Федеральная налоговая служба в соответствии с запросом направляет аналитические материалы о результатах деятельности ФНС России в 2015 году.
Приложение: на 2 л. в 1 экземпляре.
Действительный государственный советник |
Н.С. Завилова |
В 2015 году несмотря на продолжающееся снижение темпов роста экономики (так, по данным Минэкономразвития, в январе-сентябре 2015 года ВВП снизился на 3,8%; инвестиции в основной капитал снизились на 5,8%; оборот розничной торговли - на 8,5% и т.д.), ФНС России сохранила положительную динамику налоговых поступлений.
За 9 месяцев 2015 года:
- в консолидированный бюджет страны поступило 10,4 трлн рублей (что на 11,4% больше, чем в январе-сентябре 2014 года),
- поступления в федеральный бюджет составили 5,3 трлн рублей (на 15% больше, чем в аналогичном периоде 2014 года),
- в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 5,1 трлн рублей (на 10% больше, чем в январе-сентябре 2014 года).
Высокий рост доходов был обеспечен за счет роста налога на прибыль на 16%, НДС - на 14% и НДПИ - на 12,5%. Остальные налоги также демонстрируют положительную динамику (НДФЛ - 105,1%, акцизы - 102%, имущественные налоги - 115,7%).
В результате принимаемых мер по улучшению налогового администрирования дополнительные поступления в бюджет, по расчетам ФНС России, составили третью часть общего прироста налоговых поступлений.
В реальном выражении рост налогов превышает рост экономики. За 2011-2014 годы рост поступлений в реальном выражении составил 116,8% при росте ВВП 110%. В текущем году указанная тенденция сохранилась - за 9 месяцев текущего года реальный темп роста поступлений, скорректированный на индекс-дефлятор ВВП, составил 103,5% при отрицательном росте ВВП.
Федеральной налоговой службой одной из первых был осуществлен переход от "тотального" налогового контроля к концепции "управления рисками". В целях реализации риск-ориентированного подхода Службой были разработаны и опубликованы 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Система налогового контроля стала открытой и понятной для каждого налогоплательщика.
Повышение эффективности контрольной работы обеспечено благодаря применению автоматизированных инструментов риск-анализа и контроля деятельности налогоплательщиков, в том числе системы автоматизированного контроля за рисками при возмещении НДС (АСК НДС-2).
Введение с 2014 года обязанности представления электронных деклараций по НДС, а с 2015 года - сведений из книг покупок и продаж позволило Службе сформировать единый файл по всем транзакциям и перейти на 100-процентный контроль всех операций, облагаемых НДС.
Выбранная Службой стратегия контрольной работы уже проверена временем и доказала свою эффективность: при снижении числа проверок значительно повысилось их качество и эффективность.
Так, за 4 года удалось снизить количество выездных налоговых проверок более чем в 2 раза (с 76 тыс. в 2010 году до 36 тыс. в 2014 году). При этом уровень взыскания вырос с 43% в 2010 году до 58% в 2014 году. За 9 месяцев 2015 года эффективность 1 выездной проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (доначисления на 1 проверку, выявившую нарушения) составила 9,6 млн рублей, или на 5,7% больше, чем в январе-сентябре 2014 года.
В рамках досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками ФНС России создавала эффективную систему "внутреннего пересмотра" (с 2009 года), которая позволяет экономить не только бюджетные средства, но и деньги и время налогоплательщиков.
С 2014 года механизм досудебного урегулирования расширен на все споры с налогоплательщиками, а не только на решения по контрольным мероприятиям. Также досудебный порядок распространен на процедуру государственной регистрации. Реформированный институт досудебного обжалования позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права заявителей при сокращении издержек, а также снизить нагрузку на суды.
По данным ВАС, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, за 5 лет сократилось почти в 3 раза. В январе-сентябре 2015 года количество рассмотренных судами дел по юридическим лицам снизилось на 19,5% (28,8 тысячи против 35,8 тысячи в январе-сентябре 2014 года). При этом в пользу бюджета сегодня рассматривается почти 80% оспариваемых сумм, а в 2010 году было всего 44% (в январе-сентябре 2015 года - 81,7%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подведены итоги деятельности ФНС России в 2015 г.
Так, за 9 месяцев 2015 г. в консолидированный бюджет страны поступило 10,4 трлн руб. Это на 11,4% больше, чем в январе-сентябре 2014 г. В федеральный бюджет перечислено 5,3 трлн руб. В консолидированные бюджеты регионов - 5,1 трлн руб.
Увеличение доходов обусловлено ростом налога на прибыль, НДС и НДПИ.
ФНС России одна из первых перешла от "тотального" налогового контроля к концепции "управления рисками". Определено 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых в процессе отбора объектов для выездных проверок. Система налогового контроля стала открытой и понятной для каждого.
Введение с 2014 г. обязанности предоставлять электронные декларации по НДС, а с 2015 г. - сведения из книг покупок и продаж позволило сформировать единый файл по всем транзакциям и перейти на 100-процентный контроль всех операций, облагаемых НДС.
В рамках досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками ФНС России создавала эффективную систему "внутреннего пересмотра", которая позволяет экономить не только бюджетные средства, но и деньги, время налогоплательщиков.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2015 г. N ЗН-16-1/287@ "О результатах деятельности ФНС России в 2015 году"
Текст письма официально опубликован не был