Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Главного контрольного управления Челябинской области по вопросу, связанному с применением положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает.
По вопросу N 1.
Статьей 82 Закона предусмотрены особенности осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Согласно части 4 статьи 82 Закона установлено, что запрос о предоставлении котировок и заявка на участие в запросе котировок должны соответствовать требованиям, установленным статьей 73 Закона, с учетом особенностей, установленных частями 5 и 6 статьи 82 Закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, в том числе место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
Таким образом, в извещении заказчиком должны быть указаны адрес, по которому будет проводиться процедура вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к заявкам), дата и точное время начала заседания комиссии для рассмотрения заявок, поданных на участие в запросе котировок. Срок рассмотрения заявок, поданных на участие в запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается заказчиком в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 73 Закона.
По вопросу N 2.
В соответствии с частью 1 статьи 80 Закона в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - Перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р (далее - Перечень продукции).
Таким образом, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера положениями Закона установлено право заказчика осуществлять закупку товаров, работ, услуг, включенных в Перечень продукции, путем проведения запроса котировок без ограничения цены при условии, если заказчиком по результатам предварительного отбора был определен Перечень поставщиков.
Согласно части 7 статьи 82 Закона в случае, если в срок, указанный в запросе о предоставлении котировок, подана только одна заявка на участие в запросе котировок или не подано ни одной заявки на участие в запросе котировок, запрос котировок признается несостоявшимся и заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 93 Закона.
Статьей 79 Закона определены действия заказчика в случае признания запроса котировок несостоявшимися.
Так, согласно части 1 статьи 79 Закона заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 6 статьи 77 Закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;
2) частью 9 статьи 78 Закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям Закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, в случае, если подана только одна заявка на участие в запросе котировок, запрос котировок признается несостоявшимся и заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона.
Право заключения контракта с единственным поставщиком в случае, когда не подано ни одной заявки на участие в запросе котировок, статьей 93 Закона не предусмотрено.
При этом в случае, если участник закупки при проведении запроса котировок в ответ на запрос о предоставлении котировок не подаст заявку на участие в запросе котировок два раза, этот участник исключается из перечня поставщиков и не может участвовать в предварительном отборе участников закупки, проводимом на следующий год для обновления перечня поставщиков (часть 6 статьи 82 Закона).
По вопросу N 3.
Согласно части 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона. Согласно части 5 статьи 30 Закона Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2015 г. N Д28и-1136 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был