Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 7-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Морковкиной С.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке" в редакции постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 г. N 8 "О внесении изменений в постановление РСТ от 25.07.2013 N 552"
по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 19 мая 2015 г., которым заявление индивидуального предпринимателя Морковкиной С.А. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Гамзиной В.М., поддержавшей доводы жалобы, возражения индивидуального предпринимателя Морковкиной С.А. и её представителя Юницыной Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 июля 2013 года Региональной службой по тарифам Ивановской области принято постановление N 552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке", опубликованное в "Ивановской газете" N 140 (5469) от 31 июля 2013 года.
Пунктом 1 названного постановления установлен размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км (с учетом НДС).
Распоряжением Правительства Ивановской области от 30 октября 2014 года N 262-рп Региональная служба по тарифам Ивановской области переименована в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 года N 8 внесены изменения в постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке", согласно которым пункт 1 постановления изложен в новой редакции:
"1. Установить размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км перемещения задержанного транспортного средства (с учетом НДС).
Итоговая сумма платежа за перемещение задержанного транспортного средства определяется как произведение размера оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства за 1 км на расстояние, определяемое от места задержания транспортного средства до места специализированной стоянки".
Индивидуальный предприниматель Морковкина С.А., оказывающая услуги по перемещению задержанных транспортных средств, обратилась в Ивановский областной суд с заявлением (с учетом уточнения), в котором просила признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу судебного решения пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке" и постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 года N 8 "О внесении изменений в постановление РСТ от 25.07.2013 N 552".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые положения противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку устанавливают для хозяйствующих субъектов не предусмотренные законодательством требования, а также носят неопределенный характер, допускают их неоднозначное толкование.
По мнению заявителя, при расчете органом исполнительной власти размера оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку учитывался только пробег эвакуатора от места задержания транспортного средства до специализированной стоянки. При этом действия по погрузке задержанного транспортного средства и его разгрузке на специализированной стоянке, а также пробег эвакуатора до задержанного транспортного средства, не тарифицированы и не оплачиваются, что нарушает его права как хозяйствующего субъекта.
Кроме того, утвержденный тариф не является экономически обоснованным, а оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий Департамента энергетики и тарифов Ивановской области.
Решением Ивановского областного суда от 19 мая 2015 г. заявление Морковкиной С.А. удовлетворено, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке" в редакции постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 года N 8 "О внесении изменений в постановление РСТ от 25.07.2013 N 552".
В апелляционной жалобе Департамент энергетики и тарифов Ивановской области просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Гамзина В.М., уточнив требования апелляционной жалобы, просила отменить решение суда только в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 1 пункта 1 оспариваемого постановления, устанавливающего размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км перемещения задержанного транспортного средства (с учетом НДС).
Относительно апелляционной жалобы заявителем Морковкиной С.А. и прокуратурой Ивановской области представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (с учетом уточнения) и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Ивановской области от 1 октября 2012 года N 66-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (далее - Закон Ивановской области от 1 октября 2012 года N 66-ОЗ) предусмотрено, что оплата расходов на перемещение и хранение транспортного средства взимается в размере, установленном исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, в пункте 3.9 которого определены полномочия Департамента энергетики и тарифов Ивановской области по установлению размера оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства.
Оспариваемыми заявителем положениями пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 "Об установлении размера оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке" в редакции постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 года N 8 "О внесении изменений в постановление РСТ от 25.07.2013 N 552" в абзаце первом установлен размер оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства в размере 52,00 руб. за 1 км перемещения задержанного транспортного средства (с учетом НДС). Абзацем вторым указанного пункта предусмотрено, что итоговая сумма платежа за перемещение задержанного транспортного средства определяется как произведение размера оплаты расходов на перемещение задержанного транспортного средства за 1 км на расстояние, определяемое от места задержания транспортного средства до места специализированной стоянки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Морковкина С.А. осуществляет деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Ивановской области согласно распоряжению Комитета Ивановской области по транспорту N 59-р от 26 декабря 2014 года, в связи с чем в своей предпринимательской деятельности заявитель применяла тариф, установленный вышеуказанным постановлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый тариф в размере 52,00 руб. за 1 км перемещения задержанного транспортного средства (с учетом НДС), утвержденный абзацем первым пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552, не является экономически обоснованным тарифом, следовательно, не может быть признан законным. Кроме того, суд счел незаконным предусмотренный в абзаце втором оспариваемого пункта механизм применения данного тарифа, поскольку в данном случае Департамент энергетики и тарифов Ивановской области действовал с превышением своей компетенции.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда являются правильными исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Ивановской области от 1 октября 2012 года N 66-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" предусмотрено, что оплата расходов на перемещение и хранение транспортного средства взимается в размере, установленном исполнительным органом государственной власти Ивановской области.
Под документально подтвержденными расходами согласно положениям части 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм можно сделать вывод о том, что уровень вышеназванных тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на транспортировку и хранение транспортных средств и получение прибыли, необходимой для финансирования за счёт прибыли расходов, требуемых для осуществления деятельности по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств.
Однако в данном случае указанные требования действующего законодательства не выполнены.
Как видно из представленных материалов тарифного дела, за основу при расчете тарифа на транспортировку задержанных транспортных средств был избран метод экономической обоснованности тарифа с учетом сведений, представленных индивидуальным предпринимателем Погониным В.А. в виде справок и расчетов, выданных этим индивидуальным предпринимателем, не подтвержденных какими-либо первичными документами.
В тоже время расходы индивидуального предпринимателя Морковкиной С.А. при расчете данного тарифа Региональной службой по тарифам Ивановской области не учитывались. Данных о том, что в период принятия оспариваемого постановления индивидуальный предприниматель Морковкина С.А. извещалась органом регулирования тарифов о необходимости представления документов, подтверждающих расходы предпринимателя от регулируемой деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, заинтересованным лицом суду не представлено.
В связи с чем судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что оспариваемая норма была принята указанным органом без учета вышеназванных требований действующего законодательства, поскольку расчет размера тарифа произведен без учета необходимых обосновывающих материалов.
Доводы апелляционной жалобы Департамента энергетики и тарифов Ивановской области свидетельствуют об ином толковании норм действующего федерального законодательства.
Суд также пришел к правильному выводу о том, что абзац второй пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 в редакции постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 года N 8 противоречит положениям части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение осуществляется в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, и принятому во исполнение указанной нормы Закону Ивановской области от 1 октября 2012 года N 66-ОЗ, согласно которому исполнительным органом государственной власти Ивановской области определяется только размер расходов на перемещение и хранение транспортного средства (ч. 2 ст. 6). Другие полномочия по данному вопросу ему не переданы.
Однако Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, установив в абзаце втором оспариваемого пункта механизм применения тарифа, являющийся элементом порядка оплаты, превысил свои полномочия, предоставленные ему ч. 2 ст. 6 Закона Ивановской области от 1 октября 2012 года N 66-ОЗ и пунктом 3.9 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявление ИП Морковкиной С.А. о признании недействующим пункта 1 постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области от 25 июля 2013 года N 552 в редакции постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 марта 2015 года N 8.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ивановского областного суда от 19 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 7-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был