Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Судебного департамента
при Верховном Суде РФ
от 27 июля 2015 г. N 189
Порядок
осуществления Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Порядок осуществления Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) разработан в целях организации и осуществления Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации внутреннего финансового аудита в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".
1.2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Порядке:
федеральные суды общей юрисдикции - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;
федеральные арбитражные суды - арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, специализированные арбитражные суды;
система Судебного департамента - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента).
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляется Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента (субъект внутреннего финансового аудита) на основе принципов функциональной независимости, законности, объективности, эффективности, профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
1.4. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами, структурными подразделениями Судебного департамента, его органами и учреждениями (далее - объекты внутреннего финансового аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.5. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
II. Организация и осуществление внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку), утверждаемым Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации до начала очередного финансового года (далее - план).
Внеплановые аудиторские проверки могут проводиться по поручению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
2.2. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
2.3. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
2.4. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
2.5. Аудиторская проверка назначается Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и проводится на основании программы аудиторской проверки (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку), утвержденной начальником Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
2.5.1. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
2.5.2. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
2.5.3. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
2.5.4. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
2.5.5. Срок проведения аудиторской проверки не должен превышать 30 дней.
Продление срока проведения аудиторской проверки допускается с разрешения Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации:
2.5.6. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку).
Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем аудиторской группы и вручается (направляется) им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
Руководитель объекта аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 10 дней.
Руководитель аудиторской группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту аудиторской проверки рассматривает обоснованность этих возражений и докладывает начальнику Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по ним письменное заключение. Указанное заключение направляется объекту аудита, копия заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
III. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
3.1. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах ее проведения.
3.1.1. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.1.2. Отчет о результатах аудиторской проверки (по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку) с приложением акта аудиторской проверки докладывается Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. По результатам рассмотрения указанного отчета Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации вправе принять одно или несколько из решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
По решению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации отчет о результатах аудиторской проверки может быть внесен на рассмотрение соответствующей комиссии Судебного департамента в целях коллегиального принятия указанных решений.
3.2. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита докладывается Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
В годовом отчете должна содержаться информация, подтверждающая выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
Система внутреннего финансового контроля считается надежной (эффективной), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
IV. Права, обязанности и ответственность
4.1. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.
4.2. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
по согласованию с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в исключительных случаях привлекать независимых экспертов.
4.3. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
4.4. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
<< Назад |
Приложение >> N 1. План внутреннего финансового аудита |
|
Содержание Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 июля 2015 г. N 189 "Об организации внутреннего финансового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.