Представление Счетной палаты РФ от 1 октября 2015 г. N ПР 07-200/07-02
В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных Федеральной службе судебных приставов на внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и развитие материально-технической базы в 2011 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года" в Федеральной службе судебных приставов и управлениях Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, г. Москве и по Московской области.
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
1. В проверяемом периоде внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и развитие информационных систем ФССП России осуществляла при отсутствии необходимого нормативного правового регулирования, устанавливающего порядок их разработки, внедрения, развития и использования, определяющего состав и структуру систем и подсистем автоматизированной информационной системы ФССП России (далее - АИС ФССП России), а также порядок межведомственного электронного взаимодействия ФССП России с судебной системой, иными государственными органами и банковской системой.
2. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, с января по 28 ноября 2014 года и в истекшем периоде 2015 года финансирование мероприятии по информатизации за счет средств федерального бюджета осуществлялось ФССП России без утверждённых в установленном порядке планов информатизации ФССП России на 2014 и 2015 годы.
3. Анализ обоснованности бюджетных ассигнований, предусмотренных на создание, внедрение и развитие АИС ФССП России, показал, что в проверяемом периоде достаточные нормативные правовые основания для планирования ФССП России средств федерального бюджета в объеме 9 121 730,7 тыс. рублей на эти цели отсутствовали.
ФССП России указанные бюджетные ассигнования в проверяемом периоде в полном объеме не использовались, вместе с тем при формировании проектов федерального бюджета ФССП России ежегодно запрашивалась дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях в объемах от 12,2% до 91,7% от первоначально доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на планируемый финансовый год.
4. Создание и использование АИС ФССП России не привело к улучшению основных результатов в установленной сфере деятельности ФССП России, при этом нормативные правовые акты, госпрограмма "Юстиция" и федеральные целевые программы по развитию судебной системы России не содержат показателей и индикаторов, непосредственно характеризующих эффект от внедрения современных информационных технологий и развития информационных систем ФССП России, что, в свою очередь, не позволяет дать обоснованную количественную оценку эффективности расходов федерального бюджета на указанные цели.
5. В связи с отсутствием разработанной на начальном этапе реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583, нормативной правовой базы, определяющей порядок межведомственного взаимодействия и координации этапов развития информационных систем ФССП России и судебной системы и единые форматы передачи данных, единая информационная система судебных органов и ФССП России, необходимость построения которой определена указанной ФЦП, на момент окончания программы не создана, при этом расходы федерального бюджета в рамках данной программы на мероприятия по информатизации ФССП России в 2011 и 2012 годах составили 765 098,9 тыс. рублей.
6. В нарушение пункта 1 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" значительное количество операций по зачислению, распределению, перечислению денежных средств взыскателям и в доход федерального бюджета в качестве исполнительского сбора (и других доходов), осуществляется с превышением установленных сроков (пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов), что приводит к ущемлению прав взыскателей, а также снижает уровень поступлений в доход федерального бюджета и, как следствие, росту дебиторской задолженности ФССП России по доходам.
7. Потенциальные возможности автоматизированной информационной системы ФССП России по осуществлению контроля с целью предупреждения и пресечения действий, содержащих признаки коррупционной направленности, ФССП России не используются.
8. ФССП России в 2014 году произведены расходы федерального бюджета на сумму 3 053,4 тыс. рублей с нарушением порядка применения бюджетной классификации, установленного Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н. Расходы на оплату услуг по технической поддержке и сопровождению оборудования, а также приобретения неисключительных прав на программное обеспечение системы управления базой данных произведены по коду бюджетной классификации 322 0304 424 0019 242 310 и, как следствие, необоснованно отнесены на увеличение стоимости основных средств. Вместе с тем расходы на оплату указанных услуг и программного обеспечения должны производиться по коду бюджетной классификации 322 0304 424 0019 242 226 "Прочие работы, услуги".
9. В нарушение требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что принятие бюджетных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, должностными лицами Управления ФССП России по Москве и Управления ФССП России по Московской области в проверяемом периоде были заключены 16 государственных контрактов и договоров на общую сумму 37 295,2 тыс. рублей сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
10. В нарушение части 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и пунктов 2 и 4 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки, товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, ФССП России:
заключены 4 государственных контракта в сфере информатизации на общую сумму 122 735,0 тыс. рублей в результате размещения заказов, не включенных в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ФССП России на 2012 год;
внесены изменения в утвержденный план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2013 год без отражения обоснований их внесения.
В нарушение части 2 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, ФССП России разместила план-график на 2014 год с нарушением установленных сроков.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" ФССП России предлагается:
1. Подготовить и направить в Минюст России предложения по разработке необходимых нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки, внедрения, использования, развития и модернизации АИС ФССП России, определяющих ее компоненты и структуру, а также порядок электронного межведомственного взаимодействия.
2. Разработать показатели (индикаторы), непосредственно характеризующие эффект от внедрения АИС ФССП России, для включения в нормативные правовые акты и государственную программу "Юстиция".
3. Провести служебную проверку по следующим фактам нарушений и недостатков, отмеченным по результатам контрольного мероприятия, и, в случае установления виновных должностных лиц, применить к ним меры дисциплинарного воздействия:
принятие территориальными органами ФССП России бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов при заключении государственных контрактов и договоров на закупку товаров, работ и услуг;
нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н;
заключение государственных контрактов по трем мероприятиям, реализованным вне рамок утвержденного плана информатизации ФССП России на 2014 год.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 сентября 2015 г. N 40К (1051).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации:
по пункту 1 - до 1 мая 2016 года;
по пунктам 2 и 3 - в течение 60 дней со дня его получения.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 октября 2015 г. N ПР 07-200/07-02
Текст представления официально опубликован не был