Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект
Программа
"Территориальное планирование и реструктуризация сети федеральных государственных образовательных организаций высшего образования исходя из необходимости расположения этих образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей"
(утв. Министерством образования и науки РФ)
I. Обоснование необходимости реализации Программы
Обеспечение экономики квалифицированными кадрами - это одна из важнейших задач, решение которой необходимо для успешного инновационного развития и осуществления модернизации российской экономики. Система высшего образования является важнейшим звеном в реализации задач технологической модернизации экономики страны, обеспечивающим подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Потребность в кадрах наиболее значительна в областях машиностроения, производства оборудования и электроники, нефтехимической и металлургической отраслях промышленности, транспорта и энергетики, в сфере информационных технологий, разработки программного обеспечения, биомедицинских технологий и фармацевтики, а также в специалистах, необходимых для развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.
Осуществление мероприятий по реализации промышленной политики будет сопровождаться укреплением позиций в авиакосмической деятельности, атомной, водородной и ядерной энергетике, нанотехнологиях, композитных материалах, авиа- и судостроении, что, в свою очередь, приведет к увеличению спроса на новые научные и инженерные кадры.
В соответствии со стратегией инновационного развития приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации образовательных организаций высшего образования (далее - образовательная организация, университет) с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями.
Разработка программы территориального планирования и реструктуризации сети образовательных организаций должна учитывать стратегии развития отельных отраслей экономики, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р, утверждающим Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, предполагается скорректировать типологию и структуру сети образовательных организаций в целом с оптимизацией количества филиалов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 процентов). Будет сокращено общее число образовательных организаций (до 40 процентов) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах.
Минобрнауки России предпринимаются меры по анализу деятельности и модернизации сети образовательных организаций, в связи с чем будет существенным образом обновлена сеть образовательных организаций, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов.
Формируемое государственное задание на получение высшего образования будет учитывать в том числе потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. В этих условиях необходимы меры по изменению сети образовательных организаций на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, созданию необходимой инфраструктуры для инклюзивного обучения. Реализовать указанные меры в рамках планово-нормативного финансирования невозможно из-за отсутствия должной проектной разработки, анализа возможных вариантов модернизации и их последствий, отсутствия необходимых новых моделей и инструментов реализации указанных мер. Получить необходимые изменения возможно только в результате выполнения комплексных системных проектов, целенаправленно ориентированных на формирование и внедрение указанных новых моделей образовательных организаций, новых образовательных программ, новых условий и технологий их реализации.
В то же время для высшего образования характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено его инновационное развитие. К их числу относятся: отсутствие объективного прогноза потребности в специалистах по отраслям экономики при ее постоянном росте, нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по причине отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкая стоимость труда молодого специалиста. При этом перспективное прогнозирование потребностей рынка труда для формирования контрольных цифр приема по различным отраслям экономики, перспективных моделей мониторинга трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников (также по различным сферам их деятельности, отраслям экономики и специальностям) возможно обеспечить только в рамках комплексного проекта, который учитывал бы специфику различных областей знаний и отраслевой принадлежности (медицина, строительство, сельское хозяйство, наука, промышленность, транспорт и др.).
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 июля 2014 г. N Пр-1627 принято решение о разработке Программы, которая является логическим продолжением реализации государственной политики в области развития системы инженерно-технического образования.
Комплексный подход к реализации Программы позволит:
- сформировать сеть образовательных организаций высшего образования с учетом расположения этих образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей;
- расширить практику целевого приема и целевого обучения студентов в области инженерного дела, технологии и технических наук в интересах организаций-работодателей;
- повысить долю выпускников, обучавшихся по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук, трудоустроившихся по окончании обучения;
- повысить долю выпускников, обучавшихся по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук, трудоустраивающихся в основные организации-работодатели;
- сформировать сеть территориально распределенных центров инфраструктурной поддержки целевой практико-ориентированной подготовки кадров на основе кафедр и иных структурных подразделений образовательных организаций высшего образования, осуществляющих свою деятельность на базе организаций-работодателей.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы являются обеспечение координации и выстраивание единого подхода при реструктуризации сети федеральных государственных образовательных организаций высшего образования исходя из необходимости расположения этих образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей, в том числе с учетом текущей, среднесрочной и долгосрочной потребности в таких кадрах, и обеспечения трудоустройства выпускников указанных образовательных организаций в соответствии с полученной квалификацией.
Для достижений указанной цели предполагается решение следующих задач:
- модернизация системы образования в области инженерного дела, технологии и технических наук;
- формирование сети опорных региональных университетов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей;
- формирование объемов и структуры контрольных цифр приема граждан в образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом текущей, среднесрочной и долгосрочной потребности в таких кадрах;
- расширение практики целевого приема и целевого обучения при подготовке инженерно-технических кадров в интересах основных работодателей.
III. Результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- создание распределенной сети конкурентоспособных образовательных организаций и (или) их структурных подразделений, ориентированных на подготовку инженерно-технических кадров для региональных рынков труда, в том числе сети территориально распределенных центров инфраструктурной поддержки целевой практико-ориентированной подготовки кадров на основе кафедр и иных структурных подразделений образовательных организаций на базе организаций-работодателей;
- формирование устойчивых связей между образовательными организациями и региональными работодателями в области подготовки инженерно-технических кадров посредством расширения практики целевого приема и целевого обучения студентов в области инженерного дела, технологии и технических наук;
- рост числа выпускников образовательных организаций, ориентированных на удовлетворение потребности в инженерно-технических кадрах регионов, трудоустроившихся в основных организациях-работодателях в соответствии с полученной квалификацией.
Целевыми индикаторами Программы являются:
- количество опорных региональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей;
- доля целевого обучения приема по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук в общем приеме в образовательные организации в рамках контрольных цифр приема граждан в образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
Таблица 1
Целевые индикаторы
Наименование индикатора |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Количество опорных региональных образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей, единиц |
40 |
60 |
80 |
Доля целевого приема по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук в общем приеме в образовательные организации высшего образования в рамках контрольных цифр приема граждан в образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, процентов |
12 |
17 |
25 |
Доля выпускников, обучавшихся по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения, процентов |
70 |
78 |
85 |
Количество созданных базовых кафедр образовательных организаций высшего образования, расположенных по месту деятельности организаций работодателей, единиц |
20 |
80 |
160 |
- доля выпускников, обучавшихся по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения;
- количество созданных базовых кафедр образовательных организаций, расположенных по месту деятельности организаций-работодателей.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые реализуются по следующим направлениям.
1. Модернизация системы образования в области инженерного дела, технологии и технических наук.
В целях реализации мероприятий по данному направлению был сформирован координационный совет в области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки" (далее - Координационный совет в области инженерного образования). Координационным советом в области инженерного образования в том числе было принято решение о разработке предложений по укрупнению направлений подготовки и специальностей, относящихся к инженерной области, а также по сокращению количества специальностей. Задачей учебно-методических объединений являются разработка и актуализация федеральных государственных стандартов вьющего образования, которые фиксируют требования к освоению универсальных и общепрофессиональных компетенций, позволяют формировать в рамках бакалавриата практико-ориентированныё программы, а также реализовывать программы технологической магистратуры и аспирантуры, в том числе на базе опорных университетов, с целью подготовки инженерных кадров высшей квалификации - конструкторов и исследователей для высокотехнологичных производств, обладающих не только широкими профессиональными компетенциями (инженерными и техническими), но в обязательном порядке и надпрофессиональными - управленческими, коммуникационными, проектными компетенциями. Такой подход позволит повысить качество инженерно-технических кадров и облегчит их дальнейшее трудоустройство, а также повысит заинтересованность со стороны организаций-работодателей в целевой подготовке таких кадров для своих предприятий.
2. Формирование сети опорных региональных университетов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей.
На основании проводимого Минобрнауки России мониторинга эффективности образовательных организаций, показателей взаимодействия с работодателями и показателей трудоустройства проводится анализ роли образовательных организаций в экономике региона и в кадровом обеспечении основных организаций-работодателей. На основании результатов анализа с привлечением широкого круга экспертов будут выделены опорные университеты, ориентированные на подготовку кадров для региональных рынков труда.
Основной задачей опорных региональных университетов как крупных центров интеллектуального притяжения субъектов Российской Федерации выступает сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов. Объем ресурсов и масштабы таких университетов, а также возможность выстраивания в рамках программ бакалавриата индивидуальной образовательной траектории позволят им готовить высококвалифицированные инженерно-технические кадры для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей региональных экономик.
3. Формирование объемов и структуры контрольных цифр приема граждан в образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом текущей, среднесрочной и долгосрочной потребности в таких кадрах.
В рамках данного мероприятия реализуются принципы распределения контрольных цифр приема граждан в образовательные организации, позволяющие учесть текущие, среднесрочные и долгосрочные потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. В настоящее время определены центры ответственности, формирующие политику по определению объемов и структуры подготовки кадров по закрепленным за ними направлениям подготовки и специальностям. Центрами ответственности в области подготовки инженерно-технических кадров выступают отраслевые министерства, а также крупнейшие работодатели и их объединения. Такой подход позволит локализовать подготовку инженерно-технических кадров в соответствии с потребностями региональных рынков труда и основных работодателей.
4. Расширение практики целевого приема и целевого обучения при подготовке инженерно-технических кадров в интересах основных работодателей.
Данное мероприятие нацелено на формирование устойчивых связей между образовательными организациями и работодателем как в части содержания образовательных программ, формирования требуемых работодателю компетенций и обеспечение баз практик для студентов, так и в части стратегического планирования кадрового обеспечения организациями-работодателями через заключение со студентами договоров о целевом обучении, содержащих особые условия по их дальнейшему трудоустройству, а также на увеличение доли целевого приема на инженерно-технические специальности и направления подготовки.
V. Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2016-2018 годах.
VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Российской Федерации в области кадрового обеспечения основных организаций-работодателей посредством координации и выстраивания единого подхода при реструктуризации сети.
В части содержания высшего образования приоритетной является задача разработки конкурентоспособных образовательных программ. Определяющий фактор модернизации содержания образования - взаимодействие образовательных организаций с работодателями. Новые образовательные стандарты дают большую свободу образовательным организациям и устанавливают требования прямого участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ.
Формирование сети опорных региональных университетов позволит оптимизировать систему подготовки инженерно-технических кадров под потребности основных организаций-работодателей и сформировать устойчивые связи между образовательными организациями и работодателями, которые, в свою очередь, позволят повысить качество подготовки кадров, расширить практику целевой подготовки кадров и обеспечить высокие показатели трудоустройства выпускников в соответствии с полученной квалификацией.
В ближайшей перспективе сеть высшего образования по всей стране должна трансформироваться для того, чтобы удовлетворять реальные кадровые потребности региональных экономик. Во всех регионах должен присутствовать опорный университет, работающий в интересах своего региона.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, можно отнести:
- низкий уровень финансирования, что не позволит в полном объеме осуществить мероприятия, направленные на достижение цели Программы;
- форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти и субъектов экономики, не входящих в систему Министерства образования и науки Российской Федерации, в связи с этим риски не могут быть спрогнозированы.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств (далее - оценка эффективности) осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из степени достижения целевых индикаторов и показателей, закрепленных в Программе.
Оценка эффективности осуществляется в результате ведомственного мониторинга реализации Программы.
Оценка эффективности предполагает анализ затрат на реализацию проектов по целевому обучению и проектов по инфраструктурному обеспечению целевого обучения.
VIII. Методика оценки эффективности Программы
Для расчета эффективности реализации Программы используются следующие индикаторы и показатели:
- количество опорных региональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, по месту деятельности основных работодателей;
- доля целевого приема по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук в общем приеме в образовательные организации в рамках контрольных цифр приема граждан в образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- доля выпускников, обучавшихся по направлениям подготовки и специальностям в области инженерного дела, технологии и технических наук, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения;
- количество созданных базовых кафедр образовательных организаций, расположенных по месту деятельности организаций-работодателей.
Оценка результативности и эффективности Программы осуществляется на основе ведомственного мониторинга реализации Программы.
Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей в ходе реализации мероприятий Программы.
Результативность измеряется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
В качестве критериев оценки результативности реализации Программы и программных мероприятий используются индекс результативности и интегральная оценка результативности.
Индекс результативности Программы (мероприятия) оценивается по каждому целевому показателю за год.
Для первых шести показателей индекс результативности вычисляется следующим образом:
,
где:
- результативность достижения i-го показателя;
- фактическое значение i-го показателя;
- плановое значение i-го показателя;
i - номер показателя Программы (i = 1, 2, 3, 4).
Интегральная оценка результативности Программы за год определяется по следующей формуле:
.
На основе расчета интегрального показателя оценивается эффективность реализации Программы с учетом следующих критериев:
- значение показателя более 110% - эффективность реализации Программы более высокая по сравнению с запланированной;
- значение показателя от 95 до 110% - эффективность реализации Программы соответствует запланированным результатам при запланированном объеме расходов;
- значение показателя ниже 95% - эффективность реализации Программы ниже по сравнению с запланированной.
IX. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется ежегодно в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию мероприятия 1.1 "Модернизация системы высшего образования посредством разработки, апробации и распространения образовательных программ и моделей вузов в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, а также средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
X. Система управления реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации как ее координатор.
Министр образования и науки |
Ливанов Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.