Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Унифицированная форма
"Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим по категориям и группам"
Направление профессиональной служебной деятельности: _________________________________________________________________________ ________________
Специализация по направлению профессиональной служебной деятельности: _________________________________________________________________________ ________________
Наименование федерального государственного органа (федеральных государственных органов): _________________________________________________________________________ ________________
______________________________________________________ _______________________________________ (категория и группа должностей государственной | ||
I. Требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования |
|
|
II. Требования к профессиональным знаниям |
1. Профессиональные знания в области законодательства Российской Федерации |
|
2. Иные профессиональные знания | ||
III. Требования к профессиональным навыкам |
|
Рекомендации
по определению функциональных квалификационных требований в соответствии с унифицированной формой "Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим по категориям и группам"
Функциональные квалификационные требования предлагается формировать в табличном виде в соответствии с унифицированной формой. При этом государственным органам необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Направления деятельности и специализации по направлениям деятельности определяются с учетом разработанного Перечня направлений профессиональной служебной деятельности и специализаций по направлениям профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которыми государственные гражданские служащие исполняют должностные обязанности (далее - Перечень), классифицированного по федеральным государственным органам, представленного в Приложении N 1 к Методическому инструментарию и опубликованного на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Следует учитывать, что при определении функциональных квалификационных требований может возникнуть необходимость в уточнении направлений деятельности и специализаций по направлениям деятельности, при которой потребуется внесение изменений в Перечень. В этом случае необходимо уведомить Минтруд России, направив письмо, содержащее обоснованные предложения о внесении изменений в Перечень, предварительно в рабочем порядке согласовав в целях соблюдения единства подходов данное решение с Минтрудом России.
2. Указание наименования государственного органа (государственных органов) предполагает перечисление всех государственных органов, которыми реализуется специализация по направлению деятельности.
3. Категории и группы должностей гражданской службы, в отношении которых разрабатываются функциональные квалификационные требования, определяются федеральными государственными органами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы", государственными органами субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим должности гражданской службы в государственных органах субъекта Российской Федерации.
4. Требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования при разработке функциональных квалификационных требований определяются исходя из специфики направления деятельности и специализации по направлению деятельности. При этом в соответствии с подходами, изложенными в Методическом инструментарии, требования к направлению подготовки (специальности) профессионального образования в отношении категорий и групп должностей гражданской службы необходимо устанавливать отдельно для каждого уровня профессионального образования.
При определении требований к направлению подготовки (специальности) профессионального образования используются направления подготовки и специальности, содержащиеся в:
- Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1061;
- Перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.
В случае если указанные нормативные правовые акты не содержат исчерпывающего перечня направлений подготовки (специальностей), соответствующих направлению деятельности и специализации по направлению деятельности, то в требования к направлению подготовки (специальности) могут включаться направления подготовки и специальности, предусмотренные:
- Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 276-ст;
- Перечнем направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136;
- Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. N 337;
- Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060;
- Перечнем гражданских специальностей выпускников (курсантов) военных образовательных учреждений профессионального образования (высших военных учебных заведений) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 846;
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими направления подготовки (специальности) профессионального образования.
Принимая во внимание большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих направления подготовки (специальности), и трудоемкость их изучения допускается ограничиться направлениями подготовки (специальностями), установленными указанными выше нормативными правовыми актами, одновременно предусмотрев в качестве требований к направлению подготовки (специальности) профессионального образования иные направления подготовки (специальности), для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие направлению подготовки (специальности), указанному в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. К таким нормативным правовым актам относятся:
- приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1245 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр"и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136";
- приказ Минобрнауки России от 5 июня 2014 г. N 632 "Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355";
- иные нормативные правовые акты, устанавливающие соответствие направлений подготовки (специальностей), указанных в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
При заполнении таблицы, содержащей функциональные квалификационные требования (далее - таблица), в соответствии с унифицированной формой в части установления требований к направлению подготовки (специальности) профессионального образования целесообразно указывать ссылку на используемые при их определении нормативные правовые акты.
5. Требования к профессиональным знаниям в области законодательства Российской Федерации при разработке функциональных квалификационных требований предусматривают определение перечня нормативных правовых актов, составляющих область ключевой компетенции гражданских служащих в рамках направления деятельности и специализации по направлению деятельности (далее - ключевые нормативные правовые акты). При этом в указанные требования не следует включать требования к правовым знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, законодательства о противодействии коррупции, предусмотренные базовыми квалификационными требованиями к должностям гражданской службы в соответствии с Методическим инструментарием.
Относительно нормативных правовых актов указываются их основные реквизиты (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Кроме перечня ключевых нормативных правовых актов федеральным государственным органам рекомендуется предусмотреть возможность определения дополнительных нормативных правовых актов, сделав соответствующую запись в таблице. Названия и реквизиты таких дополнительных нормативных правовых актов предлагается не определять в функциональных квалификационных требованиях, а включить в ходе дальнейшей работы в должностные регламенты. Учитывая, что необходимость в знании содержания указанных нормативных правовых актов может появиться у гражданского служащего в ходе исполнения должностных обязанностей после назначения на должность гражданской службы, представляется целесообразным их изучение в период прохождения гражданской службы.
6. Требования к иным профессиональным знаниям при разработке функциональных квалификационных требований предусматривают определение специфических знаний, необходимых в рамках направления деятельности и специализации. При этом в данный раздел не включаются требования к профессиональным знаниям, предусмотренные базовыми квалификационными требованиями к должностям гражданской службы в соответствии с Методическим инструментарием, и знания, необходимые при исполнении должностных обязанностей на должностях гражданской службы вне зависимости от направления деятельности и специализации (например, "основы государственного устройства Российской Федерации", "основы делопроизводства", "порядок разработки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов"и т.д.).
7. Требования к профессиональным знаниям при разработке функциональных квалификационных требований целесообразно представлять отдельными перечнями (Перечень нормативных правовых актов, знание которых необходимо для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности и Перечень иных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей по направлению профессиональной служебной деятельности), прилагаемыми к таблице. При формировании указанных перечней рекомендуется группировать и нумеровать нормативные правовые акты и иные профессиональные знания исходя из следующих принципов:
- перечень ключевых нормативных правовых актов и перечень ключевых профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей в рамках более чем одной специализации, представляются в виде отельных перечней, каждому из которых присваивается порядковый номер "0";
- элементам обозначенных перечней присваиваются порядковые номера, начиная с "0.1.";
- для каждой специализации предусмотрено формирование отдельных перечней профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей в рамках определенной специализации, каждому из которых присваивается соответствующий порядковый номер, начиная с "1";
- элементам перечней по каждой специализации присваиваются порядковые номера в соответствии с номером перечня (например, для перечня с номером "1" элементам перечня присваиваются соответствующие порядковые номера, начиная с "1.1."и т.д.) ;
- при заполнении таблицы конкретные требования к профессиональным знаниям для должностей, входящих в отдельные категории и группы должностей гражданской службы, определяются из числа профессиональных знаний, включенных в обозначенные перечни, с учетом специализации и объема профессиональных знаний, необходимого для исполнения обязанностей по указанным должностям. Конкретные нормативные правовые акты и иные профессиональные знания вносятся в соответствующие поля таблицы путем перечисления их порядковых номеров (например, 0.1., 0.2., 1.1., 1.3., 2.5. и т.д.).
8. Требования к профессиональным навыкам при разработке функциональных квалификационных требований определяются исходя из специфики направления деятельности и специализации по направлению деятельности. При этом в качестве профессиональных навыков, относящихся к функциональным квалификационным требованиям, не могут быть определены навыки, включенные в Библиотеку, которые используются в ходе дальнейшей разработки профилей должности и должностных регламентов гражданских служащих.
9. Функциональные квалификационные требования, включаемые в таблицу, не распространяются на должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов.
10. В отношении руководителей структурных подразделений государственных органов разрабатываются функциональные квалификационные требования, объединяющие функциональные квалификационные требования к должностям категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы по всем специализациям по направлению деятельности, реализуемым структурным подразделением государственного органа.
11. В случае если функциональные квалификационные требования к должностям разных групп одной категории должностей гражданской службы в рамках одной специализации по направлению деятельности совпадают, то при заполнении таблицы целесообразно представлять требования к данным должностям гражданской службы в одном объединяющем их блоке таблицы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.