Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 5-АПГ15-115
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" и общества с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" об оспаривании пунктов 10184 и 10421 таблицы 3.66 "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" и по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" на решение Московского городского суда от 15 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" и общества с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" Кашина А.В., поддержавшего требования апелляционных жалоб, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Зебелян С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда следует оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" (далее - ООО "Авилон Капитал", общество) и общество с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" (далее - ООО "Авилон Плаза", общество) обратились в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пунктов 10184 и 10421 таблицы 3.66 "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - постановление N 688-ПП).
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в нарушении статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, которая устанавливает периодичность проведения государственной кадастровой оценки в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.
Заявители полагают, что их права нарушены, так как оспариваемым постановлением установлена новая кадастровая стоимость принадлежащих обществам зданий вместо установленной ранее постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - постановление N 752-ПП) по состоянию на 1 января 2013 года в размере 4 164 230 733,10 руб. и 720 280 719,52 руб. Поскольку заявители являются плательщиками налога на имущество организаций, то на нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости должны распространяться нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации об обратной силе закона, в части улучшения положения налогоплательщиков.
Решением Московского городского суда от 15 мая 2015 года в удовлетворении заявления ООО "Авилон Капитал" и ООО "Авилон Плаза" отказано.
В апелляционных жалобах ООО "Авилон Капитал" и ООО "Авилон Плаза" просят отменить судебный акт полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм законодательства об оценочной деятельности.
На апелляционные жалобы Прокуратурой г. Москвы поданы возражения и представлен отзыв Правительства Москвы, в которых указывается на законность принятого судом первой инстанции решения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением N 688-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года.
Согласно таблице 3 названного постановления утверждены значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве.
В том числе, пунктом 10184 таблицы 3.66 (приложения к постановлению) определены результаты государственной кадастровой оценки нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 2 в размере 832 523 814,51 руб., принадлежащего на праве собственности ООО "Авилон Капитал"; пунктом 10421 - нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3, в размере 4 962 173 350,68 руб., принадлежащего на праве собственности ООО "Авилон Плаза".
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, правомерно исходил из следующего.
Вопросы полномочий органов государственной власти касающиеся принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества урегулированы Федеральным Законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.12 указанного закона государственная кадастровая оценка проводиться по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Устава города Москвы Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы. В пределах своих полномочий Правительство Москвы обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Статьей 45 Устава города Москвы установлено, что отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.
Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (статья 3 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 N 65 "О Правительстве Москвы").
В Перечень органов исполнительной власти города Москвы, утвержденный Указом Мэра Москвы от 19 июля 2007 года N 44-УМ, входит Департамент городского имущества города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП утверждено Положение о Департаменте городского имущества города Москвы (далее - Департамент), согласно которому Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и в установленной сфере деятельности.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 - 2016 годы", Департамент является координатором и ответственным исполнителем программы "Инвентаризация территории города Москвы", одной из целей которой является проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории города Москвы.
Проанализировав изложенные выше правовые нормы, исследовав положения принятой постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 - 2016 годы", государственного контракта на выполнение работ по кадастровой оценке объектов капитального строительства на территории города Москвы от 21 февраля 2014 года N 737г., заключенного Департаментом (заказчик) с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (исполнитель), суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что порядок проведения государственной кадастровой оценки и принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Кроме того, постановлением N 688-ПП Правительство Москвы утвердило результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года, тем самым подтвердив правомочность Департамента на осуществление работ по государственной кадастровой оценке.
Как установлено судом, постановление N 688-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21 ноября 2014 года, пункт 1 постановления вступает в силу с 18 декабря 2014 года и применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2015 года, что свидетельствует об установленном порядке его введения в действие в соответствии с полномочиями и компетенцией органа его издавшего.
Из оспариваемого постановления следует, что для целей налогообложения, данный нормативный правовой акт применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 года, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) внесены изменения в Закон об оценочной деятельности. В частности, федеральный законодатель ограничил частоту проведения государственной кадастровой оценки, определив ее проведение в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (часть первая статьи 24.12 закона об оценочной деятельности).
Данная норма введена в действие с 22 июля 2014 года. При этом, закон N 225-ФЗ не содержит указаний на придание закону обратной силы.
В статье 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации отражен общий основной принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как в правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Придание обратной силы закону относится к прерогативе законодателя исходя из специфики регулируемых правом общественных отношений. При этом либо в тексте закона должно содержаться специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу.
Ни в Законе об оценочной деятельности, ни в Законе N 225-ФЗ не содержится указаний на придание статье 24.12 Закона об оценочной деятельности обратной силы, поэтому, регулируемые ею отношения по периодичности проведения государственной кадастровой оценки применяются к порядку проведения государственной кадастровой оценки, проводимой после 22 июля 2014 года.
Поскольку государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих в себя отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки, а в данном случае государственный контракт заключен до вступления в силу положений статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, Правительство Москвы, принимая постановление N 688-ПП, не допустило нарушений названной нормы Закона.
Также, Судебная коллегия учитывает, что статьей 2 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения в статью 3 Закона N 225-ФЗ, согласно которым положения части первой статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности в части проведения не чаще чем один раз в течение трех лет государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (в городах федерального значения в Москве, в Санкт-Петербурге и Севастополе не чаще чем один раз в течение двух лет) не применяются к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, договоры на проведение которой заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и результаты проведения которой утверждены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Оспариваемые заявителями положения постановления N 688-ПП не лишают их права на установление кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере, равном их рыночной стоимости, в том числе в целях налогообложения.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 5-АПГ15-115
Текст определения официально опубликован не был