Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-91
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники" о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП в части включения нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0006005:2379, открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Аргон" о признании недействующим пункта 1145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП в части включения нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0006005:2353, 77:05:0006005:2370, по апелляционным жалобам открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники" и открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Аргон" на решение Московского городского суда от 19 мая 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителей - Прихожана М.Л., представителя Правительства Москвы Петрыкина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Москвы принято постановление 29 ноября 2013 г. N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год".
Пунктом 1 постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень).
Пунктом 1145 указанного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:075:0006005:1110, расположенное по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 125, строение 1.
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники" (далее ОАО "НИЦЭВТ") и открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Аргон" (далее ОАО "НИИ "Аргон"), являясь собственниками нежилых помещений, расположенных в указанном здании, обратились в Московский городской суд с заявлениями о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП в части пункта 1145 Перечня по включению принадлежащих им нежилых помещений, ссылаясь на то, что помещения являются обособленными, расположены на пяти земельных участках с различными видами разрешенного использования и не обладают признаками объекта налогообложения, предусмотренными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещений в Перечень нарушает их права и законные интересы, так как неправомерно возлагает обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 19 мая 2015 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционных жалобах заявители просят отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Москвы и прокуратурой города Москвы поданы возражения.
Департамент экономической политики и развития города Москвы, Прокуратура Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76), установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества, указанных в данной статье, включая административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. При этом в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 г. N 63, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определялась как их кадастровая стоимость, согласно названной норме относятся в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5000 кв.метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории города Москвы с 1 января 2014 г. осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, состава сведений, предусмотренного пунктом 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N 772-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Как следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 772-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Судом установлено, что ОАО "НИЦЭВТ" является собственником нежилых помещений с кадастровым номером 77:05:0006005:2379, общей площадью 41 142,1 кв.м, ОАО "РЖИ" Аргон" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0006005:2353 и 77:05:0006005:2370, общей площадью 15 141,3 кв.м и 1 653,7 кв.м соответственно.
Нежилые помещения находятся в здании с кадастровым номером 77:05:0006005:1110, расположенного на пяти земельных участках по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 125. Один из пяти земельных участков, имеющий кадастровый номер 77:05:0006005:7, на дату принятии оспариваемого в части постановления Правительства Москвы, имел вид разрешенного использования: "эксплуатация помещений, используемых под офис".
Следовательно, здание общей площадью более 5 000 квадратных метров, в котором расположены нежилые помещения заявителей, в соответствии подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", с учетом указанного вида разрешенного использования земельного участка, правомерно отнесено к административно-деловому центру и включено перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Доводы апелляционных жалоб о расположении принадлежащих им помещений на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предполагает размещения зданий офисного, делового, административного или коммерческого назначения, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку помещения заявителей находятся на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 19 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники" и открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт "Аргон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-91
Текст определения официально опубликован не был