Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 74-АПГ15-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2015 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят и подписан Президентом Республики Саха (Якутия) 11 октября 2006 года Закон Республики Саха (Якутия) 374-3 N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон), первоначальный текст которого опубликован в издании "Якутские ведомости" 14 ноября 2006 г. N 66.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона.
Так, часть 3 статьи 1 Закона, по мнению прокурора, противоречит пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), поскольку устанавливает иной порядок вступления в силу изменений и дополнений в законодательный акт субъекта Российской Федерации, принятых в период избирательной кампании.
Часть 7 статьи 11 Закона, предусматривая возможность формирования территориальных избирательных комиссий на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьёй 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", противоречит пункту 1 статьи 22, пункту 7 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
По аналогичным основаниям не соответствуют Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ пункт 1 части 8 и часть 17.1 статьи 11 Закона.
Пункт 1 части 20 статьи 11 Закона противоречит подпункту "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в связи с отсутствием в нём условия о немедленном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в случае приобретения им гражданства иностранного государства.
Положения пункта 1 части 1 статьи 18 Закона не соответствуют нормам подпункта "а" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Пункт 7 части 1 статьи 18 Закона не соответствует положениям подпункта "ж" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, так как не содержит требования о невозможности замещения должности члена избирательной комиссии на соответствующих выборах доверенными лицами избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.
Часть 1.1 статьи 18 Закона, устанавливая запреты для членов избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе, противоречит пункту 15.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, устанавливающему подобные запреты для членов избирательной комиссии, работающих на постоянной (штатной) основе в комиссии, являющейся юридическим лицом.
Часть 1.1 статьи 18 Закона, устанавливая запреты для лиц, работающих в избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе, не содержит запретов, установленных статьёй 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 19 Закона противоречит пункту 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, так как не предписывает необходимость приостановления полномочий члена территориальной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае его нахождения на соответствующих выборах в непосредственном подчинении у кандидата.
Часть 2 статьи 20 Закона не соответствует пунктам 18, 18.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в части указания слов "при прокуратуре Российской Федерации".
Часть 2 статьи 22 Закона, не предусматривая положений о невозможности назначения членом территориальной комиссии с правом совещательного голоса гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иностранного государства, противоречит положениям подпункта "а" пункта 1, пункту 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Положения частей 3 и 5 статьи 22 Закона в части указания слов "политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статёй 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" противоречат пунктам 24 и 27 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2015 года требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворены.
В апелляционной жалобе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит решение отменить, ссылаясь на то, что 17 июня 2015 года законодательным органом Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2015 г. 1473-З N 503-V "О внесении изменений в статью 28 Закона Республики Саха (Якутия) "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" и Закон Республики Саха (Якутия) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)", устраняющий противоречия федеральному законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статьей 26 данного Федерального закона установлен порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий.
Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Правовые основы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия), их место в системе государственных органов Республики Саха (Якутия) определены Законом, отдельные положения которого оспариваются прокурором.
Согласно части 3 статьи 1 указанного Закона в случае внесения в данный Закон изменений, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов и референдумов, в период проведения избирательной кампании, кампании референдума они вступают в силу после окончания избирательной кампании, кампании референдума.
Удовлетворяя требования прокурора о признании недействующей части 3 статьи 1 Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что ею определен иной порядок вступления в силу изменений в данный Закон, чем тот, который установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, предусматривающим, что в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу.
Частью 7 статьи 11 Закона установлено, что формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования, политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 5.1 статьи 82 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 г. 497-3 N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 1 части 8 статьи 11 Закона).
Права, предусмотренные частями 16 и 17 статьи 11 Закона, принадлежат также политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 5.1 статьи 82 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (часть 17.1 статьи 11 Закона).
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, устанавливая общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий, порядок формирования и полномочия территориальных комиссий в пункте 1 статьи 22, пункте 7 статьи 26, предусматривает, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 данного Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 данного Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Судебная коллегия считает правильным суждение суда о противоречии части 7, пункта 1 части 8 и части 17.1 статьи 11 Закона, пункту 1 статьи 22 и пункту 7 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которые не предписывают наличие у кандидатов депутатских мандатов, переданных им в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в качестве условия для возможности предложения партиями кандидатур в территориальные избирательные комиссии.
Пунктом 1 части 20 статьи 11 оспариваемого Закона предписано, что полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае утраты членом территориальной избирательной комиссии гражданства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что необходимость прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в случае приобретения гражданства иностранного государства указанной нормой не предусмотрена, тогда как положения подпункта "а" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ устанавливают, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора в данной части.
Частью 1 статьи 18 оспариваемого Закона определено, что членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть: лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (пункт 1); на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть: лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подпункт "а"); на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов (подпункт "ж").
Удовлетворяя заявление прокурора в отношении пункта 1 части 1 статьи 18 Закона, суд исходил из того, что он воспроизводит положения подпункта "а" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Между тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 г. N 14-П подпункт "а" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что согласно Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса на соответствующих выборах не могут быть не только кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, но и уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, следовательно, пункт 7 части 1 статьи 18 Закона в части, ограничивающей круг лиц, не имеющих право быть членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, правомерно признан не соответствующим федеральному законодательству.
Частью 1.1 статьи 18 Закона установлены запреты для членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Пунктом 15.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предписаны запреты члену Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающему в комиссии на постоянной (штатной) основе, члену иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работающему в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Сопоставив приведенные нормы, суд пришел к выводу о несоответствии части 1.1 статьи 18 Закона пункту 15.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в той мере, в которой положение регионального законодательства не содержит указания на то, что запреты распространяются на членов избирательной комиссии, работающих на постоянной (штатной) основе в комиссии, являющейся юридическим лицом.
Кроме того, суд установил, что региональная норма не учитывает отнесение должности председателя территориальной избирательной комиссии к государственной должности субъекта Российской Федерации на основании Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381, и, следовательно, не содержит определенные запреты, которые в силу пункта 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" распространяются на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных подпунктами "к" и "л" пункта 1 данной статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
В силу пункта 1 статьи 29 названного Федерального закона членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть: на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов (подпункт "к"); лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов (подпункт "л").
Статьей 19 оспариваемого Закона предусмотрен порядок досрочного освобождения от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии и назначения нового члена территориальной избирательной комиссии.
Так, частью 2 названной статьи определено, что полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 18 данного Закона, приостанавливаются по решению территориальной избирательной комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что территориальная избирательная комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена территориальной избирательной комиссии приведет к тому, что территориальная избирательная комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена территориальной избирательной комиссии прекращаются по решению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 18 Закона членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законов, суд пришел к верному выводу о том, что часть 2 статьи 19 Закона вступает в противоречие с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, поскольку не устанавливает необходимость приостановления полномочий члена территориальной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае его нахождения на соответствующих выборах в непосредственном подчинении у кандидата.
Частью 2 статьи 20 Закона предписано, что в соответствии с федеральным законодательством решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя требования прокурора о признании недействующей части 2 статьи 20 в части слов "при прокуратуре Российской Федерации" суд правильно исходил из того, что она противоречит пунктам 18 и 18.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ), в соответствии с которыми решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, привлечении их в качестве обвиняемых принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации соответственно.
В силу части 2 статьи 22 Закона членами территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, Глава Республики Саха (Якутия), главы местных администраций, судьи, прокуроры, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 5.1 статьи 82 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации (часть 3 статьи 22 Закона).
За кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, а также политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 5.1 статьи 82 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших (часть 5 статьи 22 Закона).
Пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определено, что членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в подпунктах "а", "в" - "е" пункта 1 данной статьи, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
Судом установлено, что часть 2 статьи 22 Закона противоречит пункту 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, так как приводит неполный перечень требований к лицам, которые могут быть назначены членами территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в частности не содержит указания о невозможности назначения членом указанных комиссий гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иностранного государства.
Кроме того, суд правомерно отметил, что части 3 и 5 статьи 22 Закона, предусматривая возможность назначения членов избирательной комиссии политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", противоречат пунктам 24 и 27 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которыми данным партиям право назначения членов избирательных комиссий не предоставлено.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что после принятия решения суда в оспариваемые нормы Закона внесены изменения, устраняющие их противоречия положениям федеральных законов, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку на момент вынесения судом решения редакция оспариваемых норм изменена не была.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 74-АПГ15-21
Текст определения официально опубликован не был