Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-67
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Конти" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 9 июня 2015 года, которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы и Правительства Москвы по доверенности Карасёвой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО "Группа компаний "Конти" по доверенности Титова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Конти" (далее - ООО "Группа компаний "Конти", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в части включения строки (пункта) 4362 в Приложение N 1 Перечня на 2015 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Московского городского суда от 9 июня 2015 года заявление ООО "Группа компаний "Конти" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить судебный акт, поскольку он принят с нарушением норм материального права, по неполно исследованным обстоятельствам дела.
На апелляционную жалобу ООО "Группа компаний "Конти" и прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на территории г. Москвы с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 кв.м и помещений в них (кроме помещений находящийся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью 2000 кв.м, и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки, установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Как следует из материалов дела, Правительством Москвы принято постановление от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В строку 4362 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества включено здание с кадастровым номером 77:07:0005004:1070, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0005004:2 по адресу: город Москва, ул. Герасима Курина, д. 14, строение 1А.
Здание представляет собой многоуровневый паркинг. Общество является собственником технических нежилых помещений в указанном здании, общей площадью 4 438,6 кв.м, и двадцати восьми машиномест.
Согласно экспликации на здание ТБТИ Западного N 1, здание относиться к типу "гаражи", в составе здания имеются также венткамеры, насосные, рампы, тамбуры, лестницы. Здание используется по назначению в качестве паркинга для автомобилей.
Судом первой инстанции установлено, что здание, в котором находятся помещения принадлежавшие обществу, расположено на земельном участке, предоставленном для эксплуатации помещений подземного гаража-стоянки.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 9 июля 2014 года в отношении земельного участка установлены следующие виды разрешенного использования: "объекты размещения помещений и технических устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок" (1.2.3); "объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" (1.2.9).
Аналогичные виды разрешенного использования земельного участка указаны в кадастровом паспорте земельного участка и кадастровой выписке.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а именно: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Такие виды разрешенного использования земельных участков как "объекты размещения помещений и технических устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок" (1.2.3); "объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" (1.2.9) не соответствуют кодам 1.2.5 и 1.2.7 по классификации групп видов кадастровой оценки земель, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
Таким образом, здание паркинга для автомобилей, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, связи с чем, норма о включении здания паркинга, расположенного на таком участке, в Перечень противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод Правительства Москвы о том, что вид разрешенного использования указанного земельного участка допускает размещение объектов бытового обслуживания со ссылкой на Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163, где техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования относено к бытовым услугам (раздел 010000 подраздел 017000), правомерно признан судом необоснованным, поскольку приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), согласно которому услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств выделены в отдельную группу экономической деятельности, не относящуюся к бытовым услугам населению.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применён закон к данным правоотношениям, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 9 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-67
Текст определения официально опубликован не был