Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Международная деятельность, относящаяся к структурам менеджмента безопасности дорожного движения
B.1 Общие положения
Настоящий стандарт представляет собой значительный шаг в международной деятельности по совершенствованию БДД посредством введения обобщенных процедур и требований, с помощью которых любые типы организаций могут разработать свою собственную систему менеджмента БДД.
Понимание подхода "Безопасной системы" является фундаментальным для успешного усвоения настоящего стандарта.
В дополнение к описанию ключевых элементов "Безопасной системы", данное приложение также предусматривает дополнительные рекомендации организациям по внедрению системы менеджмента БДД которые согласуются с идентифицированной надлежащей практикой в этой области.
B.2 Подход "Безопасной системы" к БДД
На момент публикации настоящего стандарта некоторые страны используют подход "Безопасной системы" при разработке и внедрении собственных программ БДД. Швеция разработала подход "Vision Zero", Нидерланды разработали схожий подход "Sustainable Safety", а Новая Зеландия и некоторые штаты Австралии внедрили программы под наименованием "Safe System" ("Безопасная система").
Несмотря на различие в специфических деталях, в общем случае подходы Безопасной Системы:
a) имеют долгосрочную цель исключения гибели и тяжких телесных повреждений;
b) нацелены на развитие систем дорожного движения, более приспособленных к компенсации человеческих ошибок. Обычно это достигается лучшим умением справляться с энергией столкновения, таким образом, что ни один из индивидуальных пользователей дороги не подвергается нагрузкам от столкновения, которые могут привести к гибели или тяжким телесным повреждениям;
c) включают многочисленные стратегии для лучшего умения справляться с нагрузками от столкновения, среди которых ключевая стратегия это совершенствование дорожной сети в соединении с установлением скоростных ограничений, последние из которых устанавливаются в зависимости от уровня защиты, предлагаемого дорожной инфраструктурой;
d) основываются на мощных экономических анализах понимания проблемы шкалы травмирования, а также прямых инвестициях в те программы и площадки, где существует наибольшая потенциальная польза для общества;
e) базируются на всеобъемлющих структурах руководства, управления и обмена информацией, включая все ключевые правительственные агентства и другие организации, играющие роль в определении безопасного функционирования системы дорожного движения;
f) сближают процесс принятия решения в менеджменте безопасности с более широким процессом принятия решения в общественной жизни для достижения экономических целей, а также задач сохранения здоровья людей и окружающей среды, для создания коммерческой среды, которая генерирует требования и дает выгоды для поставщиков продуктов и услуг для безопасного дорожного движения;
g) отвечают идее "распределенной ответственности" за БДД между различными действующими субъектами системы дорожного движения, так что существует общее видение у граждан, общества, частных и некоммерческих организаций в отношении максимальных амбиций безопасности и путей их воплощения.
Данные подходы корреспондируются с любыми общественными и частными организациями, которые генерируют воздействие на БДД посредством их деятельности, связанной с дорожным движением и помогают определить размеры ассоциированных с этими организациями систем менеджмента БДД.
B.3 Международная деятельность в области менеджмента БДД
Недостаток удовлетворительной безопасности дорожного движения это бремя для всех мировых сообществ. Организация Объединенных Наций (UN - ООН) предпринимает ясные шаги в области БДД под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения (WHO - ВОЗ) и Всемирного Банка, что нашло отражение в их документах "Всемирный отчет о предотвращении увечий, полученных в дорожном движении" [9] 2004 г., и "Отчет о глобальном статусе дорожной безопасности" [10], выпущенном ВОЗ в 2009 г. В марте 2010 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила период с 2011 по 2020 г. г. Декадой действий по дорожной безопасности, поставив целью к 2020 г. стабилизировать, а затем снижать прогнозируемый уровень дорожной смертности во всем мире. Глобальный план декады действий по дорожной безопасности, опубликованный в 2011 г., идентифицирует пять опорных элементов (менеджмент безопасности дорожного движения, безопасные дороги и безопасная мобильность, более безопасные транспортные средства, более ответственные с точки зрения безопасности пользователи дороги и послеаварийная готовность) и это служит обоснованием для настоящего стандарта сконцентрироваться на первом из них.
В 2008 г. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD - ОЭСР) и Международный форум по дорожному движению опубликовали "Стремление к нулю - Towards Zero: Амбициозные задачи в дорожном движении и подход к Безопасной системе" [11]. В этом отчете отмечается важность системы менеджмента БДД и содержится ссылка на схематично описанную систему менеджмента, которая была разработана и впоследствии опубликована в 2009 г. как "Организация обустройства дорожной безопасности в глобальном масштабе - отчет Всемирного Банка" - World Bank Global Road Safety Facility (WBGRSF). Публикация WBGRSF повлекла за собой всесторонний анализ успешных юрисдикциональных практик менеджмента БДД с целью разработки структуры менеджмента БДД (см. рисунок В.1). Она является нейтральной в отношении организационных структур и различных культур и представляет три взаимосвязанных элемента, а именно институциональные функции менеджмента, вмешательства и результаты.
"Рисунок В.1 - Организация обустройства дорожной безопасности в глобальном масштабе - отчет Всемирного Банка - Структура системы менеджмента дорожной безопасности"
Структура WBGRSF идентифицирует следующие институциональные функции менеджмента, которые должны быть представлены как часть успешной системы менеджмента БДД:
a) концентрация на результатах: подтверждение амбиций организации в отношении рабочих характеристик БДД и отслеживаемость, которые управляют всеми видами деятельности и вмешательствами;
b) координация: гармоничное сочетание и выравнивание вмешательств, как в рамках (внутри) организации и по горизонтали в среде связанных организаций, имеющих роль или интерес в области БДД;
c) законодательство: технические условия и/или соответствие с требованиями, юридические или политические инструменты , которые обычно направлены на институциональную подотчетность, также как и использование территорий, дорожная сеть, пользователь дороги, транспортные средства, стандарты и правила безопасности, касающиеся послеаварийной медицинской помощи;
d) финансирование и распределение ресурсов: финансирование вмешательств и деятельности на устойчивой основе, используя рациональную оценку и разработку структуры для распределения ресурсов;
e) стимулирование: устойчивый обмен информацией в рамках БДД в качестве ключевого интереса организации с акцентом на распределенную социальную ответственность при осуществлении вмешательств, которые обеспечивают желаемые улучшения в рабочих характеристиках БДД;
f) мониторинг и оценка: систематическое и проводящиеся в данный момент измерение рабочих характеристик БДД и итогов, а также оценка вмешательств, с тем чтобы убедиться в том, что они обеспечивают желаемые результаты БДД;
g) передача результатов исследований и знаний: систематическое и проводящиеся в данный момент создание, кодификация, передача и применение знаний в области БДД;
Данные функции поддерживают осуществление вмешательств, которые обычно являются предметом концентрации для организаций, практикующих БДД. Точный смысл вмешательств идентифицируется, облекается в форму и воплощается в жизнь для того, чтобы достигнуть желаемых результатов. Вмешательства обращаются к стандартам и правилам в следующих областях:
- планирование (с учетом безопасности), проектирование и использование дорожной сети;
- условия входа и выхода из дорожной сети транспортных средств и водителей (например, регистрация и водительские удостоверения);
- восстановление и реабилитация пострадавших в ДТП с тяжелыми последствиями.
Вмешательства также касаются обеспечению соответствия указанным стандартам и правилам, с использованием обучения, принуждения и средств поощрения.
Итоговая составная часть структуры системы менеджмента дорожной безопасности WBGRSF это идентификация, документирование и измерение желаемых результатов и их количественное выражение в качестве задач БДД:
a) Конечные итоги включают долгосрочную мировоззренческую концепцию будущей безопасной системы дорожного движения, одновременно с краткосрочными и среднесрочными задачами БДД, выраженными в терминах желаемого снижения социальных издержек, гибели и увечий.
b) Промежуточные итоги являются мерой вмешательств про которые известно, что они улучшают итоговые рабочие характеристики БДД, такие как уменьшение средних скоростей дорожного движения или повышение рейтинга безопасности автопарка, предоставление более показательных данных менеджмента.
c) Выходные данные представляют собой данные организаций, стремящихся улучшить промежуточные и конечные итоги, подлежащие физическому представлению, такие как километры, мили усовершенствованных с целью повышения безопасности дорог, количество наказаний со стороны полиции или завершение этапов специальных задач.
ОЭСР рекомендует, чтобы юрисдикции проводили анализ организационных возможностей в части менеджмента дорожной безопасности с использованием структуры оценки и набора применимых в конкретных случаях контрольных карт, разработанных и используемых Всемирным Банком (OECD 2008, World Bank 2009).
В.4 Соответствие между настоящим стандартом и Структурой системы менеджмента дорожной безопасности (WBGRSF)
В то время как структура WBGRSF была разработана для содействия странам в улучшении рабочих характеристик БДД, институциональные функции менеджмента, очерченные в ней, вмешательства и достижение результатов применимы к организациям любого масштаба и сложности, общественным и частным. Структура размечает характерные элементы системы менеджмента БДД, и на основе этого предоставляет полезный ссылочный материал к рекомендациям по применению настоящего стандарта. Более конкретно трехъярусная структура WBGRSF корреспондируется с требованиями, приведенными в разделах 4 - 10, а их взаимосвязь может быть подытожена в таблице В.1.
Таблица В.1 - Соответствие между Структурой системы менеджмента дорожной безопасности (WBGRSF) и настоящим стандартом
Организация обустройства дорожной безопасности в глобальном масштабе - отчет Всемирного Банка |
ИСО 39001 |
Институциональные функции менеджмента |
Менеджмент в контексте ИСО в общем случае относится к любым видам деятельности, которые используются для координации, управлению и контролю в организации |
Концентрация на результатах |
Раздел 5 определяет требования к администрации организации демонстрировать руководство и обязанности. Это включает гарантирование совместимости системы менеджмента БДД со стратегическим направлением и бизнес-процессами организации, требуя признания исключения гибели и тяжких телесных повреждений в качестве долгосрочной цели, а также исполнение деятельности по осуществлению улучшений БДД. Раздел 6 очерчивает процесс планирования при анализе результатов, касающихся безопасности. Подразделы 9.3 и 10.2 описывают плановый анализ со стороны руководства и организационные улучшения для достижения желаемых результатов. |
Координация |
Подразделы 4.1, 4.2 и 4.3 поощряют организацию проверять свой внутренний и внешний статус для того, чтобы идентифицировать воздействие БДД и свою сферу влияния. Организации осознают, что рабочие характеристики БДД зависят от активности внутри организации и/или в среде нескольких организаций и пользователей дорожной сети. Подраздел 5.2 адресует ответственность к администрации работать в партнерстве и сотрудничестве в разработке Безопасной Системы. Подраздел 7.1 устанавливает требования координации для содействия организации в достижении желаемых результатов БДД. |
Законодательство |
Законодательство в общем случае адресовано использованию территории, дорожной сети, пользователю дорожной сети, транспортным средствам и послеаварийной медицинской помощи, а также обеспечения соответствия ему. Подраздел 6.2 очерчивает всеобъемлющий перечень факторов рабочих характеристик БДД, которые организация должна учитывать, причем ряд из этих факторов регулируются законодательством и требуют соответствующего подхода. |
Финансирование и распределение ресурсов |
Подраздел 7.2 требует от всех уровней организационного менеджмента обеспечивать доступность ресурсов и рациональной структуры их распределения для того, чтобы создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД и связанные с ней виды деятельности. |
Стимулирование |
Подразделы 7.4, 7.5 и 7.6 требуют обмена информацией и стимулирования целей БДД и ожидания выполнения на различных уровнях организации и включение сотрудников в процесс постоянного улучшения. Поощряется также коммуникация организации вовне с заинтересованными сторонами по вопросу ее требований к долгосрочной концентрации на результатах БДД и промежуточных мерах по достижению их. |
Мониторинг и оценка |
Стандарты ИСО в области систем менеджмента имеют сильный акцент на мониторинге и измерении итогов, как части процесса PDCA (планируй, делай, проверяй, исправляй). Подраздел 9.1 требует от организации контролировать и оценивать ключевые характеристики ее действий, которые отражаются на результатах БДД. |
Передача знаний разработки и внедрения |
Подраздел 10.1 требует от организации реагировать на несоответствия, используя настоящий стандарт, расследовать, анализировать и документировать происшествия, относящиеся к БДД чтобы определить лежащие в основе недостатки и идентифицировать возможности для уточненного предупреждающего действия. |
Вмешательства |
Подраздел 6.2 перечисление с) оговаривает, чтобы организация детально определяла меры, касающиеся безопасности движения в системе менеджмента БДД. Подразделы 7.3 и 8.1 уделяют особое внимание компетенции персонала организации и оперативному планированию и управлению деятельностью, что является необходимым для поддержания мер в области БДД. Подраздел 9.2 требует создания процедур аудита для гарантирования соответствия на уровне организации с мерами в области БДД. |
Результаты |
Подраздел 6.3 требует установления целей БДД в терминах желаемых результатов, которые могут включать задачи БДД для промежуточных и конечных итогов и результаты деятельности организации по их достижению. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.