Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9
Обеспечение доступности использования общественного транспорта инвалидами
1. Обеспечение доступности использования железнодорожного транспорта инвалидами
Обеспечение транспортной доступности для пассажиров - инвалидов начинается с обеспечения доступности транспортной инфраструктуры в целом: как вокзалов, так и пассажирских вагонов, при этом меры обеспечения должны предусматривать различные виды ограничений жизнедеятельности.
Обязанность по обеспечению специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов транспортной инфраструктуры, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, возложена на перевозчиков, владельцев инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения*(94).
Для удобства пребывания и передвижения инвалидов вокзалы должны быть оборудованы пандусами, грузопассажирскими лифтами для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами, местами для инвалидных колясок в зале ожидания, специальными столиками в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок, специальными кабинами в общественных туалетах, передвижными подъемниками и пениками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей в вокзальных помещениях должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см. В системе зрительной информации на вокзале должны быть предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.*(95)
В системе звуковой информации на вокзале должно быть предусмотрено для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне*(96).
При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, между опор навесов и осветительных мачт. На перронах следует применять предупредительные полосы вдоль краев платформы - информационные разного цвета, а также тактильные для пассажиров с дефектами зрения. На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.*(97)
Целый комплекс требований разработан к оборудованию вагонов.*(98)
Оборудованное купе для инвалидов
http://vokzal.ru/blog/vagony-dlya-invalidov-v-poezdah-rzhd/
Во-первых, требования к ширине проходов (самое узкое место не менее 80 см), дверей (не менее 90 см), дверных порогов (высота не более 2 см), туалетов (размеры не менее 90 x 150 см).
Во-вторых, должно быть установлено дополнительное оборудование, среди которого необходимо отметить:
а) места для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами или индивидуальные посадочные места, для проезда пассажиров-инвалидов на местах для сиденья (посадочные места для инвалидов могут быть выполнены в виде поворотных кресел, посадочные места для сопровождающих - в виде откидных кресел);
б) опорные устройства (поручни, стойки, ручки) которые не должны ограничивать пространство, предназначенное для разворота и маневрирования инвалидов в креслах-колясках, не должны препятствовать движению других пассажиров, должны исключать возможность травмирования пассажиров;
в) средства крепления сложенных кресел-колясок и индивидуальных средств вспоможения при передвижении;
г) кнопки переговорного устройства для экстренного вызова проводника (купе, туалет).
В-третьих, вагон должен быть оборудован дополнительными средствами информации и связи, устройствами визуальной информации, дублирующими звуковую информацию, местами для размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.
Обеспечение транспортной доступности для инвалидов налагает на работников транспортной инфраструктуры определенные обязанности. В целях повышения качества обслуживания пассажиров-инвалидов ОАО "Российские железные дороги" разработало перечень должностей и профессий работников пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров-инвалидов, в который входят такие должности, как: дежурный по залу железнодорожного вокзала; инспектор по контролю за наличием проездных документов; кассир билетный на железнодорожном транспорте; контролер-ревизор пассажирских поездов; официант (в вагоне-ресторане, вагоне-бистро); проводник пассажирского вагона*(99) и др.
На железнодорожном транспорте помощь в осуществлении перевозок пассажиров - инвалидов начинает осуществляться на этапе резервирования мест и организации продажи проездных документов на места для инвалидов в поездах дальнего следования. Учитывая, что количество мест, оборудованных для проезда пассажиров-инвалидов в поездах дальнего следования, ограничено, ОАО "Российские железные дороги" утвердило порядок резервирования мест и организацию продажи проездных документов (билетов) на места для инвалидов в поездах дальнего следования*(100).
Билетная касса для инвалидов
http://pass.rzd.ru
Парковка транспорта инвалидов
http://pass.rzd.ru
Продажа билетов на места для инвалидов в поездах дальнего следования производится в специализированных билетных кассах или иных кассах в зависимости от местных условий с информационным оповещением об этом пассажиров и предоставлением права на внеочередное обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление билетов инвалидам, использующим кресла-коляски, на места для инвалидов в поездах дальнего следования осуществляется при предъявлении в билетную кассу документа, удостоверяющего личность, и ИПР*(101) или иного документа с отметкой о необходимости обеспечения техническими средствами реабилитации (инвалидной коляской), а пассажирам, не имеющим инвалидности, но следующим при неотложных поездках на носилках (колясках), а также пассажирам, следующим в (из) лечебные учреждения, которым по медицинским показаниям требуется исключение контактов с возможными носителями инфекционных заболеваний, - по документам этих учреждений.
Билетный кассир пункта продажи направляет запрос о выделении мест в структурное подразделение ОАО "Федеральная пассажирская компания" пункта отправления поезда в установленном порядке. В запросе обязательно указывается о следовании инвалидов, использующих кресло-коляску. При оформлении билета билетный кассир от руки вносит на оборотной стороне третьего слоя слипа проездного документа "купон кассира" номер любого из перечисленных документов, подтверждающих инвалидность или наименование лечебного учреждения.
Сведения о проданных билетах фиксируются в книге регистрации оформления мест для инвалидов в поездах дальнего следования с указанием таких данных, как: фамилия, имя, отчество, маршрут следования, даты отправления и прибытия, номер поезда и вагона, наименование документа, подтверждающего право на проезд в специализированных купе, номер оформленного проездного документа.
Билетный кассир пункта продажи после оформления билета на места для инвалидов в поездах дальнего следования информирует ответственного работника пункта продажи структурного подразделения перевозчика, который организует отправку предупреждения о посадке/высадке инвалида с обязательным указанием даты отправления, номера поезда, номера вагона, номера места, станции отправления, станции назначения.
Ответственные работники на вокзалах (станциях) региональных дирекций железнодорожных вокзалов или региональных дирекций пассажирских обустройств совместно с работниками поездных бригад контролируют посадку инвалидов, использующих кресла-коляски.
Ответственные работники вокзала (станции) отправления пассажира также ведут специальные книги регистрации поездок инвалидов, использующих кресла-коляски, в которых указываются вышеперечисленные данные.
Важную роль в обеспечении транспортной доступности для инвалидов играет проводник пассажирского вагона, который в силу своего служебного положения, на протяжении всего пути следования обязан уделять особое внимание пассажирам - инвалидам*(102).
При регламентации деятельности проводника пассажирского вагона внимание акцентируется на посадке - высадке инвалидов-колясочников с использованием подъемника, предназначенного для транспортировки (подъема, опускания) инвалида в кресле-коляске как наиболее важном, трудоемком деле в обеспечении безопасности пассажиров - инвалидов в пути*(103).
Подъем пассажира на инвалидной коляске
http://vokzal.ru/blog/vagony-dlya-invalidov-v-poezdah-rzhd/
Перед рейсом проводнику необходимо убедиться в целостности и работоспособности защитных жалюзи подъемника, они не должны иметь механических повреждений и свободно подниматься вверх и опускаться вниз до упора; проверить надежность фиксации подъемников к тамбурной стене, а также убедиться в наличии электропитания подъемников.
Особую сосредоточенность проводники должны проявлять при транспортировке инвалида из вагона на низкую платформу. Так, перед началом транспортировки проводник должен убедиться в том, что откидная площадка вагона закрыта и закреплена на фиксатор, а торцевая наружная дверь заперта; обеспечена достаточная освещенность зоны работы подъемника; и перед ограждением подъемника и на платформе отсутствуют люди (животные) или предметы в зоне двери.
При транспортировке (подъеме, опускании) инвалида в кресле-коляске без сопровождающего лица управление подъемником необходимо производить с откидной площадки подъемника, используя переносной пульт управления, а с сопровождающим лицом - со стационарного пульта управления. В случае необходимости экстренной остановки подъемника следует нажать кнопку "Стоп" на стационарном пульте управления. Для продолжения работы подъемника необходимо повернуть кнопку "Стоп" против часовой стрелки*(104).
На сайте ОАО "Российские железные дороги" http://pass.rzd.ru размещена информация о Центре содействия мобильности ОАО "РЖД", который обеспечивает предоставление информации об услугах, предоставляемых на железнодорожном транспорте пассажирам с ограниченными физическими возможностями, принимает заявки на оказание ситуационной помощи на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, а также резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования. Обслуживание ведется по телефону 8-800-510-11-11 в круглосуточном режиме без выходных дней.
2. Обеспечение доступности использования воздушного транспорта инвалидами
Перед планированием путешествия с использованием воздушного транспорта пассажир, как правило, обязан самостоятельно определить возможность эксплуатации этого вида транспорта, исходя из состояния своего здоровья*(105).
Если пассажир, несмотря на какую-либо ограниченность жизнедеятельности, принимает решение перемещаться на самолете, то перевозчик не вправе отказать в воздушной перевозке пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия специальных технических средств и оборудования*(106).
В связи с этим аэропорты должны быть оборудованы пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла-коляски. В аэровокзалах доступность перронов вылета/прибытия следует обеспечивать размещением специального выхода для маломобильных пассажиров в центральной части здания или с помощью движущихся тротуаров (других механизированных средств передвижения) к удаленным выходам.
Подробная и четкая информация о сервисе для людей с ограниченными возможностями размещена на сайте http://www.domodedovo.ru аэропорта Домодедово
На аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим маломобильным пассажирам, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и в полете.
При бронировании и приобретении билетов пассажир - инвалид вносит данные об ограничениях жизнедеятельности и о потребностях в помощи в автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок, тогда эта информация будет указана в билете и передана перевозчику.
В аэропорту пассажирам - инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта предоставляется ряд бесплатных услуг, среди которых:
- сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;
- предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров по территории аэропорта;
- дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров зрительной информации;
- обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира;
- предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке.
Воздушные суда оснащаются необходимыми техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими их доступность для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности*(107). Например, при посадке в самолет с уровня земли для подъема или спуска при высадке маломобильных пассажиров предусматриваются специальные устройства - приставной механизированный трап-эскалатор или автолифт*(108).
На борту воздушного судна пассажирам - инвалидам предоставляются следующие бесплатные услуги: а) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира - инвалида форме; б) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру - инвалиду.
Программа помощи пассажирам-инвалидам авиакомпании "Аэрофлот" размещена на сайте авиакомпании http://www.aeroflot.ru/cms/before_and_after_fly/disabled. Девиз программы "По миру без преград!". Работники Аэрофлота оказывают помощь пассажирам-инвалидам c формальностями на регистрации, во время посадки в самолет (приоритетная посадка), с размещением в самолете, в течение всего полета, в аэропорту назначения, с трансфертом, с получением инвалидного кресла в аэропорту
В соответствии со ст. 106.1 Воздушного кодекса воздушная перевозка пассажира - инвалида по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.
Также, согласно п. 110 Федеральных авиационных правил*(109) в сопровождении путешествуют пассажиры в кресле-коляске, неспособные передвигаться самостоятельно, или больные на носилках в связи с тем, что нуждаются в обеспечении постоянного ухода. Необходимо отметить, что, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ,*(110) указанные положения Федеральных авиационных правил не являются дискриминационными по отношению к инвалидам, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться без кресла-коляски или транспортируются на носилках. Федеральные правила допускают возможность отказа в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках не по причине инвалидности, а вследствие отсутствия на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров, когда их состояние здоровья требует особых условий, а воздушный перевозчик не может их предоставить из-за размера самолета или размера его дверей, когда физически невозможно посадить в самолет и перевезти пассажира в кресле-коляске, больного на носилках. Таким образом, п. 110 Федеральных авиационных правил не допускает произвольный отказ в перевозке указанных пассажиров. Кроме того, данный пункт не освобождает перевозчика от обязанности предложить таким пассажирам приемлемую альтернативу.
Правило о перевозке отдельных категорий инвалидов с сопровождающим не является для перевозчика обязательным. Поэтому в нормативных актах перевозчика может быть предусмотрена перевозка таких пассажиров без сопровождающего под наблюдением перевозчика. В таком случае без сопровождающего по согласованию с перевозчиком может перевозиться пассажир, лишенный слуха, а также пассажир, лишенный зрения, пассажир в кресле-коляске, неспособный передвигаться самостоятельно, или больной на носилках после оформления письменного заявления на перевозку под наблюдением перевозчика*(111).
Пассажир-инвалид по зрению, по согласованию с перевозчиком может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря. Перевозка в сопровождении собаки-поводыря осуществляется при предъявлении перевозчику документа, подтверждающего инвалидность этого пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря. Собака-поводырь перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа, но к собаке-поводырю предъявляются дополнительные требования: собака должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.
Регистрация билетов и оформление багажа для маломобильных пассажиров без сопровождения должна осуществляться при необходимости за специальной стойкой высотой от уровня пола не более 0,7 - 0,8 м. Столы для заполнения деклараций в аэропортах международных авиалиний должны быть доступны для инвалидов на креслах-колясках.
Программа защиты и бережного отношения к пассажирам - инвалидам распространяется на отношения защиты багажа, тем более, если в багаж сданы специальные средства для передвижения (в том числе кресла-коляски), принадлежащие пассажирам - инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности. Поэтому, за утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих данным пассажирам, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.
3. Обеспечение доступности использования речного и внутреннего морского транспорта инвалидами
Адаптация объектов водной транспортной инфраструктуры и определения возможности их использования для обслуживания пассажиров - инвалидов - одно из важнейших направлений в модернизации внутреннего водного транспорта Российской Федерации. С 1 января 2016 года на законодательном уровне вступит в законную силу требование об обеспечении условий доступности для пассажиров - инвалидов объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта и оказание им услуг наравне с другими пассажирами*(112).
Аналогичные требования с 1 января 2016 года предъявляются и к обеспечению условий доступности для пассажиров - инвалидов объектов инфраструктуры морских портов и судов*(113).
Обеспечение транспортной доступности для пассажиров - инвалидов начинается с обеспечения доступности транспортной инфраструктуры, а именно речных и морских вокзалов, речных и морских судов, при этом меры обеспечения должны предусматривать различные виды утраты здоровья.
К морским и речным вокзалам предъявляются общие требования, предусмотренные "СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования". Иных узконаправленных нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение доступности на речных и морских судах, правовая система федерального уровня пока не содержит. Однако во исполнение Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения будут разработаны нормативные акты подзаконного уровня, содержащие требования доступности для инвалидов при использовании речного и внутреннего морского транспорта.
Необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации осуществляют собственное нормативно-правовое регулирование вопросов пользования внутренним водным транспортом, в которых вправе отразить дополнительные условия доступности для пассажиров-инвалидов*(114).
4. Обеспечение доступности использования автомобильного и городского наземного электрического транспорта инвалидами
Обязанности по обеспечению доступности перевозок и обслуживания пассажиров - инвалидов на городском транспорте возложены на владельцев объектов городской транспортной инфраструктуры.
В автовокзалах для обслуживания маломобильных пассажиров не рекомендуется использование островных перронов. Перроны с береговым, полуостровным или пирсовым расположением в автовокзалах междугородных перевозок должны оборудоваться стационарными или передвижными подъемниками для посадки/высадки инвалидов из автобусов, не оборудованных подобными средствами.*(115)
В числе необходимых действий является оборудование объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; дублирование необходимой для пассажиров - инвалидов звуковой и зрительной информации, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля*(116).
Кроме того, пассажирам - инвалидам предоставляются бесплатные дополнительные услуги, такие как: помощь при передвижении по территории объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, в том числе при входе/выходе в транспортное средство; помощь при оформлении багажа, и его получении; допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное ее обучение.
В пути следования непосредственно в транспортном средстве пассажиру - инвалиду перевозчиком, в том числе при перевозке транспортным средством по заказу, без взимания дополнительной платы предоставляются следующие услуги:
1) обеспечение посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;
3) перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
При перевозке пассажиров из числа инвалидов и их багажа легковым такси им предоставляются следующие бесплатные услуги: оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него; провоз собак-проводников при наличии специального документа; перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
Необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах принимаются нормативные акты, в которых закрепляется особый статус пассажиров - инвалидов с одновременным наделением водителей транспортных средств определенными обязанностями. Например, водитель обязан обеспечивать безопасную посадку и высадку, а также комфортные условия проезда инвалидов-колясочников, инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с нарушениями зрения и слуха*(117).
Вход пассажиров с детской коляской, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению с собакой-поводырем или имеющих белую трость, в трамвай, троллейбус, автобус, оборудованные турникетами, разрешается через вторую дверь после выхода пассажиров.
Вход в специально оборудованный для инвалидов трамвай, троллейбус, автобус разрешается инвалидам-колясочникам через вторую дверь после выхода пассажиров.
Как правило, передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.
1. Обеспечение доступности для инвалидов метрополитена
Обеспечение доступности для инвалидов метрополитена регулируется нормативно-правовыми актами субъектов РФ, в которых функционирует метро. В качестве примера можно привести Правила пользования московским метрополитеном.*(118)
Согласно данному документу метрополитен обеспечивает безопасную и комфортную перевозку пассажиров всех категорий, в том числе отвечающую требованиям по обеспечению доступности этого вида транспорта для инвалидов и иных маломобильных граждан. Лица, находящиеся на территории метрополитена, должны уступать инвалидам места в вагонах поездов. При проходе через автоматические контрольные пропускные пункты лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида, могут использовать льготную персонифицированную карту, принадлежащую инвалиду. В метрополитене разрешается провозить инвалидные коляски и передвигаться на них. Также разрешается использовать слуховые аппараты (использование иных средств звукоусиления запрещено).
Для реализации принципа доступности для инвалидов пользования московским метрополитеном, заложенного в указанных Правилах, в Московском метрополитене образован Центр обеспечения мобильности пассажиров для помощи маломобильным гражданам в перемещении на станциях метрополитена.
Сайт Центра обеспечения мобильности пассажиров московского метрополитена http://mosmetro.ru/about/mob_pass/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.