Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 33-АПГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Никифорова С.Б. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Петропак" на решение Ленинградского областного суда от 2 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размерах их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Петропак" Шевченко О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Петропак" с 11 февраля 2009 года является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 47:14:0414002:172, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, муниципальное образование "Горбунковское сельское поселение", акционерное общество "Племптицезавод "Большевик", у деревни Разбегаево, площадью 37 706 м2, относящегося к землям населённых пунктов и имеющего вид разрешённого использования для размещения и эксплуатации производственных зданий NN 17, 18 и 27 и здания бригадного дома,
- с кадастровым номером 47:14:0414002:173, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, муниципальное образование "Горбунковское сельское поселение", акционерное общество "Племптицезавод "Большевик", у деревни Разбегаево, площадью 7 101 м2, относящегося к землям населённых пунктов и имеющего вид разрешённого использования для размещения и эксплуатации производственных зданий NN 21 и 28.
Данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт 5 января 2009 года и относились к землям сельскохозяйственного назначения.
На основании решения Совета депутатов Горбунковского сельского поселения от 2 августа 2012 года N 76, утвердившего генеральный план поселения, названные земельные участки были отнесены к землям населённых пунктов.
В этой связи решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от 12 октября 2012 года N 47/12-88970 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении их категории.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена согласно результатам государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года, утверждённым постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года, и составляет:
- с кадастровым номером 47:14:0414002:172 - 42 333 657,38 рублей,
- с кадастровым номером 47:14:0414002:173 - 7 972 505,73 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Петропак" 15 декабря 2014 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а затем в суд с заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость этих земельных участков в размерах, равных их рыночной стоимости:
- с кадастровым номером 47:14:0414002:172 - 22 020 000 рублей,
- с кадастровым номером 47:14:0414002:173 - 4 374 000 рублей.
Решением Ленинградского областного суда от 2 марта 2015 года в удовлетворении заявленных ООО "Петропак" требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Петропак" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае внесения в государственный кадастр недвижимости сведений при изменении качественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (часть 2 данной статьи).
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчёт об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчёта об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчёта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признаётся экспертное заключение, содержащее, в том числе вывод о соответствии отчёта об оценке объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Как видно из материалов дела, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0414002:172 и 47:14:0414002:173 определена в размерах 22 020 000 рублей и 4 374 000 рублей оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная независимая оценочная компания "Владимиръ" К. в отчёте от 14 августа 2014 года N 09/14-о, который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов- оценщиков" от 27 ноября 2014 года N 140722-1467-78 (эксперты С. и Ш. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Петропак", суд исходил из того, что представленный им отчёт не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а других сведений о величине рыночной стоимости земельных участков не представлено.
Однако с таким решением суда согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Одни лишь приведённые судом обстоятельства без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0414002:172 и 47:14:0414002:173, не могли быть положены в основу решения суда об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Петропак" требований.
Как следует из частей 1 и 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создаёт условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
Абзацами 1 и 2 части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть получены, в том числе из заключений экспертов.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Какие обстоятельства имеют значение для дела и какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет суд. Кроме того, суд выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие- либо из них не ссылались.
При разрешении настоящего дела суду следовало иметь в виду, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
В случаях, когда заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В случае возникновения сомнений в обоснованности доводов заявителя и представленного им отчёта об оценке, достоверности определения рыночной стоимости эти обстоятельства на основании части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны быть вынесены судом на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Исходя из части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе вправе назначить экспертизу.
С учётом того, что результатом оценки является стоимость, определённая в отчёте об оценке, экспертиза должна быть направлена, прежде всего, на установление величины рыночной стоимости объекта недвижимости, а также на то, допущены ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчёта, к описанию объекта оценки, к методам расчёта рыночной стоимости объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
По настоящему делу доказательств, которые опровергали бы заявленные ООО "Петропак" величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0414002:172 и 47:14:0414002:173, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в иных размерах, заинтересованными лицами вопреки части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Суд при наличии у него сомнений в обоснованности представленного заявителем отчёта об оценке и достоверности определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков вопрос о необходимости назначения экспертизы в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на обсуждение не поставил.
Вместе с тем в удовлетворении ходатайства ООО "Петропак" о назначении по настоящему делу экспертизы с вопросом о том, какова рыночная стоимость указанных земельных участков, судом было необоснованно отказано.
Такая экспертиза по ходатайству ООО "Петропак" проведена на основании определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2015 года экспертом общества с ограниченной ответственностью "Соэкс-Нева" Ч. согласно заключению от 21 сентября 2015 года N 001-05703-15 которого рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 12 октября 2012 года составляет:
- с кадастровым номером 47:14:0414002:172 - 29 850 000 рублей,
- с кадастровым номером 47:14:0414002:173 - 6 960 000 рублей.
С учётом данного заключения ООО "Петропак" просит установить кадастровую стоимость земельных участков в определённых экспертом размерах.
В соответствии с частью 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведённого исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, исследовав заключение эксперта и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
У Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивированно, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.
Оснований для назначения повторной экспертизы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
Учитывая, что доказательств, опровергающих указанные величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0414002:172 и 47:14:0414002:173, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах заинтересованными лицами не представлено, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о признании заявления ООО "Петропак" обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
отменить решение Ленинградской областного суда от 2 марта 2015 года и принять по административному делу новое решение, которым заявление общества с ограниченной ответственностью "Петропак" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размерах их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:172, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, муниципальное образование "Горбуновское сельское поселение", акционерное общество "Племптицезавод "Большевик", у деревни Разбегаево, площадью 37 706 м2, в размере его рыночной стоимости, равном 29 850 000 (двадцать девять миллионов восемьсот пятьдесят тысяч) рублям по состоянию на 12 октября 2012 года, на период с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:14:0414002:173, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, муниципальное образование "Горбуновское сельское поселение", акционерное общество "Племптицезавод "Большевик", у деревни Разбегаево, площадью 7 101 м2, в размере его рыночной стоимости, равном 6 960 000 (шесть миллионов девятьсот шестьдесят тысяч) рублям по состоянию на 12 октября 2012 года, на период с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью "Петропак" о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 декабря 2014 года.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 33-АПГ15-11
Текст определения официально опубликован не был