Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-107
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Совенго" о признании недействующим пункта 4304 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Совенго" на решение Московского городского суда от 10 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя заявителя - Дубовик Е.А., представителя Правительства Москвы Петрыкина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Москвы принято постановление 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Подпунктом 1.1. пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Пунктом 4304 указанного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:07:0001004:1020, расположенное по адресу: город Москва, улица Островная, дом 2, собственником которого является общество с ограниченной ответственностью "Совенго" (далее - ООО "Совенго").
ООО "Совенго" обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 4304 Перечня, указав, что принадлежащее ему здание не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, так как возлагает на общество обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 10 июня 2015 г. в удовлетворении заявления ООО "Совенго" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Москвы и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества, указанных в данной статье. При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в качестве административно-делового центра, торгового центра (комплекса) признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. При этом к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно названной статье, относятся в том числе, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов (пункт 1.5 Порядка).
Пункт 2.1 методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, являющейся приложением к Порядку, предусматривает возможность получения Госинспекцией информации по виду осуществляемой деятельности, не только путем фактических измерений объекта недвижимости при осмотре, но и из различных источников.
Как следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0001004:2, находящийся по адресу: город Москва, улица Островная, дом 2, с расположенным на нем зданием с кадастровым номером 77:07:0001004:1020, которое является собственностью ООО "Совенго", имеет вид разрешенного использования "для строительства и последующей эксплуатации гольф-комплекса, благоустройства береговой полосы реки Москвы между территорией гольф-комплекса и рекой Москвой".
Из комиссионного акта Госинспекции от 29 сентября 2014 г. N 9073986 следует, что 64,4% общей площади здания используется для размещения офисов, 35,6% площади являются вспомогательными помещениями. Указанный акт в совокупности с другими фактическими данными обоснованно оценен судом первой инстанции как доказательство, которое позволяет определить использование части помещений здания с кадастровым номером 77:07:0001004:1020 в качестве офисов.
Довод заявителя о том, что площади помещений, занятые под офисы и торговые помещения, установлены инспекцией произвольно, без использования документов технического учета, несостоятелен, поскольку при расчете площади помещений применялся поэтажный план здания, экспликация к нему, фототаблица, на основании которых комиссионно был составлен акт.
Следовательно, указанное здание является объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 10 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совенго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-107
Текст определения официально опубликован не был