Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. N ПР 02-148/02-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и федеральном казенном учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" (далее - ФКУ НЦУКС), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. МЧС России в нарушение пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1213) лимиты бюджетных обязательств на 2014 год на осуществление закупок товаров, работ и услуг (в том числе на осуществление бюджетных инвестиций) не распределены в установленном объеме и не доведены до распорядителей и получателей средств до 1 февраля 2014 года.
2. Приказом МЧС России от 22 сентября 2010 г. N 470 утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных МЧС России получателей бюджетных средств.
Кроме того, составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется с учетом приказа МЧС России от 28 мая 2009 г. N 322 "Об утверждении Положения о лимитной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". В соответствии с данным приказом определяются структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, ответственные по направлениям деятельности за распределение бюджетных ассигнований по распорядителям и получателям средств федерального бюджета.
Распоряжением МЧС России от 31 мая 2013 г. N 144 утвержден график подготовки и рассмотрения в 2013 году документов и материалов, разрабатываемых МЧС России при составлении проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
Указанные внутренние нормативные акты МЧС России не обеспечивают единого механизма составления бюджетных смет подведомственными МЧС России получателями бюджетных средств.
3. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 523 "О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" (пункт 41 приложения N 6 к ФЦП) и от 16 марта 2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (пункт 22 приложения N 6 к ФЦП) возложен на МЧС России. Вместе с тем соглашениями о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, заключенными между МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанный контроль введен в обязанность субъектов Российской Федерации, а МЧС России предоставляется только право на его осуществление.
4. В части исполнения расходов федерального бюджета по капитальным вложениям:
не утверждена в установленном порядке проектная документация в отношении объектов капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - ФАИП);
соглашения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности в рамках реализации федеральных целевых программ (далее - ФЦП) заключены только в сентябре 2014 года;
из 37 объектов ФАИП с завершением в 2014 году проектных и изыскательских работ в 2014 году завершена разработка проектной документации только по четырем объектам, из них получено положительное заключение государственной экспертизы по двум объектам;
из 112 объектов, подлежавших вводу в 2014 году, в установленные сроки были завершены строительством и введены в эксплуатацию 29 объектов;
7 221 871,5 тыс. рублей по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (из предусмотренных на 2014 год 15 580 756,4 тыс. рублей) МЧС России в 2015 году возвращено в доход бюджета;
6 652 593,2 тыс. рублей направлено МЧС России на авансирование капитального строительства; в результате на 31 декабря 2014 года образовалась дебиторская задолженность;
объем незавершенного строительства МЧС России на 1 января 2015 года составил по 222 объектам 25 480 229,5 тыс. рублей.
5. МЧС России в установленный срок не выполнено четыре мероприятия ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323.
6. В нарушение абзаца четыре подпункта "а" пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации N 1213 осуществлено неправомерное авансирование по пяти объектам капитального строительства в размере 201 530,9 тыс. рублей.
7. В нарушение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации N 1213 по четырем объектам капитального строительства после 1 декабря 2014 года приняты бюджетные обязательства на 2014 год в размере 315 811,1 тыс. рублей, предусматривающие выполнение работ более одного месяца.
8. В нарушение пункта 5 статьи 161 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации приняты бюджетные и денежные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по двум объектам капитального строительства на сумму 1 031 021,1 тыс. рублей.
9. Выявлено представление МЧС России неточной информации в отчетных материалах о ходе реализации ФАИП за 2014 год (в части кассового исполнения и принятия выполненных работ, услуг), направленных в Минэкономразвития России и Военно-промышленную комиссию Российской Федерации.
10. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, в 2014 году МЧС России профинансировало 68 мероприятий по информатизации без утвержденного и согласованного с Минкомсвязи России в установленном порядке плана информатизации в объеме 3 466 159,3 тыс. рублей.
11. Приобретенные в 2014 году девять информационных систем, а также двенадцать информационных систем, приобретенных (созданных) ранее, по которым в 2014 году проводились мероприятия по развитию и модернизации, в нарушение пункта 9 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов", и постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 62 "О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" МЧС России до настоящего времени не поставлены на учет.
12. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" МЧС России не представлены в Росимущество сведения о 362 зданиях и сооружениях и 341 земельном участке для внесения их в реестр федерального имущества.
13. В нарушение пункта 8 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228, ФГУП "Военизированная горноспасательная часть" перечислило в федеральный бюджет часть прибыли после 15 июня 2014 года.
14. Приказом МЧС России от 25 августа 2009 г. N 488 на ФКУ НЦУКС возложены функции по техническому обеспечению связью и оргтехникой структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, которые не предусмотрены уставом ФКУ НЦУКС, утвержденным приказом МЧС России от 4 октября 2011 г. N 562.
15. В нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" факт передачи объектов основных средств по государственному контракту от 15 октября 2014 г. N 177 на выполнение опытно-конструкторской работы на сумму 6 951,0 тыс. рублей не оформлен актом приема-передачи объектов основных средств.
16. В нарушение пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" информация о деятельности ФКУ НЦУКС размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru) не в полном объеме.
17. В 2014 году МЧС России при расчете субсидии на приобретение жилого помещения не соблюден пункт 25 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, в части применения поправочного коэффициента с учетом стажа гражданской службы, что привело к завышению единовременной выплаты на 288,5 тыс. рублей.
18. МЧС России, федеральным казенным учреждением "Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России" (далее - ЦОД ФПС) и ФКУ НЦУКС нарушены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
не соблюдены требования совместного приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы" в части составления и опубликования плана-графика закупок;
нарушены порядок и сроки направления информации и сведений о закупках и заключенных государственных контрактах в реестр контрактов на официальном сайте zakupki.gov.ru, установленные статьей 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ);
в нарушение статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ государственные контракты заключены с нарушением условий документации о закупках, неправомерно внесены изменения в существенные условия государственных контрактов, приняты работы, не соответствующие условиям заключенных контрактов, на сумму 546 532,8 тыс. рублей;
закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлены в объеме менее 15% совокупного годового объема закупок, что не соответствует требованиям части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ;
в состав контрактной службы включены сотрудники, не имеющие дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что не соответствует части 23 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ.
19. Официальная статистическая отчетность, направленная ЦОД ФПС в МЧС России (форма 1-контракт "Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), содержит недостоверную информацию об общем количестве закупок.
20. Нереальная к взысканию дебиторская задолженность МЧС России по расходам на конец 2014 года составила 106 242,6 тыс. рублей, в том числе 33 000,0 тыс. рублей - по государственному контракту 1999 года с произведенной оплатой в 2007 году по дополнительному соглашению к нему без оформления актов приемки выполненных работ.
21. В нарушение пункта 51 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, оформление результатов аудиторской проверки от 28 ноября 2014 года не соответствует установленным требованиям.
22. Бюджетные ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам ФПС на 2014 год предусмотрены на 10 243 676,3 тыс. рублей меньше потребности, рассчитанной в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 126 "О порядке формирования фонда денежного довольствия сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы), Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы" и от 1 октября 2012 г. N 1000 "О порядке формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба", исходя из установленной численности военнослужащих 7 230 единиц и сотрудников ФПС - 142 341 единица. В нарушение пунктов 6 указанных постановлений Правительства Российской Федерации фонд денежного довольствия Минфином России совместно с МЧС России не утвержден.
23. В 2014 году МЧС России девять мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300, выполнены с нарушением установленных сроков.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается:
1. Обеспечить установление во внутренних нормативных документах МЧС России единого механизма формирования федеральными казенными учреждениями проектов смет на очередной финансовый год.
2. В соглашениях, заключаемых МЧС России с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации обеспечить установление обязанности осуществления МЧС России контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий.
3. Обеспечить в установленном порядке постановку на учет 21 информационной системы, созданной или приобретенной МЧС России в 2014 году и ранее.
4. Внести изменения в устав ФКУ НЦУКС, утвержденный приказом МЧС России от 4 октября 2011 г. N 562, в части возложения функций по техническому обеспечению связью и оргтехникой структурных подразделений центрального аппарата МЧС России.
5. Обеспечить в установленном порядке внесение в реестр федерального имущества сведений о 362 зданиях и сооружениях и 341 земельном участке МЧС России.
6. Принять меры по включению в состав контрактных служб МЧС России, ЦОД ФПС и ФКУ НЦУКС сотрудников, имеющих дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
7. Принять необходимые решения по нереальной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся по государственному контракту от 4 марта 1999 г. N 4/03 с учетом дополнительного соглашения к нему от 16 января 2007 г. N 11, заключенному между МЧС России и ООО "Стройтайм", в размере 33 000,0 тыс. рублей.
8. Обеспечить с участием Минфина России утверждение фонда денежного довольствия военнослужащих и сотрудников ФПС в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 126 и от 1 октября 2012 г. N 1000.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2015 г. N 25К (1036)).
О результатах рассмотрения настоящего представления просьба сообщить в течение 30 дней со дня его внесения, по пункту 5 предложений - до 1 ноября 2015 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 июня 2015 г. N ПР 02-148/02-05
Текст представления официально опубликован не был