Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 56-АПГ15-38
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Меркулова В.П.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Чайковского А.А. на решение Приморского краевого суда от 9 июля 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления Чайковского А.А. об оспаривании частей 5 и 6 статьи 2 Закона Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" и статьи 2 Закона Приморского края от 2 августа 2014 г. N 455-КЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Приморского края N 455-КЗ следует читать как "от 5 августа 2014 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. о законности решения суда, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Приморского края от 27 сентября 2013 г. N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" (далее - Закон края N 250-КЗ), опубликованный 27 сентября 2013 г. в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края, N 56, и 30 сентября 2013 г. в спецвыпуске газеты "Приморская газета", N 93(824), регулирует отношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков, расположенных на территории Приморского края, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим дух детей, а также молодым семьям.
Законом Приморского края от 5 августа 2014 г. N 455-КЗ "О внесении изменения в статью 2 закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" (далее - Закон края N 455-КЗ), опубликованным 6 августа 2014 г. в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края, N 89, и 8 августа 2014 г. в газете "Приморская газета", N 86 (951), статья 2 Закона края N 250-КЗ дополнена частями 5 и 6.
Часть 5 статьи 2 Закона края N 250-КЗ предусматривает, что предоставление земельных участков в соответствии с этим законом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в случае отсутствия в муниципальном образовании гражданина (граждан), имеющего (имеющих) трёх и более детей, включённого (включённых) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае", которому (которым) не предоставлены земельные участки.
Согласно части 6 названной статьи в случае, если гражданин (граждане), имеющий (имеющие) трёх и более детей, включён (включены) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае", после публикации (в день публикации) извещения о проведении жеребьёвки в целях предоставления земельных участков гражданам в аренду в соответствии с Законом края N 250-КЗ, уполномоченный орган местного самоуправления проводит указанную жеребьёвку и (или) принимает решение о предоставлении гражданам земельных участков в аренду в соответствии с данным Законом.
В соответствии со статьёй 2 Закона края N 455-КЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков в аренду в соответствии с Законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края" гражданам, подавшим заявления о предоставлении земельного участка в аренду, начиная с 1 января 2014 г.
Чайковский А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими частей 5 и 6 статьи 2 Закона Приморского края N 250-КЗ и статьи 2 Закона Приморского края N 455-КЗ, ссылаясь на то, что оспариваемые им положения противоречат части 6 статьи 5 Закона Приморского края N 250-КЗ, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, не согласуются между собой, не позволяют определить окончательный срок, по истечении которого уполномоченный орган обязан предоставить гражданину, включённому в реестр, земельный участок в аренду, чем нарушаются его права на получение в установленный законом срок земельного участка.
Решением Приморского краевого суда от 9 июля 2015 г. в удовлетворении заявления Чайковского А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Чайковский А.А. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
Законодательным Собранием Приморского края и участвующим в деле прокурором представлены возражения на доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
До 1 марта 2015 г. действовала статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возможность предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также право граждан, имеющих трёх и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 г. указанные нормы утратили свою силу, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и действуют положения статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых указан предоставление земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации иным не указанным в подпункте 6 названной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, земельный участок предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Приведённые законоположения подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о полномочиях субъекта Российской Федерации определять категории граждан, которым предоставляются земельные участки бесплатно, а также условия и порядок их предоставления.
Является правомерным суждение суда о том, что установление частью 5 статьи 2 Закона края N 250-КЗ преимущественного права на получение земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, не противоречит требованиям федерального законодательства, направлено на соблюдение прав многодетных семей.
Суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителей о противоречии положений частей 5 и 6 статьи 2 Закона края N 250-КЗ предписаниям части 6 статьи 5 этого же закона, устанавливающей 180-дневный срок для направления уведомления о проведении жеребьёвки, и наличии неопределённости в вопросе о сроках предоставления земельных участков, поскольку указанные нормы регионального закона регулируют разные правоотношения, их содержание является однозначным.
Судебная коллегия не находит поводов не согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания не соответствующей требованиям федерального законодательства статьи 2 Закона края N 455-КЗ, предусматривающей распространение этого закона на правоотношения, связанные с предоставлением гражданам, подавшим заявления о предоставлении земельных участков в аренду, начиная с 1 января 2014 г.
Суд обоснованно сослался на часть 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения части 1 статьи 23 Закона Приморского края от 22 декабря 2008 г. N 373-K3 "О законодательной деятельности в Приморском крае" и статьи 3 Закона Приморского края от 6 августа 2014 г. N 463-КЗ "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края", а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10 марта 2005 г. N 71-О.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и повлиять на судьбу постановленного судом решения не могут.
При рассмотрении настоящего дела судом не было допущено нарушений процессуального законодательства.
Ссылка заявителя на незаконность состава суда в силу того, что имелись основания для отвода судьи, которая определением от 11 июня 2015 г. отказала в передаче кассационной жалобы на судебные постановления, принятые по заявлению Чайковского А.А. о признании незаконным бездействия Администрации г. Владивостока по предоставлению земельного участка, является несостоятельной.
Основания для отвода судьи на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела содержались в статьях 16 и 17 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные нормы не предусматривают оснований для отвода судьи, если он принимал участие в рассмотрении другого дела, где заявителем является одно и тоже лицо. Оснований полагать, что судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности, не имеется.
Не является основанием для отмены решения суда утверждение в апелляционной жалобе о ненадлежащей оценке судом представленных документов прокуратуры, подтверждающих, по мнению заявителя, противоречие оспариваемых норм федеральному законодательству, поскольку письменные ответы на обращения Чайковского А.А. в прокуратуру не имеют правового значения для абстрактного нормоконтроля.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, содержащем подробное изложение мотивов, по которым суд не согласился с аргументами заявителя.
Таким образом, судебное постановление следует признать законным, апелляционную жалобу - необоснованной, как не содержащую оснований для его отмены, предусмотренных процессуальным законодательством.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства кодекса Российской Федерации, определила:
решение Приморского краевого суда от 9 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чайковского А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 56-АПГ15-38
Текст определения официально опубликован не был