Решение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N АКПИ15-907
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
Иваненко Ю.Г.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" о признании недействующими подпункта "г" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 32, и подпункта "д" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 30, установил:
согласно подпункту "г" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" субсидия предоставляется производителю, если производитель осуществляет производство транспортных средств с соблюдением одного из следующих условий: в режиме промышленной сборки;
в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.
Подпункт "д" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предусматривает, что субсидия предоставляется производителю, если производитель осуществляет производство транспортных средств с соблюдением одного из следующих условий: в режиме промышленной сборки;
в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.;
ООО "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующими подпункта "г" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", подпункта "д" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушают права заявителя, осуществляющего производство колесных транспортных средств, на получение субсидий.
В суде представители ООО "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" Титова Ю.К., Сергейчев М.Н. поддержали заявленные требования и пояснили, что установленные оспариваемыми положениями нормативных правовых актов критерии, которым должен отвечать производитель, осуществляющий производство транспортных средств, являются дискриминационными. ООО "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" является российским юридическим лицом, созданным 1 июня 2011 г., т.е. после истечения сроков для заключения соглашения о "промышленной сборке". Поскольку перечень автопроизводителей, имеющих право на получение субсидий, ограничен условием о регистрации юридических лиц на территории особой экономической зоны в Калининградской области, заявитель также лишен права на получение субсидий из федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (поручение от 6 августа 2015 г. N СП-П9-5311).
Представители Правительства Российской Федерации Кимлык И.С., Карпова Н.И., Чевычалова В.Р., Бурмистров В.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выслушав объяснения представителей ООО "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" Титовой Ю.К., Сергейчева М.Н., представителей Правительства Российской Федерации Кимлыка И.С., Карповой Н.И., Чевычаловой В.Р., Бурмистрова В.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административные иски не подлежат удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусматривает предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, а также субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (приложение N 6). Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные названным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 7).
Реализуя свои полномочия по вопросам предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации постановлением от 15 января 2014 г. N 32 утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", постановлением от 15 января 2014 г. N 30 - Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Нормативные правовые акты опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации 27 января 2014 г., N 4.
Правила устанавливают порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". В названных Правилах под затратами производителей на содержание рабочих мест понимаются затраты на выплату заработной платы, рассчитываемые исходя из среднесписочной численности персонала за отчетный период, а также затраты на отчисления на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, отчисления на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию, отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, возникшие с 1 января 2014 г., а под затратами производителей на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности - затраты на оплату электрической энергии, используемой в производственных целях, возникшие с 1 января 2014 г.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.
Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливая общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, предусматривает, что субсидии юридическим лицам из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете (подпункт 1 пункта 2 статьи 78).
Из содержания статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что целью предоставления субсидий юридическим лицам является возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Правила предоставления субсидий, предусматривающие, что производитель осуществляет производство транспортных средств в режиме промышленной сборки либо в режиме, предусмотренном абзацем шестым пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, исходят из конкретных социально-экономических и иных приоритетных с точки зрения государственной поддержки факторов.
Так, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 73, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 81, Министерства финансов Российской Федерации N 58н от 15 апреля 2005 г. утвержден Порядок, определяющий понятие "промышленная сборка" и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. Согласно названному нормативному правовому акту для целей применения понятия "промышленная сборка" при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС российское юридическое лицо должно выполнить условия, установленные Разделом II Порядка. Пункт 2 данного Раздела предусматривает, что российское юридическое лицо принимает на себя обязательства по соблюдению указанных условий путем заключения соглашения с Министерством экономического развития Российской Федерации. Заключаемые между Минэкономразвития России и российским юридическим лицом соглашения о принятии на себя обязательства по соблюдению условий, установленных Разделом II Порядка, которыми определяется порядок их взаимодействия по обеспечению исполнения заключенного соглашения, в том числе указываются перечень, количество и стоимость автокомпонентов, а также план-график выхода на проектную мощность с разбивкой плана выпуска моторных транспортных средств по годам, не препятствуют осуществлению хозяйственной деятельности другим хозяйствующим субъектам.
В Евразийском таможенном союзе таможенная процедура свободной таможенной зоны регулируется трехсторонним Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. Абзацем шестым пункта 2 статьи 10 данного Соглашения предусмотрено определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области.
Названные условия носят отсылочный характер, относятся ко всем производителям, которые осуществляют производство транспортных средств, и не могут рассматриваться как дискриминационные.
Федеральный закон "О защите конкуренции" устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (статья 15). В соответствии с данным Федеральным законом федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15).
Дискриминационными условиями законодатель считает условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (статья 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
По своей правовой природе субсидии относятся к бюджетным ассигнованиям, которые в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (статья 6). Из содержания данной нормы следует, что субсидия расценивается законодателем как исполнение бюджетных обязательств, правила которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетные правоотношения, осуществляемое с учетом природы бюджетных ассигнований как необходимой экономической основы существования и деятельности государства, основано на принципе равенства, который исключает придание бюджетным ассигнованиям дискриминационного характера. Данное правовое регулирование направлено на создание надлежащих условий для развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности.
Доводы представителей заявителя о падении продаж транспортных средств не могут свидетельствовать о нарушении прав юридического лица "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений общества с ограниченной ответственностью "БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн" о признании недействующими подпункта "г" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 32, и подпункта "д" пункта 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 30, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
судьи Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
|
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N АКПИ15-907
Текст решения официально опубликован не был