Приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 ноября 2015 г. N 526
"Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 году"
Приказом Росстата от 21 сентября 2016 г. N 528 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение позиции 1.27.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; N 50, ст. 5958; 2009, N 10, ст. 1244; N 33, ст. 4102; 2010, N 16, ст. 1961; N 32, ст. 4354; N 47, ст. 6205; N 49, ст. 6523; 2011, N 15, ст. 2141; N 17, ст. 2511; N 22, ст. 3173; N 25, ст. 3644; 2012, N 2, ст. 327; N 17, ст. 2056; N 19, ст. 2479; N 27, ст. 3743; N 42, ст. 5777; N 49, ст. 6910; 2013, N 10, ст. 1053; N 13, ст. 1596; N 16, ст. 2018; N 22, ст. 2838; N 24, ст. 3006; N 29, ст. 3986; N 36, ст. 4578; N 41, ст. 5210; 2014, N 10, ст. 1057; N 14, ст. 1627; N 23, ст. 3019; N 26, ст. 3631; N 30, ст. 4359), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 году.
2. Признать утратившими силу:
приказ Росстата от 29 сентября 2014 г. N 585 "Об утверждении методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2014 году";
приказ Росстата от 16 октября 2014 г. N 613 "О внесении изменений в методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, утвержденные приказом Росстата от 29 сентября 2014 г. N 585".
Руководитель |
А.Е. Суринов |
Методологические и организационные положения
по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 году
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 ноября 2015 г. N 526)
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее - наблюдение за использованием ИКТ) организуется в целях получения официальной статистической информации:
- отражающей использование населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе для оценки результатов реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р;
- характеризующей использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей населением, как в домашних хозяйствах, так и в профессиональной деятельности различными группами занятого населения в сочетании с социально-демографическими и экономическими характеристиками респондентов;
- об использовании населением средств защиты информации;
- о получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Результаты наблюдения за использованием ИКТ предназначены для получения информации об уровне распространения навыков использования современных информационных технологий населением, для проведения межрегиональных и межстрановых сопоставлений, а также предоставления данных в международные организации для расчета индексов и рейтингов стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
Формирование агрегированных данных наблюдения за использованием ИКТ, распространенных до генеральной совокупности, производится с использованием базы микроданных по первичным и производным признакам обследования и индивидуальных весов обследованных лиц.
II. Методологические положения проведения наблюдения
2.1. Порядок и сроки проведения опросов населения
Выборочное обследование населения за использованием ИКТ проводится одновременно с выборочным обследованием населения по проблемам занятости путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование населения по проблемам занятости.
Месячный объем выборочного массива при проведении обследований населения по проблемам занятости составляет около 69 тысяч респондентов в возрасте 15-72 лет (приблизительно 29 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста.
Для опроса населения приказом Росстата от 13.10.2015 N 473 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1-ИТ "Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - анкета об использовании ИКТ) с перечнем вопросов, характеризующих использование ИКТ населением, и указаниями по ее заполнению. Опрос по данной анкете проводится последовательно после проведения опроса по форме федерального статистического наблюдения N 1-3 "Анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости", утвержденной приказом Росстата от 06.11.2014 N 636 (далее - анкета по проблемам занятости).
В 2015 году опрос проводится 2 раза - в ноябре и декабре. Опрос населения интервьюерами в 2015 году выполняется с 16 по 22 ноября, с 14 по 20 декабря.
По результатам наблюдения формируется официальная статистическая информация об использовании ИКТ населением по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения.
Организация наблюдения за использованием ИКТ осуществляется органами государственной статистики на федеральном, региональном и полевом уровнях.
2.2. Единицы наблюдения
Единицами наблюдения федерального статистического наблюдения за использованием ИКТ являются частные домашние хозяйства; (в дальнейшем - домохозяйства), единицами анализа - домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств.
Минимальная граница возраста обследуемого населения определена с учетом методологических принципов и рекомендаций ООН в отношении переписей населения и жилого фонда, максимальная граница - с учетом наличия экономически активного населения среди лиц старшего возраста.
Домохозяйство* представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно, и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение за использованием ИКТ проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.
Выборочная сеть наблюдения за использованием ИКТ формируется на основе первичного информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года, содержащего сведения о постоянном населении, т.е. населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта.
Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению.
Для проведения наблюдения за использованием ИКТ используется выборочный массив объектов и единиц наблюдения, сформированный для проведения выборочного обследования населения по проблемам занятости.
Наблюдение за использованием ИКТ в месяцы, установленные для его проведения, проводится по тем же адресам домашних хозяйств, что и обследование населения по проблемам занятости.
Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки. Сводные итоги по субъектам Российской Федерации разрабатываются на основе двух месячных выборок.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации для проведения выборочного наблюдения за использованием ИКТ прилагается к настоящим "Методологическим и организационным положениям" (приложение N 1).
Взвешивание и распространение данных производится на уровне субъекта Российской Федерации. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - домохозяйству. Значение данного веса определяется как величина, обратная величине вероятности включения в выборочный массив конечной единицы отбора - домохозяйства.
Для получения итогов экстраполяции по обследованным лицам (единиц анализа) также используются демографические данные на начало предыдущего года.
2.4. Проведение опросов
Опрос населения об использовании ИКТ проводится интервьюерами.
Обследуемыми неделями наблюдения за использованием ИКТ в 2015 году установлены следующие:
1 этап. В ноябре - с 9 по 15 ноября. Опрос населения интервьюерами выполняется с 16 по 22 ноября;
2 этап. В декабре - с 7 по 13 декабря. Опрос населения интервьюерами выполняется с 14 по 20 декабря.
2.5. Учетные признаки наблюдения
Анкета об использовании ИКТ содержит следующие учетные признаки, по которым собирается информация:
а) наличие в домохозяйствах информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: персональный компьютер и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) дома (с любого устройства); устройства, имеющие доступ к сети Интернет дома; широкополосный доступ к сети Интернет в домохозяйстве; максимальная заявленная скорость доступа к сети Интернет; причины, по которым в домохозяйстве отсутствует доступ к сети Интернет;
б) использование населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: период последнего использования персонального компьютера (дома, на работе или любом другом месте); места использования персонального компьютера за последние 3 месяца; период последнего использования сети Интернет (дома, на работе или любом другом месте); частота использования сети Интернет за последние 3 месяца; места использования сети Интернет за последние 3 месяца (используя персональный компьютер или любое другое устройство с возможностью доступа к сети Интернет); причины, по которым не использовали сеть Интернет за последние 12 месяцев;
в) навыки использования информационных сетей и информационно-телекоммуникационных сетей: операции/действия, связанные с работой на персональном компьютере, выполненные за последние 12 месяцев;
г) использование сети Интернет в личных целях: использование сети Интернет в личных целях за последние 3 месяца по направлениям;
д) использование сети Интернет в профессиональной деятельности;
е) информационная безопасность: средства защиты (технологии защиты) информации; проблемы (угрозы) безопасности, возникшие при использовании сети Интернет за последние 12 месяцев; неиспользование сети Интернет по соображениям безопасности;
ж) защита детей онлайн: использование персонального компьютера, сети Интернет детьми; виды негативного воздействия сети Интернет на детей; способы защиты детей от вредного влияния сети Интернет.
з) использование населением сети Интернет для заказов товаров и/или услуг: период последней покупки/заказа товаров (услуг) через сеть Интернет; товары (услуги), приобретенные/заказанные через сеть Интернет в личных целях за последние 12 месяцев; виды оплаты товаров и/или услуг, заказанных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины неиспользования сети Интернет для заказов товаров и/или услуг;
и) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме: получение государственной или муниципальной услуги в государственных (муниципальных) учреждениях и/или органах государственной власти для себя лично за последние 12 месяцев; действия, осуществляемые при получении государственной или муниципальной услуги; оценка информации размещенной на официальных сайтах в сети Интернет государственных (муниципальных) учреждений и органов государственной власти (органов местного самоуправления); виды государственных и/или муниципальных услуг полученных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины неиспользования сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде за последние 12 месяцев; наличие электронной подписи, необходимой для получения государственных (муниципальных) услуг в электронной форме для себя лично; причины, неиспользования сети Интернет для получения государственных или муниципальных услуг.
2.6. Понятия и определения
При разработке и публикации данных наблюдения за использованием ИКТ используются определения, приведенные в следующих документах:
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ);
Руководство по измерению доступа к ИКТ и их использования на уровне домашних хозяйств и отдельных лиц, МСЭ (Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals, 2014).
Мобильный телефон** - устройство, которое используется для передачи сигналов (представляющих собой речь, текстовые сообщения или изображения) посредством электромагнитных волн, которые передаются через эфир без каких-либо проводных линий связи. Коммуникаторы, смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК) относятся к категории "Мобильный телефон".
Выделенная линия** - выделенный канал доступа к сети Интернет через провайдера (оператора связи) со скоростью до 100 Мбит/с.
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"** (сеть Интернет) - всемирная компьютерная сеть общего пользования. Сеть Интернет обеспечивает доступ к ряду услуг связи и осуществляет перенос файлов электронной почты, новостей, развлечений и данных.
Широкополосный доступ** - высокоскоростной доступ (обеспечивающий скорость 256 Кбит/с и выше в одном или обоих направлениях) к сети Интернет.
Персональный компьютер** - настольный (оборудование, требующее постоянного подключения к электросети и чаще всего установленное стационарно, - десктопы, моноблоки, терминалы) или портативный (оборудование, использование которого не требует постоянного подключения к электросети - ноутбуки, нетбуки, смартбуки, планшетные компьютеры) компьютер. Это определение не включает такое оборудование, как мобильные сотовые телефоны, карманные персональные компьютеры (КПК) или телевизоры.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций, соответственно, федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Привлекаемые лица** - физические лица, привлекаемые на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
III. Организационные положения проведения наблюдения за использованием ИКТ
3. Распределение функций по уровням управления и организации работ
3.1. На федеральном уровне (управления центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов статистического наблюдения за использованием ИКТ;
2) координация, планирование работ по проведению статистического наблюдения за использованием ИКТ и контроль подготовки, проведения и подведения итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ;
3) разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации статистического наблюдения за использованием ИКТ и подведения его итогов;
4) формирование официальной статистической информации статистического наблюдения за использованием ИКТ, ее опубликование, хранение материалов;
5) тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам статистического наблюдения за использованием ИКТ;
6) организация обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики;
7) обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
8) организация финансового и материально-технического обеспечения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
9) В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение работ и функций определяется Руководителем Федеральной службы государственной статистики.
3.2. На территориальном уровне (территориальные органы Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации статистического наблюдения за использованием ИКТ в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией;
2) координация и организация работ по подготовке и проведению статистического наблюдения за использованием ИКТ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
3) подбор лиц, привлекаемых на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением статистического наблюдения за использованием ИКТ, контроль за их работой;
4) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам статистического наблюдения за использованием ИКТ, в том числе по безопасности проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ;
5) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных;
6) обучение специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и привлекаемых лиц территориального и полевого уровня;
7) подготовка полученной информации статистического наблюдения за использованием ИКТ к автоматизированной обработке;
8) автоматизированная обработка полученной информации статистического наблюдения за использованием ИКТ на основе утвержденной технологии;
9) Опубликование итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ, хранение его материалов;
10) В территориальных органах Федеральной службы государственной статистики выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа (или лицом, его заменяющим).
Для работ на региональном уровне предусмотрено привлечение на условиях контракта: координаторов, инструкторов, операторов ввода, операторов формального и логического контроля.
Тиражирование статистического инструментария наблюдения за использованием ИКТ и доведение до полевого уровня выполняется на территориальном уровне.
3.3. На полевом уровне (районные/межрайонные отделы территориальных органов Федеральной службы государственной статистики) выполняются следующие функции:
1) подготовка и проведение статистического наблюдения за использованием ИКТ в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации;
2) организация работ по сбору первичных статистических данных статистического наблюдения за использованием ИКТ путем опроса респондентов, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий;
3) сдача-приемка заполненных форм статистического наблюдения за использованием ИКТ, контроль заполнения форм статистического наблюдения за использованием ИКТ;
Для работ на полевом уровне на условиях контракта осуществляется привлечение интервьюеров.
3.4. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.4.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка планов организации и проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ в 2015 году на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ;
2. Разработка официальной статистической методологии, формы статистического наблюдения за использованием ИКТ и статистического инструментария;
3. Разработка программы обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и привлекаемых лиц территориального и полевого уровня;
4. Разработка технологии автоматизированной обработки полученной информации статистического наблюдения за использованием ИКТ и подведения его итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной сети Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период;
5. Разработка программного обеспечения по формированию перечня изучаемых объектов, автоматизированной обработке полученной информации, формированию официальной статистической информации статистического наблюдения за использованием ИКТ;
6. Разработка средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо за весь период работы и сроков работы привлекаемых лиц;
7. Разработка квалифицированных требований к привлекаемым лицам из числа граждан Российской Федерации, привлекаемых к сбору первичных статистических данных, проводимые путем опроса респондента, контроля и обработки полученной информации;
8. Организация проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ на федеральном, территориальном и полевом уровнях, контроль выполнения работ;
9. Организация автоматизированной обработки полученной информации и подведение итогов статистического наблюдения за использованием ИКТ;
10. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения;
11. Финансовое и материально-техническое обеспечение статистического наблюдения за использованием ИКТ;
12. Организация обучения специалистов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и привлекаемых лиц полевого уровня;
На территориальном уровне в 2015 году предусмотрен наем привлекаемых лиц на условиях контрактов (в том числе координаторов и инструкторов, имеющих высшее или среднее специальное образование, либо имеющих опыт практической работы в органах управления).
Продолжительность работы привлекаемых лиц в 2015 году составляет:
координатор |
60 дней; |
инструктор |
54 дня; |
интервьюер |
18 дней; |
оператор ввода |
12 дней; |
оператор формального и логического контроля |
12 дней. |
С привлекаемыми лицами заключается контракт. В случае если опрос населения по анкете об использовании ИКТ и анкете по проблемам занятости проводится одним интервьюером, с этим интервьюером допускается заключать два контракта на выполнение указанных работ в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Условиями контракта для привлекаемых лиц, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии документов, подтверждающих эти расходы), связанных с:
а) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
б) проездом до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
в) проездом до места получения и сдачи материалов наблюдения (и обратно) для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов;
г) проживанием по месту проведения контрольных мероприятий, проездом до него и обратно - для координаторов и инструкторов, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
3.4.2. Этап проведения статистического наблюдения за использованием ИКТ, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов
Нормативы, используемые при заключении контрактов на проведение и обработку федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 году
Категории привлекаемых лиц |
Период выполнения работы |
Норма нагрузки за весь период работы |
Координатор |
обследование ноябрь, декабрь - с 2 ноября по 31 декабря |
1-2 человека в ТОГС на предусмотренный объем работ |
Инструктор |
обследование ноябрь, декабрь - в течение любых 54 дней в период с 2 ноября по 29 декабря |
1-2 человека в ТОГС на предусмотренный объем работ, в зависимости от выборочной сети |
Интервьюер |
обследование ноябрь - 13 ноября (обучение), с 16 ноября по 23 ноября (опрос и сдача анкет); обследование декабрь - 11 декабря (обучение), с 14 декабря по 21 декабря (опрос и сдача анкет) |
36 респондентов в расчете на период опроса. В Чеченской Республике, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях 24 респондента в расчете на период опроса |
Оператор ввода |
обследование ноябрь - в течение любых 6 дней в период с 25 ноября по 2 декабря; обследование декабрь - в 6 дней с 22 декабря по 27 декабря |
В среднем 30 респондентов в расчете на один день в период обработки |
Оператор формального и логического контроля |
обследование ноябрь - в течение любых 6 дней в период с 26 ноября по 3 декабря; обследование декабрь - 6 дней с 23 декабря по 28 декабря |
15 респондентов в расчете на один день в период обработки |
Выполняемые функции привлекаемых лиц***
Координатор:
- осуществление координации работы по проведению наблюдения за использованием ИКТ;
- проведение обучения инструкторов, интервьюеров;
- приемка заполненных анкет от инструкторов;
- проведение контрольных мероприятий;
- подготовка введенных массивов данных для отправки на федеральный уровень;
- проверка и уточнение информационного массива данных по запросам федерального уровня;
- проведение контрольных проверок.
Инструктор:
- прохождение обучения;
- организация рассылки статистического инструментария в районные отделы ТОГС;
- координация работы интервьюеров;
- контроль заполнения интервьюерами анкет;
- прием заполненных анкет от интервьюеров;
- сдача координатору заполненных анкет;
- ежедневная проверка объема и качества выполненных работ операторами ввода и операторами формального и логического контроля;
- приемка работ от операторов формального и логического контроля;
- участие совместно с координатором в проведении контрольных мероприятий.
Интервьюер:
- прохождение обучения;
- опрос населения и заполнение анкет;
- сдача инструктору заполненных анкет.
Оператор ввода:
- ввод анкет.
Оператор формального и логического контроля:
- проведение формального и логического контролей;
- сдача работы инструктору.
Руководитель ТОГС в пределах выделенного бюджетного финансирования заключает с привлекаемыми лицами контракты, предусматривающие исполнение ими вышеопределенных функций в любых целесообразных сочетаниях согласно производственной необходимости.
Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на региональном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения бланков наблюдения (Анкет) (далее - контрольные проверки).
Контрольные проверки осуществляются координаторами (и при необходимости инструкторами) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. В ходе контрольных проверок производится: сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в наблюдении за использованием ИКТ; наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос); проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации); выяснение факта участия в обследовании (выборочно, в 5-6 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).
Указанные контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера.
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне
Приемка-сдача результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится в соответствии с графиком приемки работ, утверждаемым ТОГС.
Сдача результатов работ производится интервьюерами с выездом в ТОГС или, в отдельных случаях, по почте через районные отделы статистики.
При приемке заполненных анкет об использовании ИКТ на территориальном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе логического контроля, приведенного в анкете.
По завершении приемки-сдачи на территориальном уровне анкеты комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке.
IV. Автоматизированная обработка данных наблюдения
Для автоматизации обработки материалов наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей Росстатом создается программный комплекс (ПК ИКТ). Функции автоматизации Выборочного наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляются в 4 этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях:
1 Этап (подготовка). На федеральном уровне производится:
а) загрузка адресов сформированной плановой выборочной совокупности домашних хозяйств;
б) ведение нормативно-справочной информации;
в) ввод в действие Центра обработки данных на федеральном уровне (ЦОДФУ).
2 Этап (автоматизированная обработка). На региональном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОДФУ в ПК ИКТ первичных данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных данных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения.
Работы по обработке данных на региональном уровне выполняются временными работниками, привлекаемыми по контракту:
- операторами ввода (ввод данных);
- операторами формального и логического контроля (контроль и формирование первичного информационного фонда).
3 Этап (формирование итогов). На федеральном уровне производится:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
в) внесение при необходимости уточнений в первичные данные, повторно представленные ТОГС;
г) формирование базы первичных данных (БПД) выборочного наблюдения, включая расчет коэффициентов взвешивания данных, производных показателей, ошибок выборки.
д) интеграция итоговых данных (по согласованному с Росстатом перечню показателей) выборочного статистического наблюдения ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования населения по проблемам занятости в программном комплексе IBM SPSS Statistics.
е) формирование базы данных сводных итогов (БДСИ), дополнительный контроль полученной информации;
ж) формирование рабочих и публикационных таблиц.
4 Этап (распространение данных). На федеральном уровне осуществляется:
а) подготовка открытых данных наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей для публикации на сайте Росстата в сети Интернет в системе открытого доступа (с соответствующим описанием метаданных);
б) подготовка статистических таблиц для публикации на сайте Росстата в сети Интернет;
в) подготовка интерактивной веб-страницы.
Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных наблюдения.
Срок хранения заполненных анкет на бумажных носителях - до замены новыми (в соответствии с разделом 4.2 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения").
Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе наблюдения
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в форме федерального статистического наблюдения (анкете об использовании ИКТ) определены в статье 9 "Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения" Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Первичные статистические данные, содержащиеся в анкете об использовании ИКТ, признаются информацией ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения, полученные в ходе проведения наблюдения, предусматриваются договорами, заключаемыми с лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных со сбором и обработкой первичных данных.
В соответствии со ст. 6 п. 9 Федерального закона от 27.07.2006. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания.
При автоматизированной обработке материалов наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение наблюдения
Материально-техническое обеспечение выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых соответствующими приказами Росстата.
Финансирование выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Территориальным органам государственной статистики, принимающим участие в подготовке, проведении и автоматизированной обработке полученной информации, лимиты бюджетных обязательств доводятся в установленном порядке.
______________________________
* За исключением коллективных домашних хозяйств, лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях. Данное определение приводится исключительно для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
** Данное определение приводится исключительно для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
*** В соответствии с п. 8 приказа Росстата от 14.03.2014 N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2014 N 32045).
Приложение N 1
к методологическим и организационным положениям
по проведению выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением
информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
План
размещения месячного объема выборки по субъектам Российской Федерации для проведения выборочного наблюдения за использованием ИКТ в 2015 году
Наименование субъекта Российской Федерации |
Число лиц в возрасте 15-72 лет, подлежащих обследованию, в среднем за месяц |
||
|
всего |
город |
село |
Российская Федерация |
69555 |
44598 |
24957 |
Центральный федеральный округ
|
|
|
|
Белгородская область |
795 |
441 |
354 |
Брянская область |
1384 |
918 |
466 |
Владимирская область |
743 |
539 |
204 |
Воронежская область |
971 |
534 |
437 |
Ивановская область |
709 |
443 |
266 |
Калужская область |
767 |
411 |
356 |
Костромская область |
778 |
462 |
316 |
Курская область |
860 |
462 |
398 |
Липецкая область |
923 |
485 |
438 |
Московская область |
1822 |
1241 |
581 |
Орловская область |
751 |
408 |
343 |
Рязанская область |
650 |
360 |
290 |
Смоленская область |
599 |
322 |
277 |
Тамбовская область |
646 |
366 |
280 |
Тверская область |
752 |
482 |
270 |
Тульская область |
885 |
599 |
286 |
Ярославская область |
977 |
651 |
326 |
г. Москва |
3176 |
3176 |
0 |
Северо-Западный федеральный округ
|
|
|
|
Республика Карелия |
592 |
360 |
232 |
Республика Коми |
539 |
321 |
218 |
Архангельская область (без АО) |
601 |
416 |
185 |
Ненецкий автономный округ |
345 |
190 |
155 |
Вологодская область |
700 |
418 |
282 |
Калининградская область |
610 |
363 |
247 |
Ленинградская область |
816 |
463 |
353 |
Мурманская область |
495 |
329 |
166 |
Новгородская область |
766 |
448 |
318 |
Псковская область |
533 |
307 |
226 |
г. Санкт-Петербург |
1896 |
1896 |
0 |
Южный федеральный округ
|
|
|
|
Республика Адыгея |
533 |
354 |
179 |
Республика Калмыкия |
367 |
177 |
190 |
Краснодарский край |
1587 |
832 |
755 |
Астраханская область |
553 |
320 |
233 |
Волгоградская область |
1016 |
729 |
287 |
Ростовская область |
1471 |
986 |
485 |
Северо-Кавказский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Дагестан |
635 |
306 |
329 |
Республика Ингушетия |
310 |
130 |
180 |
Кабардино-Балкарская Республика |
440 |
259 |
181 |
Карачаево-Черкесская Республика |
385 |
183 |
202 |
Республика Северная Осетия - Алания |
355 |
190 |
165 |
Чеченская Республика |
300 |
120 |
180 |
Ставропольский край |
988 |
547 |
441 |
Приволжский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Башкортостан |
1700 |
1040 |
660 |
Республика Марий Эл |
557 |
325 |
232 |
Республика Мордовия |
591 |
315 |
276 |
Республика Татарстан |
1370 |
825 |
545 |
Удмуртская Республика |
711 |
386 |
325 |
Чувашская Республика |
548 |
300 |
248 |
Пермский край |
1487 |
967 |
520 |
Кировская область |
754 |
460 |
294 |
Нижегородская область |
1271 |
842 |
429 |
Оренбургская область |
832 |
452 |
380 |
Пензенская область |
621 |
381 |
240 |
Самарская область |
1105 |
865 |
240 |
Саратовская область |
862 |
613 |
249 |
Ульяновская область |
878 |
474 |
404 |
Уральский федеральный округ
|
|
|
|
Курганская область |
578 |
300 |
278 |
Свердловская область |
1533 |
1253 |
280 |
Тюменская область (без АО) |
474 |
276 |
198 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
517 |
322 |
195 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
456 |
298 |
158 |
Челябинская область |
1293 |
938 |
355 |
Сибирский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Алтай |
385 |
179 |
206 |
Республика Бурятия |
490 |
289 |
201 |
Республика Тыва |
346 |
194 |
152 |
Республика Хакасия |
518 |
336 |
182 |
Алтайский край |
970 |
507 |
463 |
Забайкальский край |
807 |
452 |
355 |
Красноярский край |
1581 |
1016 |
565 |
Иркутская область |
1175 |
653 |
522 |
Кемеровская область |
1220 |
944 |
276 |
Новосибирская область |
1062 |
707 |
355 |
Омская область |
830 |
535 |
295 |
Томская область |
524 |
281 |
243 |
Дальневосточный федеральный округ
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
628 |
316 |
312 |
Камчатский край |
632 |
372 |
260 |
Приморский край |
807 |
558 |
249 |
Хабаровский край |
772 |
502 |
270 |
Амурская область |
511 |
266 |
245 |
Магаданская область |
542 |
302 |
240 |
Сахалинская область |
499 |
307 |
192 |
Еврейская автономная область |
430 |
275 |
155 |
Чукотский автономный округ |
407 |
223 |
184 |
Крымский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Крым |
960 |
508 |
452 |
г. Севастополь |
300 |
300 |
0 |
Приложение N 2
к методологическим и организационным положениям
по проведению выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением
информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей
Календарный план
подготовки, проведения и обработки итогов федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в ноябре, декабре 2015 года
N |
Мероприятия |
Сроки выполнения в 2015 г. |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Организационное обеспечение |
||
|
Подготовка проектов приказов Росстата: |
|
|
1.1. |
Об организации работы лиц, привлекаемых на подготовку и проведение наблюдения за использованием ИКТ в территориальных органах Росстата |
октябрь |
УОППСО УСОНИ |
1.2. |
Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей |
октябрь |
УСОНИ УОППСО |
1.3. |
Об утверждении Анкеты выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей и указаний по ее заполнению |
октябрь |
УСОНИ |
2. |
Финансовое и материально-техническое обеспечение* |
||
2.1. |
Передача в ТОГС в электронном виде в форматах, пригодных для тиражирования следующего статинструментария: анкета, карточка N 1, карточка N 2, карточка N 3, обращение к гражданам, удостоверение интервьюеру, удостоверение координатору (инструктору) |
октябрь |
УСОНИ |
2.2. |
Доведение до ТОГС лимитов бюджетных обязательств и писем, регламентирующих расходование средств по статьям расходов |
ноябрь |
УОППСО |
2.3. |
Доведение в установленном порядке до ТОГС лимитов бюджетных обязательств на проведение и обработку полученных сведений наблюдения за использованием ИКТ |
ноябрь |
УОППСО ФЭУ |
3. |
Обеспечение подготовки и проведения наблюдения в ТОГС |
||
3.1. |
Найм координаторов, инструкторов: |
|
ТОГС |
обследование в ноябре, декабре |
до 30 октября |
||
3.2. |
Найм интервьюеров: |
|
ТОГС |
обследование в ноябре |
до 13 ноября |
||
обследование в декабре |
до 11 декабря |
||
3.3. |
Найм операторов ввода, операторов формального и логического контроля: |
|
ТОГС |
обследование в ноябре |
до 20 ноября |
||
обследование в декабря |
до 18 декабря |
||
3.4. |
Работа координаторов: |
в течение 60 дней в период: |
ТОГС |
обследование в ноябре, декабре |
с 2 ноября по 31 декабря |
||
3.5. |
Работа инструкторов: |
в течение любых 54 дней в период: |
ТОГС |
обследование в ноябре, декабре |
с 2 ноября по 29 декабря |
||
3.6. |
Работа интервьюеров:
|
в течение 9 дней, включая обучение, в период: |
ТОГС |
- обучение (1 день) |
|
||
обследование в ноябре |
13 ноября |
||
обследование в декабре |
11 декабря |
||
|
- опрос и заполнение Анкет |
|
|
обследование в ноябре |
с 16 по 22 ноября |
||
обследование в декабре |
с 14 по 20 декабря |
||
- сдача Анкет |
|
||
обследование в ноябре |
23 ноября |
||
обследование в декабре |
21 декабря |
||
3.7. |
Работа операторов ввода: |
|
ТОГС |
обследование в ноябре |
в течение любых 6 дней в период с 25 ноября по 2 декабря |
||
обследование в декабре |
с 22 декабря по 27 декабря |
||
3.8. |
Работа операторов формального и логического контроля: |
|
ТОГС |
обследование в ноябре |
в течение любых 6 дней в период с 26 ноября по 3 декабря |
||
обследование в декабре |
с 23 декабря по 28 декабря |
||
3.9. |
Предоставление данных на федеральный уровень: |
|
ТОГС |
обследование в ноябре |
декабрь |
||
обследование в декабре |
декабрь |
||
4. |
Автоматизированная обработка данных |
||
4.1. |
Разработка экономического описания по автоматизированной обработке материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
октябрь |
УСОНИ |
4.2. |
Подготовка и проведение открытого конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
ноябрь |
УИРТ |
4.2.1. |
Разработка и согласование технического задания на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
октябрь |
УИРТ, УСОНИ |
4.2.2. |
Разработка и согласование конкурсной документации о размещении извещения о проведении открытого конкурса на заключение государственного контракта на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
октябрь |
УИРТ |
4.2.3. |
Проведение открытого конкурса и заключение государственного контракта на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
октябрь-ноябрь |
УИРТ, организация - победитель конкурса |
4.3. |
Проведение автоматизированной обработки данных наблюдения за использованием ИКТ |
ноябрь, декабрь |
УСОНИ, организация - победитель конкурса |
4.4. |
Получение итогов наблюдения за использованием ИКТ |
декабрь 2015 г. |
УСОНИ УИРТ |
______________________________
Примечание:
* При условии поступления в Росстат лимитов бюджетных обязательств на проведение наблюдения.
Принятые сокращения:
УОСНК - Управление организации статистического наблюдения и контроля
ФЭУ - Финансово-экономическое управление
УСОНИ - Управление статистики образования, науки и инноваций
УОППСО - Управление организации проведения переписей и сплошных обследований
УИРТ - Управление информационных ресурсов и технологий
ТОГС - Территориальный орган государственной статистики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статнаблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 г.
Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства; анализа - домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих хозяйств.
Наблюдение проводится выборочным методом во всех регионах с последующим распространением итогов на всю численность населения соответствующего возраста.
Урегулированы конкретные процедуры, совершаемые в рамках наблюдения.
Положения на 2014 г. признаны утратившими силу.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 ноября 2015 г. N 526 "Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 году"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Росстата от 21 сентября 2016 г. N 528 "Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2016 году" настоящий приказ признан утратившим силу