Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Судебного департамента
при Верховном Суде РФ
от 27 июля 2015 г. N 189
Положение
о ведомственном финансовом контроле за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента
I. Общие положения
1.1. Положение о ведомственном финансовом контроле за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента (далее - Положение) разработано в целях совершенствования существующего ведомственного финансового контроля в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента.
1.2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении:
федеральные суды общей юрисдикции - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды, специализированные суды, районные суды и гарнизонные военные суды;
федеральные арбитражные суды - арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, специализированные арбитражные суды;
система Судебного департамента - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного департамента);
контрольно-ревизионный аппарат системы Судебного департамента (контрольно-ревизионные работники) - Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента, контрольноревизионные отделы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также федеральные государственные гражданские служащие управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых в соответствии с должностными регламентами возложены обязанности по проведению проверок и участию в проведении ревизий (проверок) по предписаниям Судебного департамента;
контрольно-ревизионные мероприятия - ревизии финансово-хозяйственной деятельности и проверки отдельных вопросов деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, структурных подразделений Судебного департамента, его органов и учреждений;
контрольно-ревизионный отдел управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации - подразделение численностью не менее 5 единиц, входящее в организационную структуру управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, образованное при необходимости, в пределах утвержденной штатной численности и доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.
1.3. Ведомственный финансовый контроль в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента (далее - ревизуемые (проверяемые) объекты) организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами Судебного департамента.
1.4. Предметом ведомственного финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность, осуществляемая ревизуемыми (проверяемыми) объектами, соблюдение законодательства Российской Федерации при ее осуществлении.
1.5. Ведомственный финансовый контроль обеспечивает надзор за соблюдением требований действующего законодательства, целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных средств, сохранностью имущества, денежных средств и документов, а также материальных ценностей, правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бюджетного учета и достоверностью отчетности.
1.6. На должности федеральной государственной гражданской службы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусматривающие в соответствии с должностным регламентом обязанности по проведению проверок и участию в проведении ревизий по предписаниям Судебного департамента, могут быть назначены лица, имеющие высшее образование в соответствии с требованиями должностного регламента и опыт практической работы.
Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации направляет в Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента следующие сведения о контрольно-ревизионном работнике:
кадровую справку;
заверенную копию должностного регламента;
копию протокола проведенного конкурса на замещение должности федеральной государственной гражданской службы управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, предусматривающей обязанности по проведению проверок и участию в проведении ревизий по предписаниям Судебного департамента;
копию приказа о его назначении;
при возложении обязанностей по проведению проверок и участию в проведении ревизий (проверок) по предписаниям Судебного департамента на другого федерального государственного гражданского служащего - копию приказа о возложении на него этих обязанностей;
при увольнении контрольно-ревизионного работника - копию приказа об увольнении.
1.7. Начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента непосредственно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента.
Деятельность Контрольно-ревизионного управления подконтрольна и подотчетна Генеральному директору Судебного департамента.
Начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а в случае их отсутствия - лица, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, на которых возложены обязанности по проведению проверок и участию в проведении ревизий (проверок) по предписаниям Судебного департамента, непосредственно подчиняются начальникам управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Деятельность контрольно-ревизионных работников управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации подконтрольна и подотчетна начальнику соответствующего управления в субъекте Российской Федерации и Контрольно-ревизионному управлению Судебного департамента.
1.8. Работа контрольно-ревизионного аппарата системы Судебного департамента организуется на основе принципов законности, объективности и персональной ответственности каждого работника за состоянием дел на порученном участке и выполнением отдельных поручений.
1.9. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента взаимодействует и координирует свою деятельность с:
Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества Российской Федерации, федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами;
Счетной палатой Российской Федерации, другими федеральными органами, в том числе предварительного следствия, прокуратуры, налоговыми и другими в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти;
другими структурными подразделениями Судебного департамента, его органами и учреждениями.
Контрольно-ревизионные работники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации взаимодействуют и координируют свою деятельность с: федеральными судами общей юрисдикции, органами судейского сообщества в субъекте Российской Федерации, органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, в том числе с правоохранительными и другими органами в случаях, предусмотренных законодательством или решениями органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления;
Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента;
структурными подразделениями управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
II. Организация ведомственного финансового контроля
2.1. Ведомственный финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.
2.1.1. Предварительный и текущий ведомственный финансовый контроль:
организуют председатели федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов (либо соответствующим образом уполномоченные ими лица), Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, им уполномоченное, руководители органов и учреждений Судебного департамента;
осуществляют структурные подразделения Судебного департамента, структурные подразделения органов и учреждений Судебного департамента в части, касающейся возложенных на них функций, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, бухгалтеры), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до принятия и в процессе исполнения управленческих решений, совершения финансово-хозяйственных операций.
Кроме того, вышеуказанные должностные лица обеспечивают:
своевременное и качественное проведение внезапных проверок в местах хранения денежных средств, а также материальных ценностей;
назначение и проведение инвентаризаций имущества и обязательств, принятие решений по их результатам;
подготовку необходимых решений, направленных на устранение нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных контрольно-ревизионными мероприятиями, проводимыми ведомственными и другими контролирующими органами;
контроль за соответствием заключаемых государственных контрактов (договоров) доведенным объемам лимитов бюджетных обязательств.
2.1.2. Организация последующего ведомственного финансового контроля осуществляется посредством проведения контрольно-ревизионных мероприятий в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента, а также контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков.
Контрольно-ревизионное мероприятие представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности ревизуемого (проверяемого) объекта, максимально возможное сочетание различных методических приемов и способов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) финансово-хозяйственных операций.
Последующий ведомственный финансовый контроль по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют Генеральный директор Судебного департамента либо лицо, им уполномоченное, начальник Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента, начальники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и начальники контрольно-ревизионных отделов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Осуществляют последующий ведомственный финансовый контроль контрольно-ревизионные работники. Указанные лица обеспечивают:
составление и утверждение планов проведения контрольно-ревизионных мероприятий, соблюдение сроков их проведения;
проведение контрольно-ревизионных мероприятий;
рассмотрение актов ревизий (справок по итогам проверок), подготовку решений по ним;
контроль за выполнением решений по актам ревизий (справкам по итогам проверок), своевременным представлением информации по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также возмещению причиненного ущерба;
правильное и своевременное ведение учета, достоверность отчета о результатах контрольно-ревизионной работы;
проведение мероприятий по профилактике и выявлению фактов хищений и недостач, других нарушений финансовой дисциплины;
изучение и обобщение материалов контрольно-ревизионных мероприятий, разработку мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.
2.2. Контрольно-ревизионные мероприятия осуществляют:
Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента - в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента;
контрольно-ревизионные работники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в пределах своей компетенции:
проводят проверки в районных, гарнизонных военных судах, а также в соответствующих управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
принимают участие в проведении ревизий (проверок) по предписаниям Судебного департамента в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, органах и учреждениях Судебного департамента.
2.3. Проведение контрольно-ревизионных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении контрольно-ревизионных мероприятий в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента.
2.4. Основными задачами деятельности контрольно-ревизионного аппарата системы Судебного департамента является осуществление в пределах своей компетенции последующего финансового контроля за:
целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, других поступлений финансовых и материальных ресурсов;
обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба;
обоснованностью совершенных финансово-хозяйственных операций, правильностью документального оформления, достоверностью их отражения в отчетности;
соблюдением действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
2.5. Контрольно-ревизионные работники в соответствии с возложенными на них задачами в пределах своей компетенции выполняют следующие основные функции:
организуют и проводят контрольно-ревизионные мероприятия в соответствии с утвержденным планом;
рассматривают материалы контрольно-ревизионных мероприятий, составляют по их результатам заключения;
принимают участие в подготовке проектов приказов о привлечении к ответственности должностных лиц;
готовят в установленном порядке письма, обзоры, справки по фактам хищений и недостач денежных средств и документов, материальных ценностей и другим вопросам;
рассматривают в установленном порядке письма, жалобы и заявления.
2.6. Работники Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента могут осуществлять иные функции в соответствии с Положением о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департамента и их должностными регламентами.
III. Обязанности, права и ответственность контрольно-ревизионных работников
3.1. Контрольно-ревизионный работник обязан:
знать законодательство, нормативные и иные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемых (проверяемых) объектов, соблюдать их права и охраняемые законом интересы;
быть объективным и принципиальным при проведении контрольно-ревизионных мероприятий, соблюдая при этом профессиональную этику;
документально обосновывать выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного ущерба;
в случаях выявления фактов причинения материального ущерба вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и его возмещении;
по нарушениям, содержащим признаки деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, вносить предложения руководителю, назначившему контрольно-ревизионное мероприятие, о рассмотрении соответствующей комиссией Судебного департамента вопроса о передаче материалов в правоохранительные органы;
оказывать ревизуемому (проверяемому) объекту практическую и методическую помощь в совершенствовании предварительного и текущего контроля за соблюдением финансовой дисциплины, сохранностью денежных средств и материальных ценностей и по другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
проверять выполнение предложений по результатам предыдущего контрольно-ревизионного мероприятия, полноту и своевременность принятых мер по устранению выявленных нарушений.
3.2. Контрольно-ревизионный работник имеет право:
проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми (проверяемыми) объектами;
проверять на ревизуемых (проверяемых) объектах денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к контрольной проверке, фактическое наличие и правомерность использования денежных средств, денежных документов и материальных ценностей;
рекомендовать руководителям ревизуемых (проверяемых) объектов проведение инвентаризации имущества и обязательств и выяснения обстоятельств хищений, недостач денежных средств или материальных ценностей, злоупотреблений или порчи имущества;
принимать в процессе проведения контрольно-ревизионных мероприятий совместно с руководителями ревизуемых (проверяемых) объектов меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, вносить предложения об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного материального ущерба;
вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в соответствии с действующим законодательством;
получать от ревизуемых (проверяемых) объектов необходимые сведения, справки и документы по совершенным операциям, сведения о состоянии отчетов и по другим вопросам;
получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых (проверяемых) объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий.
3.3. В ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий контрольно-ревизионные работники не вправе вмешиваться в текущую деятельность ревизуемых (проверяемых) объектов.
3.4. Контрольно-ревизионный работник несет в установленном порядке ответственность за:
умышленное сокрытие обнаруженных в ходе контрольно-ревизионного мероприятия нарушений;
халатное отношение к исполнению должностных обязанностей;
превышение своих должностных полномочий;
разглашение или передачу информации о деятельности ревизуемого (проверяемого) объекта без его согласия или согласия органа, назначившего контрольно-ревизионное мероприятие.
3.5. Лица, привлекаемые для проведения контрольно-ревизионных мероприятий, выполняют обязанности и пользуются правами контрольно-ревизионных работников, а также несут в полном объеме ответственность, установленную законодательством и настоящим Положением.
IV. Права и обязанности руководителя ревизуемого (проверяемого) объекта
4.1. Руководитель ревизуемого (проверяемого) объекта имеет право в установленном законодательством порядке подавать жалобы на действия контрольно-ревизионного работника в Судебный департамент или управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, которым контрольно-ревизионный работник непосредственно подчинен. Подача жалобы не приостанавливает выполнение предложений контрольно-ревизионного работника.
4.2. Руководитель ревизуемого (проверяемого) объекта:
создает надлежащие условия для проведения контрольно-ревизионных мероприятий, предоставляет контрольно-ревизионным работникам необходимые помещения и обеспечивает выполнение работ по делопроизводству;
представляет контрольно-ревизионным работникам подлинные документы по финансово-хозяйственной деятельности, дает справки и письменные объяснения по вопросам, относящимся к контрольно-ревизионному мероприятию;
выполняет требования контрольно-ревизионного работника, обусловленные его должностными обязанностями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.