Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Общая часть
1.1. Настоящей инструкцией устанавливаются содержание, состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации, по которой должно осуществляться строительство новых и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них*.
Проектно-сметная документация на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий дорожного хозяйства должна разрабатываться с учетом требований Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденной Госстроем СССР.
Проектирование автомобильных дорог для строительства за границей осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов, утверждаемых Госстроем СССР и ГКЭС.
Типовые проекты зданий и сооружений и типовые проектные решения для автомобильных дорог разрабатываются в соответствии с Инструкцией по типовому проектированию.
Инженерные изыскания для всех стадий проектирования автомобильных дорог производятся в соответствии с нормативными актами, утверждаемыми Госстроем СССР.
1.2. Проектирование автомобильных дорог осуществляется по крупным и сложным объектам (а при необходимости и по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР на основании технико-экономических обоснований строительства (ТЭО), а по другим объектам - на основании технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность их строительства, которые разрабатываются на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения автомобильных дорог.
При разработке технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов) производится предварительное согласование трассы автомобильной дороги и площадок для размещения сопутствующих сооружений постоянного и временного назначения с заинтересованными организациями и исполкомами Советов народных депутатов, а в соответствующих случаях и с Советами Министров автономных республик с составлением соответствующего акта.
1.3. Проектные организации при проектировании автомобильных дорог должны обеспечивать:
а) реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта, с тем чтобы построенные автомобильные дороги ко времени ввода их в действие и в процессе эксплуатации были технически передовыми, отвечали современным требованиям безопасности и комфортабельности автомобильного движения;
б) высокую эффективность капитальных вложений за счет:
рационального проложения трассы проектируемой автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые транспортно-эксплуатационные характеристики в соответствии с перспективными составом и интенсивностью движения;
проектирования подъездов, съездов и развязок автомобильного движения, обеспечивающего наилучшие условия для движения транспорта и достаточную связь проектируемой дороги с грузообразующими и грузопоглощающими пунктами и с сетью существующих автомобильных дорог;
вариантной проработки проектных решений;
использования наиболее экономичных транспортных схем;
обеспечения строительства основными строительными материалами, дорожными смесями, конструкциями и изделиями, предусматривающими возможность более широкого использования местных строительных материалов и грунтов, без снижения качества, надежности и долговечности автомобильной дороги, применения средств комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
использования в строительстве высокопроизводительных дорожных машин, строительного оборудования, установок и агрегатов наибольшей единичной мощности;
применения совершенной технологии и повышения уровня механизации и автоматизации строительных работ с максимальным сокращением ручного труда;
применения индустриальных методов организации строительства и наиболее эффективных в условиях дорожного строительства поточных форм его организации, обеспечивающих максимальное повышение производительности труда;
совершенствования конструктивных и объемно-планировочных решений зданий и сооружений комплексов дорожной и автотранспортной служб, а также их рационального размещения, обеспечивающего нормальные условия эксплуатации дороги и движущихся по ней транспортных средств;
ускорения ввода в эксплуатацию автомобильных дорог, их участков и пусковых комплексов;
в) рациональное проложение автомобильной дороги в окружающем ландшафте;
г) рациональное использование земель и природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, экономное расходование материальных и топливно-энергетических ресурсов, а также сейсмостойкость автомобильных дорог;
д) достижение прогрессивных удельных показателей стоимости и материалоемкости строительства автомобильных дорог;
е) кооперирование в необходимых случаях вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций со строящимися и действующими в районе строительства автомобильной дороги предприятиями и сооружениями.
1.4. Проектирование автомобильных дорог общего пользования осуществляется:
в одну стадию - рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости для технически несложных объектов дорожного строительства, а также предприятий, зданий и сооружений дорожного хозяйства, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам;
в две стадии - проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами для крупных и сложных автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения, а также всех дорог общего пользования в районах с особыми условиями строительства (сейсмичность, вечная мерзлота, просадочные грунты и т.п.).
Стадийность разработки проектно-сметной документации устанавливается заказчиком в задании на проектирование в соответствии с утвержденными ТЭО и ТЭР.
В проектах (рабочих проектах) автомобильных дорог на основе материалов инженерных изысканий и вариантных проработок принимаются решения о местоположении, типах и конструкциях всех сооружений, уточняются технико-экономические показатели, определенные при разработке схем развития и размещения автомобильных дорог, ТЭО и ТЭР.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик разрешают в исключительных случаях разработку по крупным стройкам автомобильных дорог с длительным сроком проектирования, включенным в государственный план экономического и социального развития, рабочих чертежей и смет к ним на объем работ первого года строительства автомобильной дороги до утверждения проекта и выполнения по ним подготовительных и строительно-монтажных работ по внеплощадочным сооружениям и коммуникациям, объектам производственной базы, жилым домам и объектам культурно-бытового назначения для подрядных организаций в объемах, согласованных с Госпланом СССР.
1.5. Проекты (рабочие проекты) автомобильных дорог с продолжительностью строительства (по нормам) свыше двух лет составляются на очереди (участки) их строительства, определенные в утвержденных ТЭО и ТЭР.
Оптимальный состав и продолжительность очередей (участков) строительства, установленные в ТЭО или ТЭР, указываются в задании на проектирование и окончательно уточняются при разработке проекта (рабочего проекта).
Решение о проектировании автомобильных дорог при продолжительности их строительства (по нормам) свыше двух лет без выделения очередей (участков) принимается министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик в исключительных случаях, когда по условиям технологии строительства или из-за других специфических факторов невозможна разбивка строительства на очереди (участки).
1.6. Сметная стоимость строительства автомобильных дорог, в том числе строительно-монтажных работ в сводном сметном расчете стоимости, определяется:
при одностадийном проектировании - по сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязанным к местным условиям строительства, сметам, составляемым по рабочим чертежам, стоимостным показателям объектов-аналогов, а также укрупненным сметным нормативам;
при двухстадийном проектировании - по укрупненным сметным нормативам, прейскурантам на строительство зданий и сооружений, объектам-аналогам с поправкой на местные условия.
Сметная стоимость строительства автомобильных дорог по проектно-сметной документации должна соответствовать или быть ниже расчетной стоимости, предусмотренной в утвержденных ТЭО и ТЭР, а другие основные технико-экономические показатели должны соответствовать или быть улучшены по сравнению с показателями, принятыми в этих документах.
Расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией и предусмотренная в утвержденном ТЭО, должна являться лимитом на весь период проектирования и строительства автомобильной дороги.
1.7. В случаях, когда в задании на проектирование предусматриваются строительство и ввод в эксплуатацию автомобильной дороги отдельными пусковыми комплексами, определение состава пусковых комплексов, их сметной стоимости и внесение в них при необходимости изменений и уточнений производится в порядке, установленном Госстроем СССР и Госпланом СССР (письмо от 13 апреля 1984 г. N 18-Д и N ВЛ-26-Д) и Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством автомобильных дорог, на основании которых при разработке проекта (рабочего проекта) состав и сметная стоимость пусковых комплексов устанавливаются по согласованию с заказчиком, подрядчиком, органами государственной автомобильной инспекции и дорожно-эксплуатационной организацией, в основные фонды которой передается сметная стоимость пусковых комплексов после приемки их в эксплуатацию.
В целях исключения задержек ввода в действие принимаемых в эксплуатацию автомобильных дорог (пусковых комплексов), когда на них произошли деформации (оползни, обвалы, лавины и др. непредвиденные природные явления), требующие дополнительного времени на их ликвидацию, разрешается этот участок дороги компенсировать равным по мощности сопредельным участкам дороги, входящим в другой пусковой комплекс при условии обеспечения сквозного проезда транспортных средств и безопасности движения. При этом указанные деформации не должны являться следствием нереализованных проектных решений и мероприятий, предусмотренных проектом (рабочим проектом).
1.8. В проектах (рабочих проектах) автомобильных дорог должно предусматриваться опережающее строительство и ввод в действие жилых зданий, сооружаемых взамен сносимых, зданий и сооружений, комплексов дорожной и автотранспортной служб, которые могут быть использованы в период строительства, а также необходимых предприятий и сооружений временной производственной базы, подъездных железнодорожных путей, разгрузочных причалов и временных автомобильных дорог.
При проектировании автомобильных дорог общего пользования или дорог, расположенных в отдаленных неосвоенных районах страны, где нет необходимой базы строительной индустрии, может, в виде исключения, по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР предусматриваться создание предприятий базы стройиндустрии.
В таких случаях составляются проект и отдельный сводный сметный расчет стоимости строительства на создание базы стройиндустрии, данные которого включаются в сводку затрат.
1.9. Разработка проектно-сметной документации на техническое перевооружение или реконструкцию производственных баз, цехов, участков, совершенствование отдельных технологических процессов, механизацию тяжелых и трудоемких работ, на реконструкцию инженерных сетей и сооружений может осуществляться силами производственных объединений (управлений, трестов) строительства и эксплуатации автомобильных дорог по согласованию, и в необходимых случаях с привлечением (для увязки общих вопросов) проектной организации - генерального проектировщика, при обязательном соблюдении действующих норм и правил по проектированию и строительству. В этих случаях проектирование осуществляется в одну стадию - рабочий проект. При этом задание на проектирование подлежит согласованию с генеральной проектной организацией.
1.10. Не допускается строительство автомобильных дорог по устаревшим проектам (рабочим проектам), для чего до включения автомобильных дорог в план капитального строительства необходимо проверять соответствие принимаемых проектных решений современному техническому уровню.
Устаревшие проекты (рабочие проекты) должны перерабатываться проектными организациями по заданиям заказчиков с целью доведения их технического уровня до современных требований и переутверждаться в порядке, установленном для утверждения вновь разработанных проектов (рабочих проектов).
По включенным в план капитального строительства автомобильным дорогам, проекты (рабочие проекты) которых утверждены министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик, изменения проектных решений, связанные с увеличением протяженности автомобильных дорог, должны согласовываться с Госпланом СССР и Госстроем СССР, а также с генеральной подрядной организацией (в части организации строительства и изменения смет, составленных по рабочим чертежам).
Заказчики проектно-сметной документации и генеральные проектировщики обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. Указанные изменения производятся проектной организацией на основании поручения заказчика с учетом фактического состояния строительства.
1.11. Проекты (рабочие проекты), представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без излишней детализации в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений, определения объемов основных работ, стоимости строительства и потребности в дорожно-строительных материалах, конструкциях, оборудовании, изделиях, деталях, дорожно-строительных машинах, транспортных средствах и затратах труда. Оформление проектных материалов должно осуществляться в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции.
1.12. Конструктивные решения, строительные материалы, дорожные смеси, изделия или технологические процессы, впервые примененные или разработанные в проекте (рабочем проекте), подлежат проверке проектными организациями-разработчиками на патентоспособность и патентную чистоту, по результатам которой в установленном порядке должен быть составлен патентный формуляр.
В случаях, когда в проектных решениях используются изобретения, в пояснительной записке соответствующего раздела проекта необходимо указывать номера авторских свидетельств и заявок на используемые изобретения, по которым принято решение о выдаче авторских свидетельств. Соответствующие ссылки приводятся также в общих данных по рабочим чертежам.
1.13. Проектно-изыскательские работы должны выполняться, как правило, с применением современных экономико-математических методов, средств вычислительной и организационной техники, аэрофотосъемки с построением цифровых моделей местности и инженерно-геологическим дешифрированием, современных геофизических методов, полевых методов определения физических свойств грунтов в условиях естественного залегания, построении перспективных изображений и, при необходимости, макетированием сложных мест, а также других прогрессивных методов и технических средств составления, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению продолжительности проектирования и снижению затрат на выполнение работ, повышению производительности труда работников проектно-изыскательских организаций и качества проектов.
1.14. Проектные и изыскательские работы выполняются на основании договоров, заключенных заказчиками с проектными организациями - генеральными проектировщиками в соответствии с Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ. При этом разработка соответствующих материалов проектов, не относящихся к профилю генерального проектировщика (проекты переноса или переустройства сложных инженерных коммуникаций, строительства зданий и сооружений, возводимых взамен сносимых объектов, сложных объектов временной производственной базы при отсутствии соответствующих типовых проектов; гидромеханизированных земляных работ и буровзрывных работ; подъездных железнодорожных путей, мостов, тоннелей и других сложных сооружений), поручается генеральной проектной организацией соответствующим субподрядным специализированным проектным организациям.
Генеральный проектировщик несет ответственность, осуществляет обязанности и имеет права в соответствии с утвержденным Госстроем СССР Положением о проектной организации - генеральном проектировщике.
1.15. Проектная организация - генеральный проектировщик по каждой проектируемой автомобильной дороге назначает главного инженера проекта.
Специализированная субподрядная проектная организация, выполняющая отдельный раздел или подраздел проекта, назначает главного инженера проекта, ответственного за этот раздел или подраздел проекта.
Главный инженер проекта несет ответственность, осуществляет обязанности и имеет права в соответствии с утвержденным Госстроем СССР Положением о главном инженере, главном архитекторе проекта.
1.16. Заказчик проекта, директор и главный инженер, главный инженер проекта проектной организации - генерального проектировщика и субподрядной специализированной проектной организации на протяжении всего периода проектирования и строительства несут ответственность за соблюдение утвержденных технико-экономических показателей строящейся автомобильной дороги и дорожных сооружений, за качество проектно-сметной документации, правильное определение сметной стоимости строительства, за своевременную разработку и комплектность проектно-сметной документации, передаваемой заказчику и подрядной организации, а также за внесение в проектно-сметную документацию в установленный срок изменений, рекомендованных в заключениях экспертизы.
Руководители организаций-заказчиков и проектных организаций несут ответственность за обеспечение достоверности сметной стоимости строительства, рассматривая ошибки в ее определении как нарушение государственной дисциплины.
Проектные организации и их должностные лица несут ответственность за экономичность, надежность, безопасность, долговечность запроектированных объектов, полноту и эффективность предусмотренных в проектах мероприятий по охране здоровья трудящихся и окружающей природной среды, за соблюдение при разработке проектно-сметной документации требований настоящей Инструкции и других нормативных документов по проектированию и Положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений, а также за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей, введенных в эксплуатацию объектов, мощностям и показателям, предусмотренным проектом (рабочим проектом), и за решение всех связанных с проектированием вопросов, возникающих в процессе строительства, приемки объектов в эксплуатацию и освоения их проектных мощностей.
Научно-исследовательская организация, разработки которой используются при проектировании, несет ответственность за соответствие выданных ею исходных данных для проектирования достижениям научно-технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования, материалов и организации строительства.
Когда для осуществления принятых в проекте технических решений выполнены научно-исследовательские, экспериментальные или опытные работы, в материалах проекта приводится их перечень с краткой характеристикой и обоснованием необходимости выполнения этих исследований и работ.
Ответственность за качество и единство изложения и оформления материалов во всех разделах проекта (рабочего проекта) несет проектная организация - генеральный проектировщик. Субподрядная проектная организация несет ответственность за качество разрабатываемых ею проектных решений и их соответствие заданию на проектирование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.