Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу МВД РФ
от 12 октября 2015 г. N 980
Регламент
осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России
26 декабря 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации*(1) устанавливает порядок осуществления ведомственного финансового контроля в МВД России путем проведения проверок (ревизий) или путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения операций по выполнению внутренних бюджетных процедур. Форма проведения ведомственного финансового контроля носит последующий характер.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 2 внесены изменения
2. Объектами ведомственного финансового контроля являются подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России, научные, образовательные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, федеральные казенные учреждения МВД России, федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении МВД России.*(2)
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 пункт 3 изложен в новой редакции
3. Ведомственный финансовый контроль в системе МВД России организуется Министром внутренних дел Российской Федерации*(3), начальниками управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, подчиненных МВД России*(4), министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, имеющими штатные контрольно-ревизионные подразделения.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 4 внесены изменения
4. Осуществление ведомственного финансового контроля в системе МВД России возлагается на Контрольно-ревизионное управление МВД России*(5), контрольно-ревизионные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
5. Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, профилактики бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и имущества, формирования достоверной и полной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности объектов ведомственного финансового контроля.
6. При организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в системе МВД России лица, на которых возложены эти функции, обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации по вопросам, регулирующим осуществление финансово-хозяйственной деятельности.
7. Основными задачами ведомственного финансового контроля являются:
7.1. Проверка правомерности и эффективности использования органами (подразделениями) системы МВД России бюджетных средств, средств, находящихся во временном распоряжении, и имущества.
7.2. Выполнение органами (подразделениями) системы МВД России обязательств перед федеральным бюджетом, консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации, внебюджетными фондами Российской Федерации, налоговыми, финансовыми и кредитными организациями.
7.3. Разработка предложений по более эффективному и экономному расходованию денежных средств и имущества, сокращению непроизводительных расходов и потерь.
7.4. Выявление и профилактика хищений и недостач денежных средств и имущества, их порчи, утраты, других негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих.
7.5. Проверка соответствия требованиям законодательству Российской Федерации документального оформления хозяйственных и финансовых операций, ведения бюджетного учета, достоверности бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
7.6. Принятие мер по привлечению должностных лиц, виновных в причинении ущерба, к ответственности и возмещению ими причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.7. Оказание руководителям органов (подразделений) системы МВД России практической помощи в организации текущей деятельности, правильном применении законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.
II. Субъекты ведомственного финансового контроля
8. Субъектами ведомственного финансового контроля в системе МВД России являются:
8.1. Министр.
8.2. Исключен.
См. текст подпункта 8.2
8.3. Контрольно-ревизионные подразделения системы МВД России.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 9 внесены изменения
9. Контрольно-ревизионное подразделение*(6) - подразделение системы МВД России, основными задачами которого Является проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности объектов ведомственного финансового контроля. КРП находится в непосредственном подчинении руководителя подразделения МВД России.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 10 внесены изменения
10. Сотрудник (федеральный государственный гражданский служащий*(7), работник) соответствующего КРП, в должностные обязанности которого входит проведение проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, именуется ревизором*(8).
11. Ведомственный финансовый контроль осуществляют:
11.1. КРУ МВД России - в отношении объектов ведомственного финансового контроля в соответствии с планом, утверждаемым Министром, а также вне плана по указанию Министра.
11.2. Исключен.
См. текст подпункта 11.2
11.3. Ревизионные подразделения управлений на транспорте МВД России по федеральным округам*(9), линейных управлений МВД России на транспорте - в отношении подразделений управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений (отделов) МВД России на транспорте и подчиненных им органов и подразделений в соответствии с планом, утверждаемым руководителями указанных подразделений системы МВД России, а также вне плана по решению этих же руководителей.
11.4. Ревизионные подразделения МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - в отношении подразделений МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и подчиненных им органов, подразделений и организаций на основании планов, утверждаемых руководителями указанных подразделений системы МВД России, а также вне планов по решению этих же руководителей.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 12 внесены изменения
12. Начальник КРП управления на транспорте МВД России по федеральному округу, линейного управления МВД России на транспорте, МВД по республике, главного управления, управления МВД России по иному субъекту Российской Федерации, наряду с общими управленческими функциями:
12.1. Осуществляет общее руководство деятельностью КРП, контролирует ход выполнения возложенных на него задач и функций.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 12.2 внесены изменения
12.2. Организует изучение и практическое применение в деятельности КРП передового опыта организации ведомственного финансового контроля. Вносит предложения руководителю подразделения системы МВД России о перспективах совершенствования деятельности КРП.
12.3. С целью повышения профессиональной подготовки сотрудников КРП организует систематические занятия с привлечением специалистов соответствующих государственных органов, а также подразделений системы МВД России.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 12.4 внесены изменения
12.4. Запрашивает по распоряжению руководителя подразделения системы МВД России от управлений (отделов) подразделения необходимую информацию, а также привлекает соответствующих специалистов, необходимых для выполнения возложенных на КРП задач.
12.5. Принимает участие в пределах своей компетенции в разработке проектов приказов и решений по вопросам, относящимся к деятельности КРП.
12.6. Представительствует в установленном порядке в государственных учреждениях, предприятиях и организациях по вопросам, относящимся к компетенции КРП.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 12.7 внесены изменения
12.7. Вносит предложения руководителю подразделения системы МВД России о заслушивании на коллегии, оперативном совещании руководителей проверенного подразделения по результатам ревизии или проверки.
12.8. Вносит предложения руководителю подразделения о передаче материалов проверок (ревизий) по деяниям, содержащим признаки преступлений, в следственные органы.
12.9. Организует составление ежеквартальных отчетов о результатах ведомственного финансового контроля.
12.10. Выполняет иные обязанности и реализует права, предоставленные ему нормативными правовыми актами по вопросам осуществления ведомственного финансового контроля.
13. Ревизор при исполнении служебных обязанностей по осуществлению ведомственного финансового контроля:
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 13.1 внесены изменения
13.1. Проводит проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности органов (подразделений) системы МВД России.
13.2. Документально обосновывает выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного ущерба.
13.3. Требует от должностных лиц устранения выявленных в процессе проверки (ревизии) нарушений и недостатков, принимает участие в выработке предложений по их предупреждению.
13.4. Обеспечивает в период проведения проверки (ревизии) исключение случаев внесения каких-либо исправлений, дополнительных записей в учетные регистры, отчетность, первичные документы, подтверждающие финансово-хозяйственные операции.
13.5. По результатам проверки (ревизии) вырабатывает предложения, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков, совершенствование внутреннего финансового контроля, а также по другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 13.6 внесены изменения
13.6. Принимает участие в обсуждении на коллегиях, совещаниях проверяемого органа (подразделения) системы МВД России материалов проверок (ревизий).
13.7. Проверяет выполнение предложений по результатам предыдущей проверки (ревизии), полноту, качество и своевременность принятых мер по устранению выявленных проверкой (ревизией) нарушений, достоверность представленного донесения по акту предыдущей проверки (ревизии).
13.8. Проводит проверку находящихся в кассе, сейфе, ином хранилище наличных денег, денежных документов, ценных бумаг, имущества, а также первичных документов и отчетов, смет, расчетов, бюджетной, статистической отчетности и другой необходимой документации, относящейся к предмету проверки (ревизии).
13.9. При наличии оснований вносит предложения руководителю ревизуемого подразделения о назначении и проведении служебных проверок, внеочередных инвентаризаций денежных средств, имущества и расчетов, контрольных обмеров объемов выполненных строительных, монтажных и ремонтных работ.
13.10. Опечатывает при необходимости кассы, склады, кладовые и другие помещения, используемые для хранения денежных средств и имущества проверяемых органов (подразделений).
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 13.11 внесены изменения
13.11. Запрашивает от подразделений системы МВД России копии документов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных операций проверяемого органа (подразделения). Проводит встречные проверки достоверности финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым органом (подразделением).
14. Ревизор несет в установленном законом порядке ответственность за сокрытие обнаруженных в ходе проверки (ревизии) нарушений и злоупотреблений, халатное отношение к исполнению служебных (должностных) обязанностей, превышение своих полномочий, а также разглашение или передачу информации о деятельности проверяемого органа (подразделения) без его согласия или согласия руководителя подразделения системы МВД России, назначившего проверку (ревизию).
15. Жалобы на действия ревизоров направляются руководителю, в непосредственном подчинении которого находится штатное КРП. Обжалование действий ревизора не приостанавливает выполнение законных требований ревизора.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 16 внесены изменения
16. Сотрудники (государственные служащие, работники), привлекаемые в соответствии с предписанием к проведению проверок (ревизий) по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, выполняют обязанности и пользуются правами ревизора в полном объеме, несут ответственность в установленном законом порядке. Запрещается привлекать к осуществлению ведомственного финансового контроля сотрудников (государственных служащих, работников) проверяемого подразделения, ответственных за осуществление операций по выполнению внутренних бюджетных процедур, а также должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль за их выполнением.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 17 внесены изменения
17. Сотрудники (государственные служащие, работники), привлекаемые к проведению проверки (ревизии), на период ее проведения находятся в подчинении руководителя ревизионной группы.
III. Организация и осуществление ведомственного финансового контроля
18. В ходе осуществления ведомственного финансового контроля проводятся контрольные мероприятия в виде ревизий, выездных проверок и документарных проверок.
19. Ревизия представляет собой комплексную проверку деятельности объекта ревизии, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности.
20. Проверка представляет собой совершение по местонахождению объекта проверки контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных операций в сфере бюджетных правоотношений, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта ведомственного финансового контроля за определенный период.
21. Документарная проверка представляет собой совершение по местонахождению КРП контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных операций в сфере бюджетных правоотношений, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта проверки за определенный период.
22. Проверки (ревизии) подразделяются на плановые и внеплановые.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 23 внесены изменения
23. Проверки (ревизии) органов (подразделений) системы МВД России проводятся не реже одного раза в два года. Периодичность, сроки и порядок проведения проверок (ревизий) органов (подразделений) системы МВД России устанавливаются исходя из специфики и объемов деятельности проверяемых органов (подразделений), а также необходимости достижения наилучших результатов ведомственного финансового контроля с привлечением наименьшего объема ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
24. Проверки (ревизии) проводятся на основании годовых планов ведомственного финансового контроля, которые составляются с разбивкой по кварталам исходя из установленной периодичности их проведения и утверждаются руководителем, в непосредственном подчинении которого находится штатное КРП. В плане ведомственного финансового контроля указываются объект проверки (ревизии), вид проверки, проверяемый период, дата начала и срок проведения проверки (ревизии).
25. Копия Плана ведомственного финансового контроля не позднее семи календарных дней с момента его утверждения направляется в подразделение собственной безопасности, осуществляющее оперативное обслуживание территориального органа МВД России, подлежащего проверке (ревизии).
26. Отбор контрольных мероприятий в план ведомственного финансового контроля производится:
26.1. На основе взаимодействия и координации работы с заинтересованными подразделениями и службами, в том числе оперативными, собственной безопасности.
26.2. С учетом имеющейся численности контрольно-ревизионного подразделения.
26.3. С учетом сроков и периода проведения проверок и контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 27 внесены изменения
27. Проверки (ревизии) назначаются в каждом отдельном случае руководителем подразделения системы МВД России, имеющего КРП, и проводятся штатными ревизорами и другими должностными лицами, которые привлекаются к проведению проверок (ревизий) в соответствии с настоящим Регламентом.
28. Внеплановые проверки (ревизии) назначаются на основании решения руководителя, в непосредственном подчинении которого находится штатное КРП.
29. Информация о проведении внеплановой проверки (ревизии) не позднее трех рабочих дней с момента ее назначения направляется в соответствующее подразделение собственной безопасности.
30. При назначении проверки (ревизии) в целях исключения дублирования контрольных действий учитывается информация об идентичных контрольных мероприятиях, планируемых, проводимых или проведенных органами государственного (муниципального) финансового контроля и должностными лицами внутреннего финансового аудита.
31. Для проведения проверки (ревизии) в каждом отдельном случае штатным ревизорам и другим лицам, привлекаемым к проведению проверки (ревизии), выдается предписание на право ее проведения, в котором указываются:
31.1. Объект проверки (ревизии).
31.2. Вид проверки (выездная или документарная).
31.3. Персональный состав ревизионной группы, состоящей из руководителя ревизионной группы и должностных лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного финансового контроля, и иных должностных лиц, привлекаемых к проведению проверки (ревизии). При этом руководитель ревизионной группы*(10) в предписании среди исполнителей указывается первым.
31.4. Проверяемый период.
31.5. Дата назначения и срок проведения проверки (ревизии).
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в подпункт 31.6 внесены изменения
31.6. Наличие права руководителя ревизионной группы привлекать к проведению проверки (ревизии) сотрудников (государственных служащих, работников) проверяемого подразделения.
32. При необходимости по предварительному соглашению в состав группы, формируемой для проведения проверки (ревизии), может быть включен сотрудник соответствующего подразделения собственной безопасности либо сотрудник Главного управления собственной безопасности МВД России.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 33 внесены изменения
33. Предписание на проведение проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности подписывается: Министром (заместителем Министра) - для КРУ МВД России; руководителем подразделения системы МВД России - для КРП, находящегося в их непосредственном подчинении.
34. Руководители КРП обеспечивают предварительную подготовку ревизоров к каждой проверке (ревизии), их инструктаж, разработку заданий, методик по организации и проведению проверок (ревизий), рассмотрение актов проверок (ревизий), внесение предложений по их реализации, а также осуществляют контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков.
35. Проведению проверки (ревизии) предшествуют подготовка и ознакомление с имеющимися в органе (подразделении), назначившем проверку (ревизию), и в соответствующем подразделении, в котором они хранятся, бухгалтерскими и статистическими отчетами, актами предыдущих проверок (ревизий), заключениями по ним, информацией о проделанной работе по выполнению предложений по материалам проверок (ревизий), иными документами, связанными с финансово-хозяйственной деятельностью органа (подразделения), в котором назначается проверка (ревизия).
36. В ходе подготовки к проведению проверки (ревизии) запрашиваются предложения соответствующего подразделения собственной безопасности о включении отдельных вопросов в задание на проведение проверки (ревизии), об участии в проведении проверки (ревизии) сотрудника подразделения собственной безопасности, а также имеющаяся в подразделении собственной безопасности информация о нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности подразделения, подлежащего проверке (ревизии).
37. Члены ревизионной группы обязаны:
37.1. Своевременно и в полной мере исполнять действия по выявлению, устранению и пресечению нарушений и недостатков.
37.2. Проводить контрольные мероприятия в соответствии с предписанием на проведение проверки (ревизии).
37.3. Знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта проверки (ревизии) с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями).
37.4. Представлять руководителю, в непосредственном подчинении которого они находятся, информацию о выявленных нарушениях и недостатках, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
38. Члены ревизионной группы вправе выполнять следующие действия:
38.1. Запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения проверок (ревизий).
38.2. При осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии предписания о проведении проверки (ревизии) посещать помещения и территории, занимаемые лицами, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг в целях подтверждения законности соответствующих операций в сфере бюджетных правоотношений.
IV. Проведение выездных проверок и ревизий
39. При проведении выездных проверок и ревизий осуществляются контрольные действия по документальному и фактическому изучению, составлению акта (заключения). Контрольные действия по документальному изучению могут проводиться в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов объекта проверки (ревизии), а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки (ревизии) и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю. Проведение и результаты контрольных действий оформляются соответствующими актами.
40. Срок проведения проверки (ревизии), состав ревизионной группы определяются с учетом объема проверки (ревизии) и характера деятельности ревизуемого подразделения. Объем проверки (ревизии) - перечень вопросов в сфере финансово-хозяйственной деятельности, подлежащих проверке и отраженных в задании на проведение проверки (ревизии), утвержденном лицом, назначившим проверку (ревизию).
41. Предельный срок проведения проверки (ревизии) составляет 40 дней. Этот срок может быть увеличен с разрешения руководителя подразделения, назначившего проверку (ревизию).
42. Проведение внеплановой проверки (ревизии) по обращению следственных органов осуществляется на основании решения руководителя подразделения системы МВД России, вышестоящего по отношению к проверяемому структурному подразделению. В задание на проведение внеплановой проверки (ревизии) включаются перечень вопросов и периоды проверяемой деятельности, указанные в постановлении следственных органов.
43. Руководителем ревизионной группы (ревизором) составляется план проведения проверки (ревизии), в котором указываются объемы и периоды проверки (ревизии), исполнители и сроки выполнения.
44. Руководитель ревизионной группы обеспечивает своевременное прибытие ее членов к месту проведения проверки (ревизии), организует, координирует, контролирует и отвечает за работу группы.
45. Порядок, формы и методы проведения проверки (ревизии), за исключением кассовых и банковских операций, совершенных с участием проверяемого подразделения, определяются исходя из требований законодательства Российской Федерации, утвержденного задания и специфики деятельности проверяемого подразделения.
46. По прибытии в проверяемый орган (подразделение) руководитель ревизионной группы (ревизор):
46.1. Предъявляет руководителю проверяемого органа (подразделения) предписание на право проведения проверки (ревизии), задание с изложением перечня проверяемых вопросов и информирует его о порядке, сроках проведения и подведения итогов проверки (ревизии), представляет членов ревизионной группы.
46.2. Знакомится на месте с организацией и условиями работы проверяемого органа (подразделения), организацией и обеспечением сохранности имущества, уточняет план проведения проверки (ревизии), исполнителей и сроки.
47. Руководитель проверяемого органа (подразделения) представляет ревизионной группе (ревизорам) руководителей (лиц, исполняющих их обязанности) структурных подразделений проверяемого органа (подразделения), информирует о структуре органа (подразделения), выполняемых на данный период задачах и состоянии финансово-хозяйственной деятельности, дает указание о предоставлении ревизорам необходимых для проверки документов (материалов), выделяет служебное помещение для работы и хранения материалов проверки (ревизии), обеспечивает организационной и вычислительной техникой, средствами связи, автотранспортом, создает необходимые условия для работы.
48. Руководитель проверяемого органа (подразделения) обязан по требованию ревизора организовывать и проводить проверки, инвентаризации, контрольные обмеры объемов выполненных работ, другие контрольные и проверочные действия, обеспечивать представление личным составом письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии).
49. При проведении проверки (ревизии) ревизор использует первичные документы, регистры бюджетного и статистического учета, материалы инвентаризаций, проверок, проведенных другими контролирующими органами, договоры (контракты), заявки, а также иные финансовые и хозяйственные документы.
50. Осуществляя проверки (ревизии) финансовых, хозяйственных, иных документов и отчетности, ревизор проверяет:
50.1. Содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их соответствия нормативным правовым актам, целесообразности и достоверности.
50.2. Соответствие записей в регистрах бюджетного учета первичным документам, данных регистров бухгалтерского учета - показателям отчетности и данным электронной учетной базы.
50.3. Документы, относящиеся к взаимосвязанным хозяйственным операциям.
50.4. Соблюдение установленного порядка ведения бюджетного учета, обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах, достоверность отчетных данных.
50.5. Правомерность и целесообразность совершения хозяйственных и финансовых операций, порядок их оформления.
51. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах ревизором проводится сплошным или выборочным способом.
52. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бюджетного учета. Кассовые документы и документы по учету операций с безналичными денежными средствами проверяются только сплошным способом. Аналогично проверяются и другие участки деятельности проверяемого органа (подразделения), если это предусмотрено служебным заданием, постановлением следственных органов.
53. При выборочном способе объем проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, объема и характера проверяемых операций. В акте проверки (ревизии) указывается, какой конкретно объем и какой период проверен выборочно.
54. В тех случаях, когда выборочной проверкой выявлены факты серьезных нарушений и недостатков, злоупотреблений должностных лиц, проверка документов производится сплошным способом за весь ревизуемый период и период, охваченный предыдущими проверками (ревизиями).
55. Правомерность и целесообразность совершения хозяйственных и финансовых операций, порядок их оформления, обоснованность бухгалтерских записей содержания операций определяются путем проверки их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, фактическому выполнению работ или оказанию услуг.
56. Достоверность хозяйственных и финансовых операций устанавливается путем проведения формальной или арифметической проверки, применения других приемов документального и фактического контроля.
57. Формальная проверка устанавливает правильность заполнения всех реквизитов документа, придающих ему юридическую силу, наличие неоговоренных исправлений и подчисток в тексте и цифровых данных, наличие визуальных признаков, свидетельствующих о возможности фальсификации документа, подписей в нем материально ответственных и должностных лиц. При возникновении сомнений ревизор проверяет источник поступления документа, получает личное подтверждение подписавшего документ лица, при необходимости вносит предложение о проведении графологической экспертизы в установленном порядке.
58. Арифметическая проверка определяет правильность подсчетов в документах. Применяется при проверке кассовых отчетов, определения итогов и выведения остатков в кассовой книге, расчетно-платежных (раздаточных) ведомостях и других документах.
59. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, может быть установлена и путем получения подтверждения совершения хозяйственных и финансовых операций от учреждений и организаций, в том числе кредитных, с которыми ревизуемое подразделение осуществляло хозяйственные операции.
60. При необходимости подтверждения фактов совершения хозяйственных и финансовых операций в сторонних учреждениях и организациях, в том числе расположенных в других субъектах Российской Федерации, руководитель ревизионной группы (ревизор) обращается по этому вопросу к начальнику КРП, который организует получение подтверждения совершения хозяйственных и финансовых операций.
61. В процессе проверки (ревизии) разрешается привлекать специалистов проверяемого органа (подразделения) и подчиненных ему органов и подразделений, за исключением лиц, в чьи должностные обязанности входит осуществление бюджетных процедур и внутреннего финансового контроля. Руководитель ревизионной группы (ревизор) исходя из объема работы определяет, какие вопросы финансово-хозяйственной деятельности подлежат проверке этими специалистами. Не допускается их привлечение к проверке кассовых операций и операций с безналичными денежными средствами проверяемого органа (подразделения), возложение на привлеченных специалистов обязанностей и наделение их полномочиями, не относящимися к их компетенции по основной должности.
62. При проведении проверок (ревизий), кроме документов за период, прошедший со дня последней проверки (ревизии), подлежит проверке часть кассовых и банковских документов ранее проверенного периода (выборочно), но во всех случаях не менее чем за три месяца.
63. При выявлении фактов нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений должностных лиц ревизор устанавливает размер причиненного ущерба, причины нарушений, должностных и иных лиц, по вине которых совершены нарушения. В случае выявления значительного ущерба, а также злоупотреблений должностных лиц информация об этом в рабочем порядке в трехдневный срок направляется в соответствующее подразделение собственной безопасности.
64. По выявленным нарушениям и иным вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии), по требованию ревизора должностные, материально ответственные и другие лица проверяемого органа (подразделения) обязаны предоставить письменные объяснения, а также копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, писем, приказов и других документов), или справки, составленные на основании имеющихся документов.
65. Проведение проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем, назначившим проверку (ревизию), на основании мотивированного обращения руководителя КРП:
65.1. При отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта проверки (ревизии) - на период восстановления объектом проверки (ревизии) документов, необходимых для проведения проверки (ревизии), а также приведения объектом проверки (ревизии) в надлежащее состояние документов учета и отчетности.
65.2. В случае непредставления объектом проверки (ревизии) документов, материалов и информации, или представления неполного комплекта истребуемых документов, материалов и информации, или воспрепятствования проведению проверки (ревизии), или уклонения от проведения контрольного мероприятия.
65.3. При необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по местонахождению объекта контроля.
66. Должностное лицо, принявшее решение о приостановлении проведения проверки (ревизии), письменно извещает объект проверки (ревизии) о приостановлении проведения проверки (ревизии), причинах приостановления, сроках устранения причин, приведших к приостановлению проверки (ревизии).
67. Руководитель объекта проверки (ревизии) обязан в установленный срок доложить руководителю, в непосредственном подчинении которого находится штатное КРП*(11), об устранении недостатков, приведших к приостановлению проверки (ревизии).
68. Для возобновления проверки (ревизии) выдается новое предписание, оформленное в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
69. Результаты проверки (ревизии) оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверенного органа (подразделения) и начальником его финансового подразделения (главным бухгалтером).
70. Для ознакомления с актом проверки (ревизии), его подписания, подготовки возражений по акту ревизором устанавливается срок от трех до пяти дней со дня вручения акта.
71. Руководитель и начальник финансового подразделения (главный бухгалтер) проверенного органа (подразделения) при наличии возражений по акту или по отдельным его пунктам представляют их в письменном виде. О наличии по акту возражений делается соответствующая запись в акте перед подписью руководителя проверенного органа (подразделения). Ревизор при необходимости проводит дополнительную проверку фактов, изложенных в возражениях, и готовит по ним письменное заключение.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 72 внесены изменения
72. Акт проведенной проверки (ревизии) составляется в трех экземплярах, из которых первый после подписания направляется руководителем проверенного органа (подразделения) в КРП, проводившее проверку (ревизию), второй остается в проверенном органе (подразделении), третий направляется руководителю органа (подразделения), вышестоящего по отношению к проверенному. В случае выявления нарушений и злоупотреблений со стороны должностных лиц, в том числе ущерба в сумме, превышающей 500 тысяч рублей, по одному экземпляру акта направляется в соответствующее подразделение собственной безопасности и в Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России. При необходимости акт составляется в большем количестве экземпляров.
73. При передаче материалов проверки (ревизии) следственным органам в КРП остаются копии акта проверки (ревизии), объяснений должностных лиц, основных документов, подтверждающих указанные в акте злоупотребления и нарушения, а также документ, подтверждающий их передачу соответствующим органам.
74. К передаваемым в следственные органы материалам прилагается документ, в котором отражаются суть нарушений со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, размер ущерба, виновные лица, акт проверки (ревизии), подписанный должностными лицами проверенного органа (подразделения), с необходимыми приложениями и объяснениями должностных лиц.
75. В акте отражаются только проверенные ревизором и документально обоснованные факты. При их изложении должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания, произведена ссылка по каждому факту на соответствующие нормативные правовые акты, которые нарушены, с указанием допустивших данные нарушения должностных лиц, а также размера причиненного ущерба.
76. Не допускается включение в акт фактов из материалов предварительного расследования и ссылок на показания должностных лиц, субъективной оценки ревизором действий должностных и материально ответственных лиц, а также квалификации, данной следственными органами.
77. Отражение в акте нарушений и недостатков, выявленных предыдущими проверками (ревизиями), а также проверками (ревизиями), проведенными контрольными органами, не входящими в систему МВД России, производится лишь в тех случаях, когда для устранения этих нарушений и недостатков не было принято должных мер или когда эти нарушения и недостатки носят систематический характер.
78. В акт не включаются отчетные данные и таблицы периодической отчетности без соответствующего их анализа. При изложении фактов нарушений, как правило, исключается детальность их описания.
79. Структура акта проверки (ревизии) устанавливается в зависимости от характера деятельности проверяемого органа (подразделения) и задания на проведение проверки (ревизии).
80. В необходимых случаях для оформления результатов проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, проведенных в ходе ревизии, составляются промежуточные акты. Решение о включении в акт ревизии фактов, изложенных в промежуточных актах, принимается руководителем ревизионной группы. При проведении проверки промежуточные акты, как правило, не составляются.
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в пункт 81 внесены изменения
81. Приложения к акту проверки (ревизии), отражающие нарушения, составляются и подписываются ревизором и сотрудниками (работниками) проверяемого органа (подразделения), деятельность которых проверялась, а приложения и справки информационного характера могут быть составлены и подписаны сотрудниками (работниками) проверяемого органа (подразделения).
82. По фактам нарушений, допущенных в результате неправомерного распоряжения руководителей подразделения, назначившего проверку (ревизию), руководитель ревизионной группы (ревизор) представляет рапорт руководителю подразделения, назначившему проверку (ревизию). Информация, изложенная в рапорте, в акт проверки (ревизии) включению не подлежит.
83. По результатам проведенной проверки (ревизии) ревизор готовит проекты заключения и предложений по устранению выявленных нарушений и докладывает их руководителю КРП.
84. Реализация материалов проверки (ревизии) должна быть начата в ходе ее проведения по мере выявления нарушений и недостатков. Ревизор информирует о них руководителя проверяемого органа (подразделения) для принятия необходимых мер по их устранению, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба. При устранении выявленных нарушений и недостатков в акте проверки (ревизии) делается соответствующая запись.
85. В случае выявления фактов нарушения финансовой дисциплины, недостач, злоупотреблений должностных лиц, причинивших значительный ущерб, ревизор незамедлительно докладывает об этом руководителю КРП, который информирует соответствующее подразделение собственной безопасности.
86. При наличии оснований для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, материалы проверки (ревизии) в установленном порядке передаются в следственные органы.
87. Результаты проверки (ревизии) рассматриваются на коллегии, оперативном совещании, военном совете проверенного органа (подразделения). Руководитель проверенного органа (подразделения) по результатам проверки (ревизии) принимает соответствующее решение, утверждает план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков. Копии решения коллегии (совещания), приказа, изданного по результатам проверки (ревизии), и плана мероприятий по устранению выявленных проверкой (ревизией) нарушений и недостатков в десятидневный срок с момента принятия такого решения направляются в КРП для контроля за ходом их исполнения и приобщения к материалам проверки (ревизии).
88. Материалы проверки (ревизии) рассматриваются руководителем КРП в течение 10 рабочих дней.
89. По результатам рассмотрения акта проверки (ревизии) руководитель КРП представляет руководителю, назначившему проверку (ревизию), документы и материалы, подтверждающие наличие нарушений (недостатков), а также отражающие информацию о принятии мер по их устранению и (или) предложения по их пресечению.
90. Руководитель, назначивший проверку (ревизию), рассматривает представленные руководителем КРП материалы, утверждает предложения по акту проверки (ревизии) и направляет руководителю объекта проверки (ревизии) указание (приказ, заключение) об устранении выявленных недостатков.
91. Руководитель проверенного органа (подразделения) обязан в установленный срок представить донесение о выполнении указаний и предложений по акту проверки (ревизии), а также о результатах проведенных им мероприятий по устранению выявленных проверкой (ревизией) нарушений и недостатков, возмещению причиненного ущерба. Донесение подписывают руководитель проверенного органа (подразделения) и начальник его финансового подразделения.
V. Проведение документарных проверок
92. Документарная проверка проводится членами ревизионной группы в течение 15 календарных дней со дня получения от объекта проверки информации, документов и материалов, представленных по запросу руководителя ревизионной группы. При проведении документарной проверки в срок ее проведения не засчитываются периоды с даты отправки запроса руководителя ревизионной группы до даты представления информации, документов и материалов объектом проверки, а также период от даты направления акта представителю объекта проверки до его возвращения с отметкой об ознакомлении.
93. По результатам документарной проверки оформляется акт, который подписывается руководителем ревизионной группы не позднее последнего дня срока проведения документарной проверки.
94. Акт документарной проверки вручается (направляется) в течение 3 рабочих дней со дня подписания представителю объекта проверки. Объект проверки вправе представить письменные возражения на акт документарной проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта проверки прилагаются к материалам проверки.
95. Материалы документарной проверки рассматриваются руководителем КРП в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта.
96. По результатам рассмотрения акта документарной проверки руководитель КРП представляет руководителю, назначившему такую проверку, документы и материалы, подтверждающие наличие нарушений (недостатков), а также отражающие информацию о принятии мер по их устранению и (или) предложения по их пресечению.
97. Руководитель, назначивший документарную проверку, рассматривает представленные руководителем КРП материалы, утверждает предложения по акту документарной проверки и направляет руководителю объекта документарной проверки указание (приказ, заключение) об устранении выявленных недостатков.
98. Руководитель проверенного органа (подразделения) обязан в установленный срок представить донесение о выполнении указаний и предложений по акту документарной проверки, а также о результатах проведенных им мероприятий по устранению выявленных документарной проверкой нарушений и недостатков, возмещению причиненного ущерба. Донесение подписывают руководитель проверенного органа (подразделения) и начальник финансового органа.
99. Приостановление и возобновление документарной проверки производится в порядке, установленном пунктами 65 - 68 настоящего Регламента.
VI. Заключительные положения
100. КРП обязаны осуществлять контроль за своевременным выполнением указаний и предложений, направленных на устранение выявленных проверками (ревизиями) недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной и производственной деятельности, и проводить тематические проверки по этому вопросу.
101. КРП ведут учет проведенных проверок (ревизий), их результатов и представляют в вышестоящее по подчиненности подразделение ежеквартальную отчетность о результатах ведомственного финансового контроля.
102. Материалы о результатах ведомственного финансового контроля хранятся субъектом ведомственного финансового контроля не менее 5 лет.
------------------------------
Приказом МВД России от 26 декабря 2016 г. N 890 в сноски внесены изменения
*(1) Далее - "МВД России" или "Министерство".
*(2) Далее - "объекты проверки (ревизии)".
*(3) Далее - "подразделения внутренних войск МВД России".
*(4) Далее - "линейные управления МВД России на транспорте".
*(5) Далее - "КРУ МВД России".
*(6) Далее - "КРП".
*(7) Далее - "государственный служащий".
*(8) Далее - "ревизор".
*(9) Далее - "УТ МВД России по федеральным округам".
*(10) Под ревизионной группой понимаются штатные ревизоры и другие лица, привлекаемые к проведению проверки (ревизии) в рамках одного предписания на право ее проведения.
*(11) В центральном аппарате МВД России - начальнику КРУ МВД России.
<< Приложение N 4. Отчет о результатах аудиторской проверки |
||
Содержание Приказ МВД России от 12 октября 2015 г. N 980 "Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.