Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Руководство
по применению настоящего стандарта
А.1 Общие положения
Данное приложение является исключительно рекомендуемым и предназначено для однозначной интерпретации требований, содержащихся в разделах 4 - 10. Данная информация не предназначена для того, чтобы быть дополнительной к требованиям, содержащихся в разделах 4 - 10, быть извлеченной из них или модифицировать эти требования.
Эффективная практика менеджмента БДД требует систематического подхода, включая соответствующую полноту осуществления ключевых функций менеджмента и процессов, необходимых для осуществления действий по достижению желаемых результатов БДД [11], [12].
Успешное внедрение системы менеджмента БДД зависит от вовлеченности всех сотрудников, работающих в организации или действующих от их имени руководителей, начиная с высшего звена до работников снабжения. Такая вовлеченность начинается с высшего уровня управления. Внедрение системы менеджмента БДД, определенной в настоящем стандарте направлено на достижение результатов в улучшении характеристик БДД и содействует подходу к "Безопасной системе", как описывается в приложении В. Система менеджмента БДД базируется на методологии "Планирование-действие-проверка-корректировка", которая представляет циклический подход, требующий сильного лидерства и вовлеченности со стороны высшего руководства (см. раздел 5).
Уровень, область распространения и шкала времени указанного постоянного улучшения определяются организацией в свете экономических и иных обстоятельств.
a) Шаг 1: Планирование
Необходимо:
- Идентифицировать влияние, которое организация может оказывать на БДД, понять, как распределяется это влияние на заинтересованные стороны и определить организационную область применения системы менеджмента БДД, ссылаясь на идентифицированные потребности на протяжении всего процесса планирования (раздел 4).
- Установить вовлеченность руководства посредством, в числе прочих действий, установлением долгосрочной мировоззренческой концепции исключения гибели и тяжких телесных повреждений, достигаемой путем постоянно возрастающего уровня задач БДД, а также стратегией или подходом к реализации, обеспечении ресурсами для создания, внедрения, поддержки и постоянного улучшения систему менеджмента БДД для выполнения этих задач.
- Определить риски и возможности посредством оценки текущей эффективности там, где это возможно и проработать каждый из факторов эффективности БДД с целью установления тех из них, которые соответствуют профилю организации, а также наиболее важны для улучшения БДД. Установить цели (поддающиеся измерению, если это осуществимо) и поддающиеся измерению задачи БДД для каждого приоритетного фактора эффективности БДД, принимая во внимание потребности в степени охвата менеджмента БДД и разработать рабочие планы (раздел 6).
b) Шаг 2: Действие
Следует:
- Внедрить и привести в действие систему менеджмента БДД и удостовериться, что выполнения ключевых функций системы, позволяющих проводить идентифицированные действия, обеспечивающие выполнение целей БДД и задач БДД, существуют соответствующие возможности при пошаговом выполнении требований разделов 7 и 8.
c) Шаг 3: Проверка
Необходимо:
- Контролировать и оценивать рабочие характеристики системы менеджмента БДД, проводить внутренние аудиты и периодический анализ системы менеджмента БДД с целью выявления возможностей для постоянного улучшения в достижении целей БДД и решения задач БДД при пошаговом выполнении требований раздела 9.
d) Шаг 4: Корректировка
Следует:
- Улучшать систему менеджмента БДД на постоянной основе по результатам анализа рабочих характеристик БДД в сопоставлении с целями БДД и задачами БДД, рабочими характеристиками системы менеджмента БДД, недостатков и несоответствий, а также идентификации корректирующих воздействий и возможностей для предупреждающих действий, направленных на снижение аварийности и рисков гибели и тяжких телесных повреждений в ДТП (см. раздел 10).
А.2 Нормативные ссылки
Рекомендации не предусмотрены.
А.3 Термины и определения
Рекомендации не предусмотрены.
А.4 Статус организации
Исходный анализ устанавливает текущую позицию организации по отношению к БДД. Анализ учитывает все факторы, относящиеся к становлению системы менеджмента БДД, включая результаты БДД, к которым стремится организация, пути их достижения и лиц, ответственных за их достижение.
Средства и методы выполнения анализа могут включать анкеты-вопросники, интервью, опросы, непосредственные инспекции и оценки (измерения), а также результаты предшествующих аудитов или оценок, анализов.
А.4.1 Осознание организацией своего статуса
Статус в отношении БДД может быть описан взаимосвязью между четырьмя составляющими, а именно: дороги, транспортные средства на этих дорогах, использование дорог и эксплуатация транспортных средств, реагирование в случаях ДТП, попечение пострадавших и их реабилитация. На каждую из этих составляющих оказывают воздействие и/или влияют многие организации, что в итоге отражается на БДД. Влияние организации на БДД зависит как от характера деятельности организации, ее продукции и оказываемых ею услуг, а также места ее расположения и условий, при которых она функционирует, так и от эффективности ее системы менеджмента БДД.
Примеры деятельности в рамках организаций, с государственной и частной формой собственности, крупных и небольших, которые имеют отношение к БДД приведены ниже. Большая часть из факторов эффективности БДД имеют отношение ко всем организациям, хотя их значимость различается от организации к организации.
a) Сотрудники участвуют в дорожном движении по дороге на работу или с работы, или при выполнении рабочих обязанностей, на служебных или на своих транспортных средствах, в качестве пассажира или в качестве водителя, или например, в качестве пешеходов или велосипедистов.
b) Перевозка пассажиров и грузов в системе дорожного движения выполняется самой организацией или по контракту другой организацией.
c) Действия, имеющие результатом дорожное движение, как в направлении объектов, так и от них, управляемых самой организацией или находящихся под ее влиянием, таких как супермаркеты, школы, а также объекты массового посещения.
d) Предоставление услуг и производство продукции для системы дорожного движения, таких как транспортные услуги, управление, планирование, проектирование, создание и поддержание инфраструктуры, транспортных средств и связанной с ними продуктов, скорая медицинская помощь, уход за пострадавшими, реабилитация, действия в области правоприменения и законодательства.
Даже несмотря на то, что некоторые организации вовлечены только в небольшое число процессов, связанных с предметом БДД, они могут быть весьма важными в вопросе уменьшения числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения. Таким образом, важно идентифицировать транспортные потребности и уровень риска, которому подвержены как моторизованные, так и немоторизованные пользователи. Специфические внешние проблемы могут быть осознаны в результате произошедших ДТП или жалоб от третьих сторон. Внутренние проблемы могут быть осознаны в результате действий вне документированных процедур или отклонения от них.
А.4.2 Осознание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Большая часть деятельности и функций (процессов) в организации могут управляться самой организацией. Однако, уменьшение числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения зависит от комбинации и взаимосвязи деятельности нескольких организаций и индивидуальных пользователей дорожной сети. Таким образом, организация идентифицирует заинтересованные стороны в своей сфере влияния для того чтобы обмениваться информацией, консультироваться и координировать свои действия с теми, кто в наибольшей степени связан с уменьшением числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения.
А.4.3 Определение области применения системы менеджмента безопасности дорожного движения
Организация может выбрать для применения настоящий стандарт в отношении организации в целом или в отношении определенного подразделения организации. Организация должна определить и документировать область применения своей системы менеджмента БДД, в особенности те подразделения организации, к которым применима система менеджмента БДД, в том случае если она не распространяется на всю организацию. Когда область применения определена, вся деятельность, предоставление услуг и производство продукции организацией в рамках области применения должны быть включены в систему менеджмента БДД. Достоверность системы менеджмента БДД зависит от того, какие подразделения организации включены в систему менеджмента БДД и от документированных причин для исключения других подразделений.
А.4.4 Система менеджмента безопасности дорожного движения
Рекомендации не предусмотрены.
А.5 Руководство
А.5.1 Руководство и обязанности
Высокий уровень ответственности, демонстрируемый администрацией, является решающим для достижения успеха в менеджменте БДД. Это объясняется тем, что относительно просто считать, что задачи менеджмента БДД выполняются посредством относительно несложной деятельности (например, выпуском инструкций по безопасности или требованием обучения в области безопасности) или быстрым реагированием на ДТП с тяжелыми последствиями, вместо того, чтобы направить усилия на исключение случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений.
Процесс руководства со стороны администрации может быть продемонстрирован, например: посредством мотивации и уполномочивания сотрудников к внесению своего вклада в повышение эффективности системы менеджмента БДД; усиление организационной ответственности за результаты БДД; создание и поддержание внутренней среды, в которой сотрудники могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации в области БДД, а также личным примером.
А.5.2 Политика
При разработке политики в области БДД необходимо учитывать статус организации в области БДД, общую вовлеченность организации в действия по исключению случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений. Политика в области БДД в организации устанавливает рамки для формирования целей БДД и задач БДД, направляет внедрение и совершенствование системы менеджмента БДД организации так, чтобы она могла постоянно улучшать рабочие характеристики БДД. В надлежащей практике эта политика отражает вовлеченность администрации в исключение случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений, соблюдение законодательных и иных требований, а также в постоянное улучшение. Политика в области БДД также достаточно ясна для понимания внутренними и внешними заинтересованными сторонами, она периодически анализируется и пересматривается, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию, а также имеет ясно определенную область применения, отражающую уникальные обстоятельства организации.
Политика в области БДД может быть связана с другими документами организации, касающимися политики и в идеале согласуется с общей политикой организации в области бизнеса, а также с ее политиками в иных направлениях менеджмента (таких как менеджмент качества, менеджмент охраны труда и здоровья или экологический менеджмент), в дополнение к соблюдению законодательных требований и промышленных стандартов. В надлежащей практике политика воздействует таким образом, чтобы демонстрировать вовлеченность администрации и организации в БДД, увеличивает осознание вовлеченности в обязательствах политики, объясняет зачем была создана и поддерживается система менеджмента БДД, мотивирует индивидуалов, и облегчает понимание их ответственности и обязанностей в БДД.
А.5.3 Организационные роли, ответственность и полномочия
Успешное внедрение системы менеджмента БДД влечет за собой построение компетентной и ответственной дееспособности в отправлении ключевых функций и процессов менеджмента, необходимых для достижения результатов БДД. От администрации требуется назначить одного или нескольких специальных представителей руководства с определенной ответственностью и полномочиями для внедрения системы менеджмента БДД. Важно, чтобы ключевые роли и ответственности системы менеджмента БДД были бы четко определены и доведены до всех сотрудников, работающих в организации и от ее лица.
А.6 Планирование
А.6.1 Общие положения
Рекомендации не предусмотрены.
А.6.2 Действия по исследованию рисков и возможностей
Эффективные действия по идентификации рисков и возможностей снижают количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения в ДТП и, таким образом, с одной стороны снижают затраты организации, а с другой стороны увеличивают время и ресурсы для производственной деятельности. Это ведет также к повышению доверия к организации со стороны заинтересованных сторон. Примерами различных рисков и возможностей являются: высокий процент пожилых пользователей дорог, смешение моторизованных и немоторизованных пользователей дорог, высокая плотность движения на главных магистралях, жесткие требования к своевременной доставке от заказчиков, деятельность в области безопасности движения в регионах, уровень активности в соблюдении требований безопасности движения и к качеству дорожной инфраструктуры, парку транспортных средств и скорой медицинской помощи.
А.6.3 Факторы, влияющие на уровень безопасности дорожного движения
Факторы, влияющие на уровень БДД, описывают различные элементы дорожной безопасности, которые организации должны учитывать в своих системах менеджмента БДД. Факторы эффективности БДД, идентифицированные в настоящем стандарте, являются самыми общими и применяемые в большинстве организаций и ситуаций, ориентированы на известные проблемы и решения БДД и имеют очевидную основу. Организация рассматривает все из нижеперечисленных факторов, влияющих на уровень БДД, и назначает среди них приоритеты, основываясь на статусе организации.
a) Факторы подверженности рискам: от организации требуется понимание тех пределов, в которых она сталкивается с подверженностью рискам в части безопасности в системе дорожного движения, а также сбор данных об этом. Факторы подверженности рискам могут принимать различные формы, включая интенсивность движения в пределах определенного региона, который соответствует деятельности организации или объема передвижений, которые выполняются сотрудниками организации, или объема продукции и услуг. Риски в области безопасности могут увеличиваться или снижаться в зависимости от типа вовлеченных пользователей дорожной сети или от других факторов, относящихся к этим пользователям, таких, например, как их журнал вождения. Риски в области безопасности могут увеличиваться или снижаться в зависимости от типа транспортного средства или от используемой формы транспортирования. Понимание пределов подверженности рискам в области безопасности обеспечивает организации реальной информацией о том, какие из факторов эффективности должны иметь приоритет.
b) Конечные выходные факторы безопасности: надлежащая практика включает учет пределов смертельных и тяжких телесных повреждений в ДТП, человеческие и экономические издержки полученных в результате ДТП травм и сбор данных об этом. Кроме учета физических ранений, итоговые выходные факторы в области безопасности могут оборачиваться потерями, которые относятся только к организации, выражающимися через снижение производительности и дополнительные внешние затраты или относящимся к более широкому социоэкономическому ущербу в виде боли и страдания, внесению исправлений в обслуживание, восстановлению здоровья, уходу и реабилитации. Понимание пределов человеческих и экономических затрат обеспечивает организации реальной информацией о преимуществах и экономической эффективности, получаемой от повышения БДД.
c) Промежуточные выходные факторы в области безопасности движения: система дорожного движения является открытой и комплексной системой со многими действующими субъектами и распределенными ответственностями. ДТП с последствиями в форме гибели людей и тяжких телесных повреждений происходят редко и дистанция в пространстве и времени между корректирующим действием и потенциальным улучшением может быть большой. В то время как факторы подверженности рискам и конечные выходные факторы должны подвергаться постоянному мониторингу, промежуточные выходные факторы безопасности (которые случайным образом связаны с конечными выходными факторами безопасности) требуют повышенного внимания. Промежуточные результаты в области безопасности являются мерой вмешательств, которые признаны, как улучшающие конечные характеристики БДД, такие как снижение скоростей дорожного движения или повышение уровня рейтинга безопасности) автопарка (например, программа Оценки Новых Автомобилей - New Car Assessment Program). Систематические улучшения могут быть достигнуты посредством концентрации внимания на промежуточных факторах, а также измерения и отслеживания промежуточных факторов, которые в наибольшей степени улучшают рабочие характеристики БДД.
Организация должна идентифицировать для использования промежуточные выходные факторы безопасности из нижеприведенного перечня в зависимости от своего статуса:
1) Конструкция дороги и безопасная скорость, в особенности с учетом разделения (встречное движение и уязвимые пользователи дороги), обочины и конструкция пересечений.
Стандарты, правила и руководства, а также меры по соблюдению соответствия обеспечивают безопасное планирование, проектирование, сооружение, эксплуатацию, управление и обслуживание дорожной сети. Инновационные подходы, удовлетворяющие требованиям Безопасной Системы, с наглядной эффективностью и в нарастающей степени вносят информацию в политику и планы технологии безопасности, поддерживаемые новыми средствами содействия в оценке качества безопасности дорожной инфраструктуры. Каждая из дорог и улиц с функциями управления потоком движения, распределения и доступа имеет свои проблемы и требования безопасности. Высокий уровень безопасности может быть достигнут обеспечением достаточного соответствия между функциями дороги, безопасными пределами скорости и их согласованностью, а также схемой и конструкцией дороги. Типовые проблемы включают разделение встречного движения на высокозагруженных, высокоскоростных дорогах для предотвращения лобовых столкновений и обустройство дороги дорожными ограждениями для предотвращения ДТП при съезде с дороги; обеспечение безопасной скорости на пересечениях для предотвращения боковых столкновений, а также обеспечение безопасных скоростей на дорогах и улицах смешанного использования, где может быть трудно отделить транспортные средства от уязвимых пользователей дороги. Во многих странах существует существенный разрыв между уровнем безопасности дороги и разрешенным пределом скорости. Организации могут рассмотреть введение более низкого предела скорости.
2) Использование дороги, соответствующей типу транспортного средства, пользователю, типу груза и оборудования.
Для некоторых типов транспортных средств и их оборудования (или транспортных средств, перевозящих специфические, например опасные грузы), доступ на некоторые категории дорог не является возможным и использование и выбор дороги той или иной категории должен быть соответствующим образом обусловлен.
3) Использование персональных средств безопасности, в особенности рассматривая ремни безопасности, детские удерживающие системы, защитные шлемы для велосипедистов и мотоциклистов, средства улучшения обзорности и видимости транспортного средства.
Персональные средства безопасности, такие как ремни безопасности, защитные шлемы для велосипедистов и мотоциклистов, средства улучшения обзорности, защитная одежда для мотоциклистов, и специальные средства безопасности для детей необходимы в дополнение к уровню безопасности, присущему системе дорожного движения. Безопасное пользование дорогой зависит не только от пользователя/водителя, соблюдения ключевых правил дорожного движения при содействии полиции с ее требованиями, но также и от требований менеджмента и оборудования помощи водителю (например, устройства напоминания о не пристегнутых ремнях безопасности).
4) Использование безопасной скорости вождения, с учетом также типа транспортного средства, состояния дорожного движения и погодных условий.
Небезопасная скорость вождения является ключевой проблемой безопасности дорожного движения. В дополнение к техническим и комбинированным мерам пропаганды и принуждения со стороны полиции, целый ряд технологий может быть применен для содействия водителю в соблюдении установленного предела скорости, такие как камеры видеофиксации, а также средства помощи водителю в виде ограничителей скорости и внутреннего видеоконтроля действий водителя. Адаптация к погодным условиям и состоянию дорожного движения, а также в общем случае действия в соответствии с дорожным законодательством являются необходимым предварительным условием.
5) Адекватность водителей с учетом усталости, отвлечения внимания, алкоголя и наркотических веществ.
Большая доля ДТП с тяжелыми последствиями вызывается ухудшенным качеством вождения, в особенности по причине утомления, отвлеченного внимания, алкоголя и наркотических веществ. Во многих странах законодательные и иные требования предусматривают основу для содействия в управлении этими проблемами. Системы поддержки водителя, такие как алкозамок, которые предотвращают выезд при превышении содержания алкоголя в организме находят все возрастающее применение. Мониторинг и регистрация использования коммерческих транспортных средств и рабочих часов водителя также являются полезным инструментом менеджмента.
6) Планирование безопасного рейса, включая учет необходимости в выезде, протяженность и вид перемещения, а также выбор маршрута, транспортного средства и водителя.
Планирование поездки может иметь критическое воздействие на БДД. Важным является соображение, является ли поездка необходимой (телекоммуникация например, может быть равноценной заменой), какой вид перемещения (пеший, личный автомобиль, общественный транспорт) наиболее безопасен и наиболее подходит для каждой поездки, и какие маршруты наиболее безопасны и наиболее подходят в данном случае. Возможно содействие при использовании потребительских программ (таких как программа дорожной оценки, которая систематически оценивает безопасность различных дорог), а также от планировщиков поездки.
7) Безопасность транспортных средств, в особенности с учетом защиты водителя и пассажиров, защита других пользователей дорожной сети (как уязвимых, так и лиц, находящихся в транспортном средстве), исключение ДТП и смягчение их последствий, должное техническое состояние транспортных средств, соблюдение пределов грузоподъемности, а также закрепление грузов внутри и снаружи транспортного средства.
Развитие в области безопасности конструкции транспортного средства и безопасности оборудования включая разработку и внедрение новых технологий безопасности (например, электронных систем стабилизации движения) играют важную роль в действиях по уменьшению числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения. Условия допуска транспортных средств для дорожного движения установлены посредством являющейся частью юрисдикции регистрации и сертификационном законодательстве, к которым могут быть добавлены дополнительные организационные требования. Любая организация может повысить безопасность тщательным выбором используемых транспортных средств. Различия в безопасности различных типов и моделей транспортных средств могут существенно различаться в зависимости от того, находятся ли люди внутри или снаружи транспортного средства или от того, является ли транспортное средство легким или тяжелым. В общем случае безопасность транспортного средства устанавливается законодательством и большинство новых транспортных средств обеспечивают безопасность по закону. Потребительские программы испытывают и публикуют рейтинги безопасности для многих типов и моделей транспортных средств, что может быть использовано организациями для помощи в принятии обоснованного решения об уровне безопасности, который они хотят обеспечить для своего автопарка.
8) Должные полномочия для управления используемым транспортным средством.
Водители транспортных средств или велосипедисты в общем случае подпадают под действие законодательных стандартов по въезду на дорожную сеть и выезду с нее. Строгое соблюдение этих стандартов может поддерживаться посредством требования необходимых удостоверений, однако более строгие стандарты поведения водителей могут быть установлены организацией, также как и более жесткие требования безопасности для них. Организация может иметь весьма четкие требования для водителей в зависимости от транспортного средства и вида дорог и повысить важность соответствия этим требованиям. Важными являются медицинская адекватность, компетентность и стандарты лицензирования.
9) Устранение непригодных транспортных средств и водителей от допуска к дорожному движению.
Законодательная система санкций в типовом случае устанавливает условия дисквалификации водителя в случае серьезного нарушения ключевых правил безопасности. Законодательные требования распространяются на снятие с эксплуатации транспортных средств. Организации могут установить дополнительные требования, такие как режим инспекции автопарка, ограничения по сроку службы транспортного средства, а также мониторинг записей режима работы водителей для определения сохранения их способности вождения.
10) Реагирование на ДТП и первая помощь, готовность к оказанию скорой медицинской помощи, послеаварийное восстановление и реабилитация
Надлежащее страхование, готовность к аварийному вызову, забота о подготовке специалистов оперативного реагирования, обучение водителей коммерческого и общественного транспорта, готовность и качество работы служб спасения, а также послеаварийное восстановление и реабилитация являются составляющими цепочки послеаварийного реагирования, которое имеет существенное влияние на смертность и инвалидность в результате ДТП.
А.6.4 Цели БДД и планирование их достижения
При любом статусе организации сосредоточенность на целях БДД и задачах БДД приводят в движение систему менеджмента, интегрируют систему и придают ей суть. Улучшение рабочих характеристик БДД это постоянный процесс, а измерение и отслеживаемость целей БДД и задач БДД являются факторами, которые обеспечивают осуществление этого улучшения.
Цели БДД и задачи БДД, установленные организацией должны быть специфическими и измеримы в случае, если они практически осуществимы, а также должны учитывать организационные возможности БДД, необходимые для их достижения. Модель надлежащей практики, применимая как к общественным, так и к частным организациям должна включать в качестве главной задачи снижение издержек от ДТП посредством уменьшения числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения (конечные цели). Эти конечные цели будут достигнуты посредством вмешательств, основанных на промежуточных выходных факторах безопасности, которые имеют свои собственные задачи БДД (например, уровень использования ремней безопасности). Осуществление этих вмешательств (выходные результаты, такие как установка алкозамков) будет иметь свои собственные задачи и контроль БДД.
Создание и использование одной или более программ и планов действий важно для успешного внедрения системы менеджмента БДД. Для комплексных проблем может понадобиться больше формальных планов. В надлежащей практике организация оценивает ресурсы (финансовые, кадровые, инфраструктуру), необходимые для разработки программ и как они распределены, потребные механизмы координации, каким образом программа будет продвигаться, контролироваться и оцениваться, а также рассмотрение необходимости формирования и передачи знаний. В зависимости от сложности программы, организация может установить ответственность, полномочия и даты выполнения индивидуальных заданий, в результате чего цели БДД могут быть выполнены в запланированный итоговый срок. Анализ и оптимизация программы (программ) должны проводиться регулярно. Это может быть частью анализа менеджмента или проводиться чаще.
А.7 Обеспечение
Для эффективного внедрения и поддержки успешной системы менеджмента БДД требуется набор функций менеджмента.
А.7.1 Координация
Успешная система менеджмента БДД основывается на координации по горизонтали между различными подразделениями организации (как территориально разделенными, так и ответственными за разные функции) и заинтересованными сторонами (как общественными, так и частными организациями), и по вертикали внутри каждого из подразделений организации. Деятельность по определению статуса организации и, в частности, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон является ключевым стартовым моментом в установлении того, какие виды деятельности нуждаются в координации для совершенствования рабочих характеристик БДД.
А.7.2 Ресурсы
В надлежащей практике организация добивается того, чтобы были обеспечены необходимые устойчивые ресурсы и организационная инфраструктура для создания, внедрения и поддержания системы менеджмента БДД. Процедуры, такие как анализ "затраты-результаты" могут быть использованы чтобы управлять распределением ресурсов в рамках программ безопасности.
А.7.3 Компетенция
Информированность, знания, понимание и компетенция могут быть получены или усовершенствованы посредством тренинга, обучения, рабочего опыта, демонстрационных программ или наймом квалифицированного персонала. Важно уполномочить какое-либо лицо или основать процесс, которые поддерживают регулярный учет новых технологий безопасности, технических приемов, подходов, которые могут улучшить рабочие характеристики БДД. Регулярное обновление этого понимания в рамках организации позволит этой организации учитывать изменяющиеся практики в контексте ее общей вовлеченности и подходов в БДД.
А.7.4 Информированность
Рекомендации приведены в А.7.3.
А.7.5 Процесс обмена информацией
Процесс передачи информации о требованиях системы менеджмента БДД необходим для ее эффективного внедрения. Внутри организации этого можно достигнуть регулярными собраниями рабочих групп, информационными бюллетенями или сайтами интернета. Сотрудники могут быть вовлечены посредством консультаций по вопросам совершенствования системы, а также подбором соответствующих средств управления, включая дискуссии о преимуществах и недостатках различных вариантов управления в чрезвычайных ситуациях или предотвращения небезопасного поведения.
Процесс обмена информации с внешней средой включает диалог с заинтересованными сторонами и учет их аналогичных проблем в области БДД. Польза таких контактов в том, что они поощряют открытый обмен информацией и перспективами развития таким образом, что организация и заинтересованные стороны могут разделить обязанности по совершенствованию БДД когда это возможно.
Достижение желаемых результатов БДД это совместные обязательства и стимулирование надлежащей практики, что обычно влечет за собой защиту и содействие, как внутри организации, так и извне исключению гибели и тяжких телесных повреждений, в качестве целей БДД и задач БДД и планов по их достижению. Организация может рассмотреть вопрос, каким образом она будет продвигать систему менеджмента БДД, которую она развернула и как постоянно усиливать вовлеченность администрации в систему.
А.7.6 Документированная информация
Рекомендации не предусмотрены.
А.8 Деятельность
А.8.1 Оперативное планирование и управление
Рекомендации не предусмотрены.
А.8.2 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
Рекомендации не предусмотрены.
А.9 Оценка эффективности
А.9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
Как только факторы рабочих характеристик будут установлены, должна быть разработана система мониторинга для информирования организации о ее основополагающем вкладе в повышение уровня БДД.
А.9.2 Расследование дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и других дорожно-транспортных инцидентов, связанных с дорожным движением
Расследование дорожно-транспортных инцидентов является серьезным средством предотвращения повторения происшествий и выявления возможностей совершенствования. Расследование может также быть использовано для повышения общей осведомленности об БДД в организации. Ясная политика и критерии идентификации дорожно-транспортных инцидентов, которые классифицируются как значительные/серьезные, и то, как они расследуются, гарантируют согласующиеся методы расследования. Для обеспечения уверенности в том, что старшие руководители всегда информируются о серьезных происшествиях, рекомендуется процедура эскалации.
А.9.3 Внутренний аудит
Надлежащая практика включает периодические аудиты, проводимые по крайней мере один раз в год или в тех случаях, когда изменяется ситуация в организации. Такие аудиты показывают, в какой мере организация соответствует своей собственной системе менеджмента БДД и настоящему стандарту.
А.9.4 Анализ со стороны руководства
Анализ со стороны руководства предназначен на то, чтобы охватить все элементы системы менеджмента БДД и ее связи, и таким образом обращаться к границам, в пределах которых система и ее воплощение сохраняли свою действенность в совершенствовании БДД. При проведении данного анализа для администрации важно повышать адекватную самооценку и понимать окружение посредством визитов на места и дискуссий с персоналом, работающим с клиентами и заинтересованными сторонами.
Анализ необходим для того, чтобы перейти к действиям, которые улучшают рабочие характеристики БДД в организации и, при надлежащей практике проводится по крайней мере один раз в год или в тех случаях, когда изменяется ситуация в организации. Анализ со стороны руководства может включать сопоставительную с аналогичными организациями информацию.
А.10 Улучшение
Для того чтобы система менеджмента БДД была эффективной на действующей основе, от организации требуется иметь процедуры для идентификации реальных и потенциальных несоответствий и принятия корректирующих и предупреждающих действий, которые предпочтительно предотвращали бы возникновение проблем. Примеры ситуаций, которые могут привести к несоответствию по отношению к рабочим характеристикам системы менеджмента БДД:
- неспособность со стороны администрации продемонстрировать вовлеченность,
- невозможность установить цели БДД,
- неспособность установить ответственность,
- неспособность поддерживать и продвигать систему,
- неспособность вести регистрацию данных о дорожных происшествиях или своевременно проводить корректирующие действия,
- неспособность поддерживать в адекватном состоянии документацию.
По отношению к рабочим характеристикам БДД примеры включают: неспособность провести запланированные действия, неспособность достигать целей БДД и задач БДД или высокий уровень оставленных без внимания ДТП с тяжелыми последствиями или других ДТИ.
В идеальном случае лица, непосредственно участвующие в работах, поощряются в их действиях по выявлению несоответствий и в докладах о потенциальных или реальных проблемах.
А.11 Различные статусы организаций и факторы рабочих характеристик
Различные по типам и масштабам организации, которые отвечают требованиям настоящего стандарта документируют и приводят в действие системы менеджмента БДД, которые значительно различаются своими объемами, областями применения и сложностью, основываясь тем не менее на одной и той же долгосрочной цели.
Таблица А.1 иллюстрирует различные статусы БДД для некоторых организаций различного типа, а также рабочие характеристики БДД, которые могут иметь очень высокую значимость. Идентификация статуса и факторов рабочих характеристик БДД является ключевым элементом настоящего стандарта. Приводимые примеры носят стимулирующий характер.
Таблица А.1 - Статус БДД и рабочие характеристики различных типов организаций
Статус БДД организации |
Рабочие характеристики различных типов организаций |
Перевозка пассажиров и грузов - Небольшие таксомоторные компании |
Основной бизнес по перевозке пассажиров имеет непосредственное воздействие на безопасность сотрудников, клиентов и иных пользователей дорожной сети. Заинтересованные стороны, в консультациях которых может нуждаться таксомоторная компания включают клиентов (например, требования использовать ремни безопасности), водителей (требование соблюдения скоростного режима), лиц, имеющих отношение к приобретению транспортных средств (требование выбора безопасных транспортных средств) и лиц, проводящих техническое обслуживание (обеспечение поддержания безопасного состояния транспортных средств). Ключевые факторы рабочих характеристик БДД для таксомоторной компании могут включать неадекватное состояние водителя (например, усталость, алкоголь, наркотические вещества), скорость вождения, использование водителем и пассажирами ремней безопасности, выбор транспортного средства и его техническое обслуживание и планирование поездки. Ключевые средства мониторинга включают соответствие ограничениям и статус водительского удостоверения водителя. |
Перевозка пассажиров и грузов - Поставщик услуг по транспортировке |
Операции по коммерческой перевозке связаны с непропорционально большим количеством погибших на дорогах всего мира. Как таковые такие поставщики услуг по транспортировке несут ответственность по БДД за своих сотрудников, третьих лиц, с которыми они входят в контакт и перед крупными сообществами в которых они действуют. Они также несут ответственность перед своими заказчиками за безопасную доставку грузов. Ключевые факторы рабочих характеристик БДД включают подбор водителя и то, как им образом водители мотивируются и подводятся к обеспечению соответствующих навыков и поведения, особенно в части соблюдения скоростного режима и адекватного состояния водителя. Выбор и эксплуатация транспортных средств, наиболее подходящих для выполнения задачи, сконструированных и оборудованных для сведения к минимуму риска ДТП с тяжелыми последствиями и риска гибели и тяжких телесных повреждений водителя, пассажиров и иных пользователей дорожной сети, а также подвергающихся регулярной технической инспекции и обслуживанию для поддержания должного технического состояния. Загрузка должна быть организована должным образом с тем, чтобы исключить перегрузку и обеспечить безопасное закрепление груза. Планирование безопасности поездки для выбора оптимального маршрута, скорости и продолжительности работы/вождения. Учет иных уязвимых пользователей дорожной сети, и в случае ДТИ готовность к чрезвычайным ситуациям. |
Перевозка пассажиров и грузов. Мультинациональные торговые и маркетинговые компании |
Вождение транспортных средств для осуществления компанией своего бизнеса представляет собой деятельность наивысшего риска для многих мультинациональных компаний, которые используют региональный или глобальный автопарк. Торговые, сервисные и иные водители могут затрачивать от 40% до 60% своего рабочего времени на вождение для осуществления компанией своего бизнеса транспортных средств, принадлежащих компании, взятых в лизинг, напрокат, используемых по доверенности и других. Как таковые, компании имеют обязательства заботиться о здоровье и безопасности своих сотрудников и в рамках сообществ, в которых они работают. Ключевые факторы рабочих характеристик БДД включают: понимание рисков безопасности своего автопарка, т.е. риска гибели или увечья; адекватный вхождение и выход транспортных средств и водителей в дорожную сеть, политика в отношении скоростного режима, алкоголя, использования ремней безопасности/защитного шлема, утомления и отвлеченного внимания водителей, выбора/обслуживания транспортных средств; планирования поездки, БДД менеджмент контрактора/дистрибьютора, а также корпоративную социальную ответственность посредством вовлечения в пропаганду дорожной безопасности и поддержку общественных инициатив в области дорожной безопасности. |
Выработка требований к дорожному движению - Школа |
БДД не является профильной темой школы, однако много поездок как в школу так и из нее осуществляются каждый день рядом уязвимых с точки зрения несовершеннолетнего возраста и защищенности пользователей дорожной сети. Увечья, полученные при дорожно-транспортных происшествиях являются основной причиной смертности детей в школьном возрасте. Заинтересованными сторонами в случае школы являются персонал школы/ученики/родители, местная дорожная администрация, планирующие органы и перевозчики (включение которых в программы улучшения может понадобиться). Ключевые факторы рабочих характеристик БДД для школы могут включать различные виды перемещения в школу и из нее, общие школьные поездки, планирование безопасности таких поездок и использование соответствующих средств защиты (например, ремней безопасности и защитных шлемов), а также средств улучшения видимости (например, одежды со светоотражающими элементами, фонариков). |
Выработка требований к дорожному движению - Супермаркет |
Профильный бизнес по транспортировке товаров, включая и опасные грузы (такие, как топливо), доставка товаров заказчику на дом также как и доставка грузов на площадки супермаркетов могут иметь непосредственную связь с безопасностью дорожного движения. Крупный супермаркет должен учитывать соответствующие факторы безопасности, затрагивающие его сотрудников и заказчиков, находящихся в его сфере влияния. Заинтересованными сторонами являются планирующие органы, дорожная администрация и компании по доставке продуктов. Ключевые соображения в отношении больших супермаркетов включают воздействие, которое их площадки оказывают на окружающие территории, любые факторы, которые могут внести вклад в среду безопасности для их клиентов, как в пределах территории, предусмотренной для парковки автомобилей (которая предусматривает совместное использование ее пешеходами, детьми, крупными и компактными транспортными средствами), а также непосредственные выезд и съезд с дороги. Целый ряд факторов рабочих характеристик могут быть значимыми, включая планирование безопасности, конструирование, деятельность и использование дорожной инфраструктуры, к которой супермаркет имеет отношение, использование персональных средств безопасности его водителями, соблюдение скоростного режима, а также тип транспортных средств, на которых осуществляется доставка. |
Проектирование, строительство и эксплуатация дорог - Дорожная администрация |
Профильный бизнес по созданию дорожной сети непосредственно влияет на безопасность всех пользователей этой сети; заинтересованные стороны для местной дорожной администрации включают поставщики услуг по проектированию и эксплуатационные службы (которые должны обеспечивать требуемый уровень безопасности), основные группы пользователей (от которых требуется принятие требований по безопасному использованию) и органы правопорядка (задача которых приводить в исполнение стандарты пользователя/транспортных средств и компенсировать ограничения в собственной безопасности дорожной сети). Ключевые факторы рабочих характеристик для дорожной администрации включают все те факторы в области планирования, проектирования, приведения в действие и эксплуатация дорожной сети. Сюда могут быть включены факторы, относящиеся к уровню удерживающей способности боковых, фронтальных ограждений и ограждений для уязвимых пользователей дороги, а также соответствующие ограничения скорости наряду с адекватностью пользователей. Средства мониторинга могут быть интегрированы в расширенный анализ управления дорожной сетью и отчетность о соблюдении норм правопорядка. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.