; мероприятия по охране окружающей природной среды, в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.4 - Пересечения и примыкания, содержащий:
схемы транспортных развязок, проектные решения по конструкциям земляного полотна и дорожной одежды, основные объемы работ; мероприятия по охране окружающей природной среды, в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.5 - Дорожные устройства и обстановка дороги, содержащий:
схему обустройства дороги, объемы работ по дорожным устройствам и обстановке дороги; чертежи велосипедных дорожек и тротуаров; проекты связи, сигнализации, освещения; мероприятия по охране окружающей природной среды, в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.6 - Дорожная и автотранспортная службы, содержащий:
пояснительную записку со схемой зоны обслуживания комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб; генпланы комплексов; основные чертежи индивидуально разрабатываемых проектов; ведомости на оборудование, составленные применительно к форме, установленной ГОСТом 21.110-82; мероприятия по охране окружающей природной среды в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.7 - Строительные материалы, содержащий:
ведомость используемых месторождений дорожно-строительных материалов с их характеристикой; мероприятия по охране окружающей природной среды в соответствии с требованиями, установленными в подразделе 2.8.
Подраздел 2.8 - Охрана окружающей природной среды, содержащий:
пояснительную записку, краткую характеристику особенностей физико-географических условий района строительства автомобильной дороги и способов их учета в природоохранных мероприятиях;
сведения о мероприятиях по восстановлению (рекультивации) занимаемых земель, использованию плодородного слоя почвы, сводимого в связи со строительством автомобильной дороги; обоснования способов снятия и хранения плодородного слоя почвы, транспортировки его к месту укладки (или временного хранения) и нанесения плодородного слоя почвы на восстанавливаемый земельный участок или малопригодное угодье, проектные решения по рекультивации временно занимаемых земель и приведения их в состояние, пригодное для использования по назначению; объемы и сметную стоимость этих работ, оценку эффективности предусматриваемых мероприятий;
расположение, количество и мощность объектов стройиндустрии, комплексов дорожной и автотранспортной служб и других объектов, на которых намечены мероприятия по охране воздуха и воды; баланс отходов производства и систем очистки вредных выбросов в окружающую природную среду;
данные о водных ресурсах, используемых для строительства и эксплуатации автомобильной дороги и сопутствующих зданий и сооружений и о существующих уровнях их загрязнения; сведения о количестве сточных вод и их характеристики; перечень сооружений и устройств для водообеспечения зданий и сооружений, входящих в комплекс строительства и эксплуатации автомобильной дороги, и по очистке природных и сточных вод; баланс водопотребления и водоотведения; предложения по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВСС) сточных вод; оценку эффективности предусматриваемых мероприятий по очистке природных и сточных вод, а также степени обеспечения рационального использования водных ресурсов; сведения о сметной стоимости работ по водоохранным мероприятиям;
наименование и объемы выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ; перечень источников выбросов; предложения по предельно допустимым выбросам; результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ; оценку эффективности предусматриваемых мероприятий по охране атмосферного воздуха; сведения о сметной стоимости работ по воздухоохранным мероприятиям;
перечень и характеристику источников шумов, превышающих допускаемые нормативные уровни; оценку эффективности предусматриваемых мероприятий по снижению уровня шумов; сведения о сметной стоимости этих работ;
краткую характеристику принятых решений по благоустройству и озеленению автомобильной дороги; объемы основных работ и сведения об их сметной стоимости;
комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации автомобильной дороги на окружающую среду (воздух, воду, почву, недра, флору, фауну и др.);
результаты расчетов, произведенных в соответствии с "Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды", одобренной Госпланом СССР, Госстроем СССР и Академией наук СССР, перечень запроектированных сооружений, устройств с их характеристикой и ссылкой на соответствующий раздел (подраздел) проекта (рабочего проекта), в который включены проектные материалы (сведения), расчеты, чертежи и др. по указанным сооружениям и устройствам;
разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (выдается органами Госкомгидромета);
разрешения на спецводопользование (выдается органами по регулированию использования и охраны вод системы Минводхоза СССР);
согласования рыбоохранных мероприятий с органами Минрыбхоза СССР;
чертежи:
поперечные профили полосы отвода;
схема занимаемых земель.
Инженерные сети, сооружения и устройства для очистки сточных вод и выбросов в атмосферу указываются на генеральных планах объектов стройиндустрии, комплексов дорожной и автотранспортной служб.
В проектных решениях должны учитываться природоохранные требования, содержащиеся в территориальных комплексных схемах охраны природы, в природоохранных разделах схем развития и размещения автомобильных дорог.
Раздел 3. Организация строительства.
Состав, объем и содержание проектной документации данного раздела проекта устанавливаются нормативными документами по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ, утверждаемыми Госстроем СССР.
Раздел 4. Сметная документация.
Подраздел 4.1 - Сводный сметный расчет.
Подраздел 4.2 - Объектные и локальные сметные расчеты.
Подраздел 4.3 - Каталог индивидуальных единичных расценок и калькуляции.
Раздел 5. Паспорт проекта.
Рабочий проект
4.5. Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов:
а) общая пояснительная записка, содержащая: перечень исходных данных для проектирования; характеристику проектируемой дороги; описание района проложения дороги с характеристикой климата, инженерно-геологических и грунтовых условий, данные по проложению трассы дороги, общие сведения о предусматриваемых природоохранных мероприятиях, их оптимальности и экономической эффективности (по материалам строительных решений); описание конструкции земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений, характеристику мероприятий по безопасности движения автомобилей, дорожных устройств и обстановки дороги, данные по организации строительства и сметной стоимости строительства; копии документов согласований по всем вопросам разработки рабочего проекта;
б) строительные решения, содержащие: ведомость объемов работ по подготовке территории строительства, земляному полотну, дорожной одежде, искусственным сооружениям, дорожным устройствам и обстановке дороги, мероприятия по охране окружающей природной среды, которые разрабатываются в соответствии с требованиями, установленными в пункте 4.4 настоящей Инструкции.
Основные чертежи: план трассы автомобильной дороги и продольный профиль, конструкции земляного полотна и дорожной одежды;
в) организация строительства: состав, объем и содержание проектной документации данного раздела рабочего проекта устанавливается нормативными документами по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ, утверждаемыми Госстроем СССР;
г) сметная документация, разработанная в составе и объеме, установленном п. 4.13 настоящей Инструкции;
д) паспорт рабочего проекта, составленного по установленной форме;
е) рабочая документация. Рабочая документация на строительство автомобильной дороги с продолжительностью строительства (по нормам) до 2-х лет разрабатывается и передается заказчику в составе рабочего проекта на весь объем строительно-монтажных работ, а при продолжительности строительства свыше 2-х лет - на годовой объем этих работ.
Проектно-сметные материалы разделов рабочего проекта, указанные в подпунктах "а"-"д", представляются на экспертизу и утверждение с приложением, при необходимости, основных рабочих чертежей.
4.6. Материалы проекта (рабочего проекта), представляемые на утверждение, должны быть подписаны:
титульный лист общей пояснительной записки - директором, главным инженером (архитектором) института, главным инженером (архитектором) проекта, а карта с нанесением трассы дороги и план трассы дороги также начальником отдела, исполнителем;
другие материалы - главным инженером (архитектором) проекта, начальником отдела, нормоконтролем и исполнителем.
Рабочая документация
4.7. В состав рабочей документации для строительства автомобильных дорог должны входить:
рабочие чертежи, выполняемые в соответствии с требованиями государственных стандартов СПДС;
эскизные чертежи общих видов нетиповых технологических, энергетических и других устройств и конструкций, а также нестандартизированного оборудования в объеме, необходимом для разработки конструкторской документации по ГОСТ 2.103-68;
рабочие чертежи специальных вспомогательных сооружений и устройств по сложным объектам строительства мостов и путепроводов;
сметы, составляемые в порядке, установленном в пункте 4.13 настоящей Инструкции;
ведомости объемов строительных и монтажных работ, составляемые по установленным формам;
ведомости и сводные ведомости потребности в материалах, составляемые в порядке, установленном Госстроем СССР;
расчеты показателей изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, затрат труда и машиноресурсов и расхода основных строительных материалов, выполняемые в соответствии с Инструкцией по определению показателей изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, затрат труда и расхода основных строительных материалов при применении в проектах достижений науки, техники и передового опыта;
спецификации на оборудование, составляемые по форме, установленной государственным стандартом СПДС (ГОСТ 21.110-82), опросные листы и габаритные чертежи.
4.8. Рабочие чертежи для строительства автомобильных дорог должны разрабатываться в следующем составе:
чертежи, предназначенные для производства строительно-монтажных работ (план дороги, земляного полотна, дорожной одежды, водоотводных устройств, искусственных сооружений, дорожных устройств и обстановки дороги, пересечений и примыканий автомобильных дорог, комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб);
чертежи (планы, разрезы, профили трасс, схемы) сетей и устройств тепло-, газо-, электроснабжения, электрооборудования, отопительных и канализационных систем;
чертежи переустройства пересекаемых трассой дороги инженерных сетей (линий электропередач, связи, кабелей, трубопроводов);
чертежи сооружений и устройств, связанных с охраной окружающей природной среды, а также выполнением мероприятий по восстановлению (рекультивации) временно занимаемых земель и охране недр;
чертежи элементов строительных конструкций, изделий и деталей (при отсутствии типовых).
По решению инстанции, утвердившей проект (рабочий проект), в состав рабочей документации для строительства автомобильных дорог должны включаться рабочие чертежи сложных нетиповых временных сооружений и коммуникаций.
Для зданий и сооружений с особо сложными конструкциями и условиями производства работ (автодорожные тоннели, противолавинные галереи, транспортные развязки в разных уровнях, треки для испытания автомобильных дорог и др.), строительство которых осуществляется с применением специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок, регламентированных установленными требованиями по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ, проектные организации, осуществляющие проектирование объекта, должны разрабатывать рабочие чертежи этих сооружений, приспособлений, устройств и установок.
4.9. Государственные, отраслевые и республиканские стандарты, чертежи типовых конструкций, изделий и деталей, на которые имеются ссылки в разрабатываемой рабочей документации, а также типовые проекты временных сооружений проектной организацией заказчику не выдаются.
4.10. Спецификации на все виды поставляемого заказчиком оборудования (включая нестандартизированное), средства связи, кабельные и другие изделия составляются и оформляются в виде сборника (ведомости) для каждого комплекса или здания по номенклатуре, установленной Госснабом СССР в ГОСТе 21.110-82.
4.11. Рабочая документация разрабатывается в целом на строительство автомобильной дороги или ее очереди (участка) при его продолжительности (по нормам) до двух лет, а при большей продолжительности - на годовой объем строительно-монтажных работ.
На отдельные объекты, входящие в состав автомобильной дороги со сроками их строительства до одного года, рабочая документация разрабатывается и выдается в целом на эти объекты.
При проектировании автомобильной дороги в две стадии рабочая документация разрабатывается и выдается заказчику после утверждения проекта.
Рабочая документация при проектировании в одну стадию (см. п. 4.5 настоящей Инструкции) разрабатывается и выдается заказчику в составе рабочего проекта.
4.12. Чертежи планов дороги, продольных профилей, конструктивные чертежи, генпланы и общие виды сооружений должны иметь подписи исполнителя, руководителя группы (бригады), начальника отдела (сектора) и главного инженера (архитектора) проекта, а остальные чертежи - исполнителя, руководителя группы (бригады), начальника отдела (сектора) и специалиста, осуществляющего нормоконтроль.
Сметная документация
4.13. Для определения сметной стоимости проектируемых автодорог составляется следующая документация:
а) в составе проекта:
сводный сметный расчет,
сводка затрат,
объектные и локальные сметные расчеты,
сметные расчеты,
сметы на проектные и изыскательские работы,
каталог единичных расценок,
калькуляция стоимости материалов,
калькуляция транспортных расходов;
б) в составе рабочей документации (при двухстадийном проектировании):
объектные и локальные сметы;
в) в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании):
сводный сметный расчет,
сводка затрат,
объектные и локальные сметы и сметные расчеты на отдельные виды затрат (при строительстве автомобильных дорог с продолжительностью его осуществления по нормам до двух лет) или объектные и локальные сметные расчеты и сметные расчеты на отдельные виды затрат для остальных строек,
сметы на проектные и изыскательские работы,
каталог единичных расценок,
калькуляция стоимости материалов,
калькуляция транспортных расходов.
Вместе со сметной документацией разрабатываются:
в составе проекта - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды;
в составе рабочего проекта - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды и ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции;
в составе рабочей документации при двухстадийном проектировании - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции.
Сметная стоимость должна определяться с применением, как правило, укрупненных нормативов, обеспечивающих необходимую точность подсчета и сокращение объема сметной документации:
в сводных сметных расчетах при двухстадийном и одностадийном проектировании автомобильных дорог с продолжительностью строительства по нормам более двух лет - по укрупненным сметным нормативам (прейскурантам, укрупненным сметным нормам, укрупненным расценкам), укрупненным показателям стоимости строительства (УПСС) и стоимостным показателям объектов-аналогов, скорректированным применительно к местным условиям;
в сводных сметных расчетах при одностадийном проектировании автомобильных дорог с продолжительностью строительства по нормам до двух лет - по сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязанным к местным условиям строительства, и сметам, составляемым по рабочим чертежам с использованием прейскурантов, предназначенных для этой цели укрупненных сметных норм, укрупненных расценок.
В случае, когда при составлении смет по рабочим чертежам в составе рабочей документации или рабочего проекта отсутствуют указанные укрупненные сметные нормативы, применяются единые районные единичные расценки (ЕРЕР) и расценки на монтаж оборудования или разрабатываются и дополнительно включаются в состав сметной документации индивидуальные единичные расценки на строительные работы и индивидуальные расценки (калькуляции) на монтаж оборудования (при необходимости объединяемые в каталог), калькуляции сметной стоимости материалов, конструкций и изделий, а также калькуляции транспортных расходов.
Изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом и проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, следует учитывать в сводных сметных расчетах стоимости строительства автомобильных дорог с нормативной продолжительностью строительства свыше четырех лет. При этом указанные изменения учитываются в сводных сметных расчетах и в расчетах стоимости строительства только в отношении работ и затрат, приходящихся на пятый и последующие годы строительства. Порядок определения указанных затрат установлен настоящей Инструкцией (прил. 18).
К сметной документации в составе проекта (рабочего проекта) прикладывается пояснительная записка, в которой должны быть приведены:
ссылка на территориальный район, где расположено строительство в соответствии с распределением территории СССР по районам, для которых разработаны ЕРЕР, а также на тарифный пояс;
указание, в каких ценах и нормах какого года составлена сметная документация;
перечень каталогов единичных расценок, принятых для составления смет на строительство объектов;
наименование генеральной строительной подрядной организации;
размеры накладных расходов;
порядок определения сметной стоимости строительных работ;
порядок определения сметной стоимости оборудования и его монтажа;
порядок определения средств по главам 9-12 сводного сметного расчета. В случае, когда при расчетах средств на прочие работы и затраты имеются ссылки на отчетные данные или обосновывающие расчеты подрядных и других организаций, должны быть приложены копии соответствующих документов;
при необходимости приводятся другие сведения о порядке определения сметной стоимости, характерные для данной дороги (наличие проектов строительства объектов общего пользования, документов о включении средств на строительство общих объектов пропорционально потребности в их услугах и т.д.), а также данные о наличии специальных решений Совета Министров СССР, Госстроя СССР, министерств и ведомств СССР по ценообразованию и льготам для строительства.
4.14. В сводном сметном расчете стоимости строительства (составляемом по форме N 1 прил. 6) средства распределяются по следующим главам:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "прил. 6" имеется в виду "прил. 4"
1. Подготовка территории строительства;
2. Земляное полотно;
3. Дорожная одежда;
4. Искусственные сооружения;
5. Пересечения и примыкания;
6. Дорожные устройства и обстановка дороги;
7. Дорожная и автотранспортная службы;
8. Подъезды к дороге;
9. Временные здания и сооружения;
10. Прочие работы и затраты;
11. Содержание дирекции (технический надзор) строящейся дороги и авторский надзор.
12. Проектные и изыскательские работы.
В сводный сметный расчет в установленном порядке включаются средства по освоению территории строительства, сносу и переносу зданий и сооружений (в том числе домов и строений, принадлежащих гражданам на правах личной собственности), расположенных в пределах полосы отвода дороги и участков, изымаемых для размещения постоянных и временных дорожных сооружений; по возмещению убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель; по возмещению убытков, причиненных прекращением или изменением условий водопользования, а также осуществлением других мероприятий, связанных с нарушением окружающей природной среды. Сведения о сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды (прил. 17) включаются в раздел проекта, рабочего проекта - "Охрана окружающей природной среды". Кроме того, включаются средства на восстановление (рекультивацию) земельных участков, предоставленных во временное пользование, в соответствии с проектами на рекультивацию.
Средства на развитие базы строительной индустрии в стоимость строительства автомобильной дороги не включаются, кроме случаев, оговоренных в п. 1.8 настоящей Инструкции.
В сводном сметном расчете отдельной строкой должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и затраты в следующих размерах, исчисляемых от общей сметной стоимости:
а) при двухстадийном проектировании на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам;
крупных мостов с опорами глубокого заложения на сваях-оболочках или буровых сваях, а также мостов с пролетными железобетонными строениями длиной более 80 м и металлическими строениями длиной более 100 м и тоннелей различного назначения - 10%;
остальных предприятий и сооружений транспорта (кроме общественных зданий и сооружений, жилых домов) - 5%;
жилых домов по индивидуальным проектам - 3%;
жилых домов, строящихся по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам в составе проектов застройки микрорайонов, кварталов и комплексов зданий - 2%.
Для объектов производственного назначения, входящих в состав комплексного проекта и строящихся по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, резерв средств на непредвиденные работы и затраты принимается в размере 3%;
б) при одностадийном проектировании:
производственных зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, жилых домов, сооружаемых по вновь разрабатываемым индивидуальным проектам, а также экспериментальных жилых домов - 3%;
общественных зданий и сооружений, возводимых по индивидуальным проектам, - 5%;
общественных зданий и сооружений, жилых домов, возводимых по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, - 2%;
объектов производственного назначения, сооружаемых по индивидуальным проектам, - в размере, указанном в подпункте "а" настоящего пункта для двухстадийного проектирования соответствующих объектов, с коэффициентом 0,5, но не менее 3% сметной стоимости строительства.
В сводных сметных расчетах стоимости строительства экспериментальных объектов (кроме жилых домов) размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты увеличивается на 1% против установленных размеров для строек соответствующих отраслей народного хозяйства (за исключением объектов, для которых этот резерв установлен в размере 10%).
После резерва средств на непредвиденные работы и затраты дается строка: "Учет изменения ценообразующих факторов, происходящих в связи с научно-техническим и социальным прогрессом и проведением мероприятий по охране окружающей природной среды", в которой показывается общая сумма этих затрат (с разбивкой по графам), в том числе по каждому фактору, определенная соответствующими расчетами. Сумма возможного увеличения стоимости строительства, определенная по отдельным ценообразующим факторам, согласовывается с Госстроем СССР и Госпланом СССР и используется в порядке, ими установленном.
За итогом сводного сметного расчета стоимости указываются возвратные суммы.
4.15. Сводка затрат составляется по форме N 2 (прил. 5), в случаях, когда по проектируемой автомобильной дороге одновременно выделяются средства на строительство объектов жилищно-гражданского строительства; базы строительной индустрии (см. п. 1.8 настоящей Инструкции).
Сводкой затрат могут объединяться два или более сводных сметных расчета на перечисленные виды строительства.
4.16. Объектные (форма N 3, прил. 8) и локальные (формы N 4-7, прил. 9-12) сметы, составляемые по рабочим чертежам, определяют сметную стоимость отдельных объектов**, их частей или видов работ и являются основанием для определения сметной стоимости товарной строительной продукции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "прил. 8" и "прил. 9-12" имеется в виду "прил. 6" и "прил. 7-10" соответственно
Эта стоимость в составе рабочей документации при двухстадийном проектировании и в составе рабочего проекта определяется по прейскурантам, предназначенным для этой цели укрупненным сметным нормам, укрупненным расценкам и привязанным к местным условиям строительства сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а при отсутствии этих норм и смет - по единичным расценкам и расценкам на монтаж оборудования.
В локальных и объектных сметах, составляемых по рабочим чертежам, выделяется нормативная условно чистая продукция.
В исключительных случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть точно определены в проекте и уточняются в процессе строительства (замена неустойчивых грунтов в основании земляного полотна, дренажа, ликвидация или стабилизация оползневых участков или осыпей, сооружения экспериментального строительства, свайные основания, подпорные стенки, дноуглубительные и горнопроходческие работы и т.п.), сметная стоимость этих работ определяется с помощью укрупненных показателей стоимости или аналогов и подлежит уточнению в процессе осуществления работ. В таких случаях расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам и расценкам на монтаж оборудования, а стоимость оплаченных в указанном порядке работ является товарной строительной продукцией. В других случаях на основании уточненных в процессе осуществления строительства объемов работ составляется объектная (локальная) исполнительная смета. Перечень указанных работ устанавливается министерством (ведомством)-заказчиком. Если стоимость фактических объемов указанных работ, определенная по единичным расценкам и расценкам на монтаж оборудования, превышает исчисленную стоимость в сметном расчете на объект, то увеличение сметной стоимости этих работ производится в соответствии с п. 5.6 настоящей Инструкции.
Объектные и локальные сметные расчеты составляются по формам объектных и локальных смет, при этом графы "Основной заработной платы", "Эксплуатация машин" предусматриваются в случаях применения районных и других коэффициентов по заработной плате, включая заработную плату рабочих, обслуживающих машины, в том числе коэффициентов для высокогорных, безводных и пустынных районов, установленных Правительством СССР или Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, а графа "Нормативной условно-чистой продукции" не требуется.
4.17. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс (форма N 8, прил. 11), и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды (прил. 17) составляются на основании проектных материалов, разработанных в соответствии с пп. 1.7, 4.4, 4.7 настоящей Инструкции.
4.18. Ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции составляется по форме N 9 (прил. 12). В эту ведомость включаются итоговые данные объектных или локальных смет, предназначенных для расчетов за выполненные работы.
4.19. Индивидуальные единичные расценки на строительные работы, индивидуальные расценки на монтаж оборудования, каталог единичных расценок на строительные работы и на монтаж оборудования, калькуляции сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, конструкций и изделий и калькуляции транспортных расходов составляются соответственно по формам N 10, 12-14 прил. 13-16 и в порядке, приведенном в настоящей Инструкции.
Сметы на проектные и изыскательские работы составляются по формам, приведенным в Инструкции о порядке составления смет на проектные и изыскательские работы для строительства.
4.20. Дополнительные средства на возмещение затрат подрядчика, выявившихся после утверждения проекта (рабочего проекта) в связи с введением по решениям правительства повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и т.п., должны включаться в сводный сметный расчет отдельной строкой с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проект, а при утверждении проекта Советом Министров СССР - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
4.21. При определении стоимости строительства автомобильных дорог и составлении сводных сметных расчетов (с учетом изменения ценообразующих факторов), объектных и локальных смет следует руководствоваться прил. 18 и 19 настоящей Инструкции.
4.22. Сметная документация должна быть подписана должностными лицами, указанными в соответствующих формах этих документов.
4.23. Проект (рабочий проект) передается заказчику проектной организацией - генеральным проектировщиком в четырех экземплярах, а субподрядной, проектной организацией генеральному проектировщику - в пяти экземплярах.
Рабочая документация передается заказчику проектной организацией - генеральным проектировщиком в сроки, предусмотренные графиком, прилагаемым к договору (дополнительному соглашению) на выполнение проектно-изыскательских работ:
рабочие чертежи зданий и сооружений, ведомости объемов строительных и монтажных работ, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах - в четырех экземплярах, а объектные и локальные сметы - в пяти экземплярах. Дополнительные количества экземпляров рабочих чертежей и смет на отдельные виды строительных и монтажных работ, выполняемых одной или несколькими субподрядными специализированными строительными и монтажными организациями, выдаются из расчета, чтобы каждая из этих организаций имела по два экземпляра нужных ей чертежей и одному экземпляру объектных и локальных смет;
рабочие чертежи типового проекта, по которому должно осуществляться строительство на одной площадке нескольких одинаковых зданий и сооружений, должны выдаваться в полном количестве экземпляров только для одного из этих зданий и сооружений, а для остальных - по два экземпляра;
сборники заказных спецификаций - в четырех экземплярах, два из которых заказчик передает комплектующей организации Госснаба СССР в установленном порядке.
Субподрядная специализированная проектная организация должна выдавать генеральному проектировщику рабочую документацию на один экземпляр больше установленного выше количества экземпляров.
По просьбе заказчика проекта проектная организация - генеральный проектировщик и специализированная проектная организация при наличии у них возможностей выдает, за дополнительную оплату, дополнительное количество экземпляров рабочей документации, сверх установленного настоящей Инструкцией.
Материалы проекта (рабочего проекта) разрабатываются в соответствии с действующими эталонами.
5. Согласование и утверждение проектно-сметной документации
5.1. Проектно-сметная документация на строительство автомобильных дорог, разработанная в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами (что должно быть удостоверено соответствующей записью главного инженера проекта в материалах проекта), не подлежит согласованию с органами государственного надзора.
Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, их утвердившими.
Рабочие чертежи, разработанные в составе рабочей документации в соответствии с утвержденным проектом (рабочим проектом), согласованию не подлежат.
В отдельных случаях при изменении в процессе разработки проекта (рабочего проекта) решений, согласованных при выборе трассы и площадок для строительства, а также при отступлении от условий присоединения объекта к инженерным и транспортным коммуникациям эти изменения и отступления подлежат дополнительному согласованию генпроектировщиком с участием субподрядных проектных организаций с соответствующими органами государственного надзора и заинтересованными организациями.
Согласования проектных решений органами государственного надзора и заинтересованными организациями должны производиться в одной их инстанции в срок до 15 дней, а в отдельных случаях - до 30 дней.
5.2. Заказчик проекта согласовывает с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией раздел проекта (рабочего проекта) "Организация строительства", а также сметы, составленные по рабочим чертежам. Проектные решения по строительству дороги и дорожных сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства представляются заказчиком генеральной подрядной строительно-монтажной организации на заключение.
Генеральная подрядная строительно-монтажная организация рассматривает с привлечением субподрядных организаций раздел проекта (рабочего проекта) "Организация строительства", проектные решения по строительству дороги и дорожных сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства и представляет заказчику замечания в срок не более 45 дней со дня получения этих материалов. При неполучении замечаний в этот срок проект (рабочий проект) считается согласованным и может быть представлен на утверждение в установленном порядке.
Сметы, составленные по рабочим чертежам, рассматриваются генеральной подрядной строительно-монтажной организацией с привлечением субподрядных организаций, и замечания по ним представляются заказчику в срок не более 45 дней со дня их получения генеральным подрядчиком. При неполучении замечаний в этот срок сметы считаются согласованными и могут быть утверждены заказчиком.
По поручению заказчика проектная организация - генеральный проектировщик вносит в проектно-сметную документацию изменения, вытекающие из принятых заказчиком замечаний генеральной подрядной строительно-монтажной организации, в месячный срок с момента поручения.
При наличии разногласий, возникших между заказчиком и генеральной подрядной строительно-монтажной организацией, при согласовании проектно-сметной документации на строительство дороги они рассматриваются в установленном порядке.
5.3. Проекты строительства наиболее крупных и важных магистральных автомобильных дорог утверждаются Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик.
Указанные проекты предварительно представляются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик на экспертизу в Госстрой СССР, Государственный комитет по науке и технике и Государственный комитет СССР по ценам. Сводное экспертное заключение представляется в Совет Министров СССР Госстроем СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Государственным комитетом СССР по ценам.
Проекты (рабочие проекты) строительства предприятий, зданий и сооружений (кроме проектов, утверждаемых Советом Министров СССР) подвергаются экспертизе и утверждаются:
а) по стройкам стоимостью на полное развитие 4 млн рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам), а также Советами Министров союзных республик (экспертиза проектов осуществляется Госстроями союзных республик);
б) по стройкам стоимостью на полное развитие менее 4 млн рублей - в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством) СССР или Советом Министров союзной республики.
5.4. Проект (рабочий проект) автомобильной дороги утверждается приказом (постановлением, распоряжением) министерства, ведомства СССР, Совета Министров союзной республики, другой утверждающей инстанции с указанием данных согласно прил. 3 к настоящей Инструкции.
5.5. Утвержденный проект (рабочий проект) автомобильной дороги является основанием для планирования и финансирования строительства этого объекта, заказа основного оборудования, а также заключения договора подряда на капитальное строительство.
5.6. Сметы на строительство отдельных зданий и сооружений и на выполнение отдельных видов работ, составленные по объемам работ, определенным в рабочих чертежах, подлежат утверждению заказчиком.
При утверждении указанных смет на отдельные здания и сооружения и на выполнение отдельных видов работ, сметная стоимость которых превышает сметную стоимость, определенную в объектных сметных расчетах (локальных сметных расчетах), увеличение сметной стоимости производится заказчиком в пределах общей сметной стоимости строительства предприятия, сооружения по сводному сметному расчету к проекту за счет части средств на непредвиденные работы и затраты, остающейся у заказчика, или за счет экономии, полученной в результате уточнения на основании рабочих чертежей сметной стоимости строительства других объектов, входящих в состав автомобильной дороги.
______________________________
* Строительство новых и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них в дальнейшем именуется "Строительство автомобильных дорог".
** В сметной документации под "объектом", стоимость которого определяется объектной сметой (локальной сметой), понимается отдельно стоящее сооружение (например, мост, путепровод и т.п.) или группа их, а также комплекс работ, соответствующий строке сводного сметного расчета в соответствии с перечнем (номенклатурой) объемов работ и затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственные строительные нормы ВСН 202-85-АД "Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования" (утв. распоряжением Минтрансстроя СССР от 5 мая 1985 г. N БВ-680)
Текст документа приводится по изданию Министерства транспортного строительства, 1985 г.
Срок введения в действие 1 июля 1985 г.
Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования разработана Государственным проектным институтом "Союздорпроект"
Внесена Государственным проектным институтом "Союздорпроект"
Согласована с Госстроем СССР 19 марта 1985 г. N АЧ-1144-2/2
Приказом Минтранса России и Минстроя России от 8 апреля 2021 г. N 217/ПР/124 настоящий документ признан утратившим силу с 8 апреля 2021 г.