1. Об ограничении количества участников закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что требования документации о закупки приводят к ограничению количества участников закупки и соответствуют продукции исключительно ПАО "Мегафон".
Комиссия, рассмотрев жалобу, признала доводы обоснованными, поскольку документацией о закупке установлены требования о поставке заказчику карт оплаты услуг связи исключительно ПАО "Мегафон". Выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.10.2015 N К-1278/15
(номер извещения 0195100000215000278)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно ПАО "Мегафон".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 050 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) единственная заявка, поданная Заявителем, признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе;
6) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к картам оплаты мобильной связи: "Единая карта оплаты номиналом 1000 рублей 00 копеек. Единая карта оплаты должна быть предназначена для пополнения счета абонентов сети "МегаФон". Cрок действия - не ограничен. Количество 1000 штук".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что карты оплаты мобильной связи "Мегафон" могут быть реализованы в рамках агентского договора.
Согласно части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Представитель Заявителя пояснил, что любое юридическое лицо, заключившее с организацией - оператором связи ПАО "Мегафон" соответствующий договор вправе осуществлять продажу карт оплаты мобильной связи оператора "Мегафон", при этом правовая природа конструкций агентирования предполагает, что агенту поручается совершить определенные действия именно по отношению к третьим лицам, а не в свою пользу. При этом единственная заявка, поданная ПАО "Мегафон", признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе.
Таким образом, требования к поставляемым картам оплаты мобильной связи, установленные Заказчиком в пункте 1.2.1 Технического задания документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Действия Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товару для оплаты услуг, оказываемых ПАО "Мегафон", влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования закупки.
2. О рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что Аукционной комиссией заказчика неправомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, установила, что причиной отказа заявителю в допуске к участию в аукционе является указание площади рисунка на закупаемом изделии "25мм2" в ответ на требование заказчика "более 15 и менее 36 мм2". Аукционная комиссия приняла решение отклонить заявку, поскольку из "мм2" невозможно определить единицу измерения площади.
Комиссия приняла решение признать жалобу заявителя обоснованной, поскольку заявителем в заявке представлены сведения о площади рисунка, соответствующие потребности заказчика. При этом Закон о контрактной системе не устанавливает форму для подачи заявки на участие в электронном аукционе, в связи с чем участник закупки вправе представить сведения о товаре в своей заявке в произвольной форме. Кроме того, Закон о контрактной системе устанавливает требование о предоставлении участником закупки в заявке на участие в аукционе конкретных показателей, соответствующих требуемым заказчиком значениям, что было выполнено заявителем по жалобе. Выдано предписание о пересмотре заявок с учетом позиции Комиссии.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.10.2015 N К-1284-1/15
(номер извещения 0173100011915000084)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 05.10.2015 на 06.10.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 950 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 14 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 24.09.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 6 880 500 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2015 N 0173100011915000084-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участнику закупки с порядковым номером заявки "4" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по основанию: "участником указано, что: "Шрифт должен быть высотой 2 мм, пиктограммы размером 25 мм2", что не соответствует требованиям документации - "_ пиктограммы должны быть размером более 15 и менее 36 " (пункты 9.2, 9.5 ст. 9 документации об аукционе, п.п. 5.2.1 ст. 5 Технического задания (приложение N 1 к документации об аукционе))".
Также на заседании Комиссии установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером "2" признана Единой комиссией несоответствующей требованиям документации об аукционе по аналогичному основанию.
Пунктом 9.5 документации об аукционе установлено: "Если в документации описание показателя технических и функциональных характеристик товара сопровождается словами "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", "свыше", "ниже", "более", "менее", "от", "до", "или" то участник закупки указывает конкретный (точный) параметр (значение) показателя технических и функциональных характеристик товара, за исключением случаев, когда описание показателя технических и функциональных характеристик Товара сопровождается словами "не является конкретным показателем".
Если в документации описание показателя технических и функциональных характеристик Товара сопровождается словами "диапазон", "в диапазоне", то участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значение диапазона).
Пунктом 5.2 документации об Аукционе установлено: "пиктограммы должны быть размером более 15 и менее 36 ".
Изучив первые части заявки Заявителя а также участника закупки с порядковым номером "2", Комиссия установила что заявка содержит сведения о конкретном размере пиктограммы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Единой комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику Аукциона с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать Единой комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в Аукционе.
3. О недостоверных сведениях в составе заявки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя.
Комиссия, рассмотрев жалобу, признала ее необоснованной, поскольку Заказчиком представлены сведения, что в заявке содержатся недостоверные сведения в отношении стран происхождения закупаемых запасных частей. Заказчик в подтверждение своей позиции представил официальное письмо представительства производителя в Российской Федерации.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 08.10.2015 N К-1296/15
(номер извещения 0173100014715000156)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 868 800 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 05.10.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано *** с предложением о цене контракта 594 422 936,38 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 01.10.2015 N 0173100014715000156-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "7" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением недостоверных сведений о наименовании страны происхождения товаров, используемых при оказании услуг.
Пунктом 9.3 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе информацию о наименовании страны происхождения используемого при оказании услуг товара.
Согласно письму ООО "БМВ Русланд Трейдинг" от 29.09.2015, представленным Заказчиком, в отношении товаров используемых при оказании услуг установлены следующие сведения о наименовании стран происхождения:
1. "Свеча зажигания, код 12120039664, страна происхождения Япония";
2. "Масло BMW M Twin power turbo 0w40 бочка 208 л., код 550042590, страна происхождения Нидерланды";
3. "Масло BMW M Twin power turbo 0w30 1 л., код 550042690, страна происхождения Германия";
4. "Колпачковая гайка, код 33326768397, страна происхождения Дания";
5. "Качающийся рычаг, код 33326794877, страна происхождения Италия";
6. "Винт, код 33326783031, страна происхождения США";
7. "Интегральный рычаг, код33326774476, страна происхождения Польша";
8. "Резиновая подушка передняя, код 33316792873, страна происхождения Китай";
9. "Болт с шестигранной головкой с шайбой, код 33316768581, страна происхождения Франция";
10. "Всасывающий трубопровод, код 32416850683, страна происхождения Мексика";
11. "Держатель трубы, 32416756132, код 32416756132, страна происхождения Чехия";
12. "Радиатор охлаждения гидравлической жидкости усилителя рулевого привода, код 32412284242, страна происхождения Китай";
13. "Соединительный провод НПБ/витая пружина, код 32306777641, страна происхождения Чехия";
14. "Оборотный рулевой механизм с гидроуселителем сервотроник, код 32106795222, страна происхождения Венгрия";
15. "Стойка крепления левая передняя, код 37116857627, страна происхождения Турция";
16. "Шины PirelliCintuRator P7RSC225/55R17 97, код 36120494136, страна происхождения Румыния";
17. "Рычаг стояночного тормоза, код 34406773958, страна происхождения Словакия";
18. "Штуцер для прокачки, код 341167680018, страна происхождения Великобритания";
19. "Резинометаллический шарнир стабилизатора, код 33556772082, страна происхождения Китай";
20. "Изолирующая прокладка пружины Нж, код 31336851593, страна происхождения Канада";
21. "Опора поворотная П, код 31216773784, страна происхождения Швейцария";
22. "Термостат, код 17217559962, страна происхождения Чехия";
23. "Расширительный бачок, код 17137552546, страна происхождения США";
24. "Инжектор, код 13538616079, страна происхождения Италия";
25. "Оригинальная аккумуляторная батарея BMW A, код 61216924023, страна происхождения Австрия";
26. "Комплект микрофильтр/фильтр с активированным углем, код 64119248294, страна происхождения Мексика".
Изучив представленные Заказчиком заявки участников Аукциона, Комиссия установила, что Заявитель в своей заявке на участие в Аукционе представил следующие сведения о наименовании стран происхождения товаров, используемых при оказании услуг:
1. "Свеча зажигания, код 12120039664, страна происхождения Германия";
2. "Масло BMW M Twin power turbo 0w40 бочка 208 л., код 550042590, страна происхождения Великобритания";
3. "Масло BMW M Twin power turbo 0w30 1 л., код 550042690, страна происхождения Великобритания";
4. "Колпачковая гайка, код 33326768397, страна происхождения Германия";
5. "Качающийся рычаг, код 33326794877, страна происхождения Германия";
6. "Винт, код 33326783031, страна происхождения Германия";
7. "Интегральный рычаг, код33326774476, страна происхождения Германия";
8. "Резиновая подушка передняя, код 33316792873, страна происхождения Германия";
9. "Болт с шестигранной головкой с шайбой, код 33316768581, страна происхождения Германия";
10. "Всасывающий трубопровод, код 32416850683, страна происхождения Германия";
11. "Держатель трубы, 32416756132, код 32416756132, страна происхождения Германия";
12. "Радиатор охлаждения гидравлической жидкости усилителя рулевого привода, код 32412284242, страна происхождения Германия";
13. "Соединительный провод НПБ/витая пружина, код 32306777641, страна происхождения Германия";
14. "Оборотный рулевой механизм с гидроуселителем сервотроник, код 32106795222, страна происхождения Германия";
15. "Стойка крепления левая передняя, код 37116857627, страна происхождения Германия";
16. "Шины PirelliCintuRator P7RSC225/55R17 97, код 36120494136, страна происхождения Германия";
17. "Рычаг стояночного тормоза, код 34406773958, страна происхождения Германия";
18. "Штуцер для прокачки, код 341167680018, страна происхождения Германия";
19. "Резинометаллический шарнир стабилизатора, код 33556772082";
20. "Изолирующая прокладка пружины Нж, код 31336851593, страна происхождения Германия";
21. "Опора поворотная П, код 31216773784, страна происхождения Германия";
22. "Термостат, код 17217559962, страна происхождения Германия";
23. "Расширительный бачок, код 17137552546, страна происхождения Германия";
24. "Инжектор, код 13538616079, страна происхождения Германия";
25. "Оригинальная аккумуляторная батарея BMW A, код 61216924023, страна происхождения Германия";
26. "Комплект микрофильтр/фильтр с активированным углем, код 64119248294, страна происхождения Германия".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что представленные Заявителем сведения в отношении наименования страны происхождения товара, используемого при оказании услуг, являются недостоверными.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Затронута тема ограничения количества участников закупки. Таковым, например, является установление в документации требований к товарам, которые соответствуют продукции конкретной компании.
Также рассмотрена следующая ситуация. Аукционная комиссия отклонила заявку в связи с указанием недостоверных данных о странах происхождения закупаемых товаров. Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок нашла это правомерным.
В силу Закона о контрактной системе к участию в электронном аукционе не допустят, если в т. ч. субъект передал недостоверную информацию.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.