Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 августа 2015 г. N А40-104614/2015
Именем Российской Федерации
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Кузина М.М. (единолично) (149-867)
Рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, дело по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (127473, г. Москва, ул. Достоевского, 1/21, ОГРН 1027810287218)
к ФАС России
о признании незаконным и отмене постановления N 223ФЗ-136/14/АК155-15 от 17.04.2015 г.; прекращении производства по административному делу N 223ФЗ-136/14/АК155-15 установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (далее - Заявитель, ФГУП "РЧЦ СЗФО") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ФАС России N 223ФЗ-136/14/АК155-15 от 17.04.2015 г. о привлечении ФГУП "РЧЦ СЗФО" к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ и прекращении производства по административному делу N 223ФЗ-136/14/АК155-15.
Определением от 10.06.2015 г. заявление ФГУП "РЧЦ СЗФО" принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Требования ФГУП "РЧЦ СЗФО" мотивированны тем, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным, так как в действиях Заявителя отсутствует состав правонарушения по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
От заявителя дополненных доказательств по спору не поступило.
От ответчика 03.07.2015 г. поступил письменный отзыв и 07.07.2015 г. поступили материалы дела об административном правонарушении.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон, по материалам, представленным заявителем и с учетом письменного отзыва ответчика.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. При этом, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Федеральной антимонопольной службы России N 223ФЗ-136/14/АК155-15 от 17.04.2015 г. на основании протокола об административном правонарушении от 01.04.2015 г. N 223ФЗ-136/14/АК155-15 ФГУП "РЧЦ СЗФО" привлечено к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в связи с нарушением требований 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в указании в Извещении, Документации, разного времени проведения Аукциона.
ФГУП "РЧЦ СЗФО" посчитав указанное постановление незаконным обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами ответчика в рамках их полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 28.3, пп. 3 п. 2 ст. 23.67 КоАП.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Определением от 24.03.2015 в отношении ФГУП "РЧЦ СЗФО" возбуждено дело об административном правонарушении N 223 ФЗ-136/14/АК155-15.
На момент возбуждения дела об административном правонарушении у ФАС России отсутствовали сведения о том, что 31.10.2014 деятельность ФГУП "РЧЦ СЗФО" прекращена в связи с реорганизацией путем присоединения к ФГУП "РЧЦ ЦФО".
Таким образом, в связи с тем, что временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по уборке производственных и служебных помещений, занимаемых ФГУП "РЧЦ СЗФО" и уборке автомобильного проезда к Станции технического радиоконтроля (извещение N 31401583862) (далее - Аукцион), а именно - 08.10.2014, а также в связи с тем, что данная документация была утверждена ФГУП "РЧЦ СЗФО", дело об административном правонарушении N 223ФЗ-136/14/АК155-15 было возбуждено в отношении ФГУП "РЧЦ СЗФО".
Протокол по делу об административных правонарушениях N 223 ФЗ-136/14/АК155-15 от 01.04.2015 г. составлен при участии защитника ФГУП "РЧЦ СЗФО" Калинина В.А. по доверенности N 168 от 29.12.2014 г., законный представитель извещен по средствам электронной почты и факсимильной связью, путем направления определения от 24.03.2015 г. о возбуждении дела об административном правонарушении.
На рассмотерние дела об административном правонарушении защитник ФГУП "РЧЦ СЗФО" не явился, в материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления ФГУП "РЧЦ СЗФО" о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно телеграмма и доказательства извещения по электронной почте.
Административное дело рассмотрено антимонопольным органом в пределах имеющихся полномочий.
Частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Субъектом ответственности являются, в том числе юридические лица - заказчики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Суд установил, что ФГУП "РЧЦ СЗФО" проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по уборке производственных и служебных помещений, занимаемых ФГУП "РЧЦ СЗФО" и уборке автомобильного проезда к Станции технического радиоконтроля (извещение N 31401583862) (далее - Аукцион).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
08.10.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе (далее - Документация).
Согласно Документации Аукцион проводится в электронной форме на электронной площадке ОАО "ЕЭТП" (далее - ЭТП).
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте заказчиками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 21, 23 Порядка представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках, а также иную подлежащую размещению на официальном сайте дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
При этом, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте (далее - Извещение), дата и время проведения Аукциона: 31.10.2014 в 09:00 (МСК).
Пунктом 10.3 извещения о закупке N 224, являющегося неотъемлемой частью Документации, установлено, что дата и время проведения Аукциона: 31.10.2014 в 10:00 (МСК).
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона, Аукцион проводился 31.10.2014 в 9:00 (МСК).
Документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком предпринимались попытки внести изменения в Извещение, Документацию в целях приведения к единообразию даты и времени проведения Аукциона, на рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено.
С учетом изложенного, суд поддерживает доводы антимонопольного органа, что действия Заказчика, выразившиеся в указании в Извещении, Документации, разного времени проведения Аукциона, нарушают требования пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФГУП "РЧЦ СЗФО" предпринимались попытки внести изменения в информацию о времени проведения Аукциона на ЭТП, однако попытки внести изменения в Извещение, Документацию, размещенных на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru, в целях приведения к единообразию даты и времени проведения Аукциона не предпринимались, что подтверждается ФГУП "РЧЦ СЗФО" в третьем абзаце на третьей странице в исковом заявлении.
Невозможность завершить Аукцион ФГУП "РЧЦ СЗФО" в связи с реорганизацией не освобождает ФГУП "РЧЦ СЗФО" от ответственности, так как у правопреемника ФГУП "РЧЦ СЗФО" была возможность провести новый Аукцион в случае отмены предыдущего.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения Документации, а именно - 08.10.2014.
Именно в утвержденной Документации содержалось время проведения Аукциона, отличное от реального времени проведения Аукциона.
В связи с тем, что нарушение зафиксировано в Документации, временем совершения административного правонарушения является дата утверждения Документации.
Таким образом, ФГУП "РЧЦ СЗФО" допустило нарушения пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках, выразившихся в указании в Извещении, Документации, разного времени проведения Аукциона.
Тем самым, ФГУП "РЧЦ СЗФО" совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о закупках, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5).
В соответствии с п. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела и не опровергнут заявителем.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Суд установил, что срок давности привлечения ФГУП "РЧЦ СЗФО" к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Размер административного штрафа назначен в пределах санкции установленной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Судом рассмотрены все доводы Заявителя и отклонены как безосновательные, направленные на уход от административной ответственности.
В своем заявлении ФГУП "РЧЦ СЗФО" просит также прекратить производство по делу об административном правонарушении N 223ФЗ-136/14/АК155-15.
В то же время, полномочия арбитражного суда по прекращению производства по делу об административном правонарушении действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрены. Требования п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ к решению арбитражного суда не применяются.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"" и, руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 69, 71, 75, 1234, 156, 166-170, 176, 180, 181, 189, 197-201, 209-211 АПК РФ, суд решил:
Отказать Федеральному государственному унитарному предприятию "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (127473, г. Москва, ул. Достоевского, 1/21, ОГРН 1027810287218) в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановления ФАС России N 223ФЗ-136/14/АК155-15 от 17.04.2015 г. о привлечении ФГУП "РЧЦ СЗФО" к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 223ФЗ-136/14/АК155-15.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
М.М. Кузин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 августа 2015 г. N А40-104614/2015
Текст решения официально опубликован не был