Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 53-АПГ15-47
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Меркулова В.П.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Седова В.С. о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Красноярского края от 3 марта 2015 г. N 8-3182 "О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" по апелляционной жалобе Седова В.С. на решение Красноярского краевого суда от 3 июля 2015 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Губернатора Красноярского края Куренева Д.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
законом Красноярского края от 3 марта 2015 г. N 8-3182 "О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" (далее - Закон N 8-3182) опубликованным 20 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) и в официальном печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 10 (690), статья 2 Закона края от 1 декабря 2014 г. N 7-2884 "О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае" изложена в следующей редакции:
"Глава муниципального образования в Красноярском крае, за исключением муниципальных образований, указанных в пунктах 2-5 настоящей статьи, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В городском округе закрытого административно-территориального образования края глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.
В сельском поселении края с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящей статьи.
В сельском поселении края, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
В поселении края, являющемся административным центром муниципального района, в котором полномочия местной администрации поселения исполняет местная администрация муниципального района, глава муниципального образования избирается представительным органом поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса".
Седов В.С. обратился в суд с заявлением о признании приведённого регионального нормативного акта недействующим и не подлежащим применению, указав в обоснование требований, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу Красноярского края, поскольку установленный в нём порядок избрания глав муниципальных образований исключает участие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, в осуществлении местного самоуправления через выборные и иные органы местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также ограничивает права представительного органа муниципального образования на изменение порядка избрания глав муниципальных образований по инициативе представительного органа, если решение об этом будет принято простым большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Заявитель указывал, что Закон N 8-3182 принят с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 Регламента рассмотрения проектов законов края, внесённых в Законодательное Собрание Красноярского края.
Решением Красноярского краевого суда от 3 июля 2015 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Седов В.С. просит отменить решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, Законодательным Собранием Красноярского края, Губернатором Красноярского края поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание Седов В.С., представитель Законодательного Собрания Красноярского края не явились.
На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам считает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что Закон N 8-3182 принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, положениям федерального законодательства не противоречит, права заявителя не нарушает.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Абзацем семнадцатым части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации (пункт 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ).
Положениями пункта 2 статьи 161 Устава Красноярского края определено, что участие органов государственной власти края и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами края.
Суд первой инстанции, проанализировав приведённые предписания федерального и регионального законодательства, сделал верное заключение, что законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право определять не только порядок формирования (избрания) главы муниципального образования, но и способ (вариант) избрания глав муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд, установив, что Закон N 8-3182 федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Является обоснованным вывод суда об отсутствии нарушения прав заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в Красноярском крае.
Доводы Седова В.С. о нарушении порядка принятия оспариваемого акта, установленного пунктом 5 статьи 22 Регламента Законодательного Собрания Красноярского края, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументировано изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Иные утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 3 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Седова В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 53-АПГ15-47
Текст определения официально опубликован не был