Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2015 г. N 309-АД15-13829
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2015 по делу N А71-1890/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска от 03.02.2015 N 15/104 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 17 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2015 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "Единая Управляющая Компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
При рассмотрении материалов дела суды установили, что 21.01.2015 и 22.01.2015 административной комиссией при осмотре придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Клубная, 46, установлено, что не обеспечивается систематическое содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а именно тротуар и придомовая дорога указанного дома не обработаны противогололедными материалами или пескосоляной смесью, не обеспечивается уборка тротуара и придомовой дороги от зимней скользкости и гололеда, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
Выявленные нарушения отражены в актах осмотра территории (объекта) от 21.01.2015 и 22.01.2015, к которым приложены схемы, фототаблицы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 26.01.2015 N 15 и последующего вынесения административным органом постановления от 03.02.2015 N 15/104 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ с назначением наказания в виде штрафа в размере 17 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила благоустройства). Правилами благоустройства установлено, что в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
Содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются: в весенне-летний период с 15 апреля по 31 октября; в осенне-зимний период с 1 ноября по 14 апреля (п. 4.3 Правил благоустройства).
Мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев; подметание территорий (пункт 4.5.1 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктами 4.5.12, 4.5.23 Правил благоустройства все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, пескосоляной смесью, противогололедными материалами до 10 часов утра.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 10 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня.
Оценив представленные доказательства на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в том числе в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и установив факт несоблюдения обществом как управляющей компанией указанных требований Правил благоустройства, а именно: тротуар и придомовая дорога дома N 46 не обработаны противогололедными материалами или пескосоляной смесью, не обеспечивается уборка тротуара и придомовой дороги от зимней скользкости и гололеда, что создает угрозу жизни и здоровья граждан, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
При этом суды указали, что поскольку указанный жилой дом находится в управлении общества, которое является лицом, ответственным за проведение работ по содержанию и уборке территории многоквартирного дома, то на него распространяется действие Правил благоустройства.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Административный орган в пределах предоставленной ему компетенции привлек общество к ответственности за нарушение действующих на территории муниципального образования Правил благоустройства. Сроки и процедура привлечения общества к административной ответственности судами проверены; нарушений комиссии, которые могли бы повлечь невозможность привлечения заявителя к административной ответственности, не установлено.
Штраф назначен в пределах санкции статьи 11.2 Закона N 57-РЗ с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ - повторного совершения однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения наказания). С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, в отсутствие доказательств исключительности суды не установили обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы общества, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2015 по делу N А71-1890/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2015 г. N 309-АД15-13829 по делу N А71-1890/2015
Текст постановления официально опубликован не был