Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Обеспечение доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственные услуги - это деятельность по реализации функций органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов*(53), осуществляемая по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Соответственно, муниципальные услуги - это деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в законодательстве.*(54)
Государственные услуги предоставляются следующими субъектами: 1) федеральными органами исполнительной власти, 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 3) органами государственных внебюджетных фондов, 4) муниципальными органами (органами местного самоуправления) - при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные услуги предоставляются органами местного самоуправления. В деятельность по оказанию государственных и муниципальных услуг могут быть вовлечены подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, а также многофункциональные центры.
Государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в устной (предоставление данных услуг методом сурдоперевода и тифлосурдоперевода можно считать разновидностью устной формы предоставления), письменной или электронной форме на основании запроса о предоставлении соответствующей услуги, который может быть выражен также в устной, письменной или электронной форме.*(55) Предоставление данных услуг в электронной форме осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных технологий - порталов государственных и муниципальных услуг (единого портала и (или) региональных), универсальной электронной карты*(56) и подразумевает, помимо прочего, электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Также в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.
Получателями государственных и муниципальных услуг признаются физические и юридические*(57) лица, которые за предоставлением соответствующей услуги могут обращаться через своего представителя.*(58)
Нормативно-правовое регулирование предоставления государственных услуг осуществляется на двух уровнях*(59) - федеральном и региональном. Предоставление муниципальных услуг регламентируется федеральными и муниципальными правовыми актами.
Общие положения о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в Федеральном законе N 210-ФЗ и ряде других федеральных законов, законах субъектов РФ.
Непосредственный порядок предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги устанавливается в административном регламенте (Применительно к муниципальным услугам на практике (в обиходе) зачастую применяется термин "регламент муниципальной услуги").
Также существуют нормативные акты, без следования положениям которых предоставление государственных/муниципальных услуг не будет соответствовать требованиям законности, безопасности и доступности. К таким нормативным актам относятся Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. N 608 "О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)" и другие акты.
В действующем законодательстве установлен ряд требований к процессу предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам.
Специальные требования к материально-технической базе касаются вопросов обеспечения физической доступности услуг для их получателей-инвалидов.
Рассматриваемые требования установлены в законах,*(60) в подзаконных нормативных правовых актах,*(61) а также - в большинстве случаев - в нормативных технических документах.*(62) Обеспечение доступности для инвалидов помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, зала ожидания, мест для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационных стендов с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в качестве специального требования*(63) предъявляется к содержанию стандарта оказания соответствующей услуги, который, в свою очередь, является составной частью административного регламента предоставления данной услуги*(64).
Среди подзаконных актов, касающихся порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо выделить, прежде всего, Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Правила МФЦ).
Многофункциональными центрами могут одновременно оказываться как государственные, так и муниципальные услуги. Главной особенностью деятельности МФЦ является реализация принципа "одного окна", в соответствии с которым предоставление услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.*(65) Данный принцип, предполагающий удобство и оперативность получения услуги, делает для инвалидов получение услуг в МФЦ не просто желательным, а зачастую единственно возможным.
Работа мобильных офисов МФЦ позволила осуществлять выезды специалистов ГАУ НСО МФЦ по Новосибирской области для предоставления государственных и муниципальных услуг маломобильным категориям заявителей (пенсионеры, инвалиды, молодые мамы), признанным недееспособными или не имеющим возможности по состоянию здоровья обратиться в ГАУ НСО МФЦ http://old.mfc-nso.ru
Деятельность МФЦ, его сотрудников (включая права, обязанности и ответственность) подчиняется тем же правилам, что и деятельность соответствующих госорганов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления по предоставлению государственных/муниципальных услуг.
В целях обеспечения физической доступности государственных/муниципальных услуг для инвалидов в Правилах деятельности МФЦ в общем виде установлены соответствующие требования, относящиеся к зданиям и помещениям МФЦ:*(66)
- оборудование входа в здание (помещение) многофункционального центра и выхода из него лестницами с поручнями и пандусами для передвижения инвалидных колясок;
- расположение помещений МФЦ, предназначенных для работы с заявителями, на нижних этажах здания, наличие у них отдельного входа, а в случае расположения многофункционального центра на втором этаже и выше - оснащение здания лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными устройствами, в том числе для инвалидов;
- наличие туалета, предназначенного для инвалидов.
По предварительным заявкам сотрудники мобильного офиса центра "Мои Документы" Краевого ГАУ МФЦ Забайкальского края выезжают по городу Чите к лицам, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться, но хотели бы воспользоваться услугами, предоставляемыми в центре. Выезд может быть осуществлен как по месту жительства маломобильного гражданина, так и в медицинское учреждение, в котором находится заявитель http://www.mfc-chita.ru/chita/novosti/mobilnyy-mfc
В отношении планировочных решений территории МФЦ в Правилах деятельности МФЦ предусмотрено требование по наличию бесплатной парковки, предусматривающей, в том числе, места для специальных автотранспортных средств инвалидов*(67).
Однако посредством МФЦ могут быть оказаны лишь отдельные виды государственных/муниципальных услуг, что делает актуальным обеспечение доступности их предоставления не только в МФЦ, но и в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления
Вместе с тем необходимо отметить, что на помещения и здания, в которых государственные/муниципальные услуги оказываются органами государственной власти, государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, рассмотренные положения Правил деятельности МФЦ не распространяются, а обеспечение доступности названных объектов для инвалидов возможно путем соблюдения требований нормативных технических актов, в которых устанавливаются наиболее подробные требования к зданиям, сооружениям, помещениям мест оказания государственных услуг (вне зависимости от того, кем они оказываются), планировочным решениям прилегающих территорий установлены в нормативных технических актах.
Специальные требования к материально-техническому обеспечению сводятся, в основном, к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к информации о предоставляемых государственных/муниципальных услугах. Так, стандарт предоставления государственной/муниципальной услуги должен предусматривать требования к информационным стендам*(68) с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов.*(69)
С учетом изложенного выше представляется возможным дать следующие рекомендации по обеспечению доступности для инвалидов государственных/муниципальных услуг.
1. На стадии разработки административных регламентов предоставления отдельных видов государственных/муниципальных услуг и на стадии их экспертизы*(70) представляется целесообразным, что содержание стандартов предоставления государственных/муниципальных услуг в части требований к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов, должно соотноситься с направленностью результата предоставления услуги и ее востребованностью у инвалидов. Поскольку в настоящее время методика по данному вопросу отсутствует, можно предложить метод подсчета количества обратившихся за ее предоставлением инвалидов (для чего необходимо предусмотреть для них создание специальной очереди) и определения процентного соотношения данного количества с общим количеством заявителей.
Однако и без ведения статистического учета представляется очевидной высокая востребованность (оценочно, на уровне 70-90%) у инвалидов тех услуг, которые направлены на предоставление инвалидам предусмотренных законодательством мер социальной защиты (например, по обеспечению инвалидов ТСР, протезно-ортопедическими изделиями, по выплате компенсаций и т.п.) В стандартах предоставления указанных услуг представляется целесообразным предусмотреть дополнительные требования к помещениям, залу ожидания и т.д., которые сделали бы получение данной услуги инвалидами максимально комфортным как с физической, так и с психологической точки зрения*(71). В действующем же административном регламенте предоставления данных услуг устанавливаются минимальные требования доступности их для инвалидов в виде наличия пандусов, подъемников (как отмечается, "при необходимости", однако случаи возникновения такой необходимости не приводятся), санитарно-техническими помещениями (доступными для инвалидов) и расширенными проходами, что не в полной мере способствует обеспечению доступности госуслуги для инвалидов.
2. Обеспечение доступности для инвалидов государственных/муниципальных услуг, помимо прочего, невозможно без создания беспрепятственного доступа инвалидов к информации о предоставляемых государственных/муниципальных услугах.
По рассматриваемой проблематике законодательство не содержит детализированных требований, в связи с чем вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации о предоставляемых государственных/ муниципальных услугах должны решаться по усмотрению соответствующих органов, предоставляющих ту или иную услугу. В качестве ориентира, определяющего направления, по которым должна вестись работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, может быть предложено использование Методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий*(72).
По услугам, востребованным у инвалидов или связанным напрямую с предоставлением им мер социальной защиты, предоставление информации инвалидам рекомендуется осуществлять максимально возможным числом способов, включая наряду с традиционными (размещение информации на стендах, портале в сети Интернет, информирование по телефону) также иные способы информирования (например, размещение в помещениях оказания услуг телевизоров с телетекстом, предоставление по запросу инвалидов планшетных компьютеров со специальным программным обеспечением для слабовидящих или невидящих пользователей, тифлосредств и т.д.).
В рамках максимальной адаптации способов предоставления/получения информации применительно к нуждам получателей-инвалидов должны предусматриваться мероприятия по повышению комфортности использования инвалидами существующих способов и средств получения информации.
Например, повышение комфортности получения инвалидами по слуху (а также и по слуху и по зрению - слепоглухих) информации о государственной услуге в ходе личного обращения возможно путем предоставления ему сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика). Услуга сурдоперевода (тифлосурдоперевода) может оказываться, например, при обращении в многофункциональные центры.
3. Ввиду вступления в силу для России Конвенции о правах инвалидов, в ч. 1 ст. 9 которой предусматривается наделение инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, в административных регламентах необходимо предусматривать требования к доступности восприятия инвалидами результатов предоставления государственных/муниципальных услуг.
Вопросы доступности восприятия результатов оказания государственных/ муниципальных услуг особенно актуальны для инвалидов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.