Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Основные направления работы
по содействию занятости населения
3.1. Информационное обслуживание рынка труда
Эффективное функционирование рынка труда невозможно без надежного информационного обеспечения.
Для оказания помощи в трудоустройстве незанятым гражданам и безработным и для содействия работодателям в подборе нужных им работников будет совершенствоваться система сбора и обработки информации о свободных рабочих местах. С этой целью в 1998-2000 гг. предусмотрено:
- ежедневный сбор и ввод в компьютерный банк вакансий сотрудниками всех районных отделов с передачей в тот же день в городской компьютерный банк;
- еженедельный выпуск справочников вакансий для ИТР и служащих, рабочих, а также ежедневный выпуск справочников вакансий, поступивших за последний день;
- публикация сведений о вакансиях в газетах "Советская Сибирь", "Вечерний Новосибирск", в специализированных газетах "Профессия", "Работа для вас" и др., а также на радио и телевидении;
- подключение к компьютерной сети ГЦЗН крупных работодателей для повышения точности и оперативности обработки и использования информации о вакансиях;
- обмен информацией о вакансиях с другими организациями, занимающимися трудоустройством - Бальтиз, Трудсервис, СизамСервис, Суперкадры;
- регулярное снабжение информацией о вакансиях заинтересованных государственных и муниципальных организаций - Комитет по труду и занятости, миграционная служба, центр срочной социальной помощи и др.;
- расширение компьютерного банка специалистов путем включения в него части базы "Ресурсы" (специалистов и рабочих высокой квалификации);
- использование системы автоматизированного поиска рабочих мест и подбора специалистов для работодателей.
Планируется также продолжать работу по следующим направлениям:
- расширение и дополнительное оснащение информационных залов в районных отделах;
- использование уличной рекламы (стенды, световые табло);
- создание учебных и рекламных видеофильмов и видеосюжетов;
- выпуск буклетов, брошюр, проспектов по различным направлениям работы центра занятости и проблемам, связанным с трудоустройством и профессиональной подготовкой незанятых граждан. Распространение этих материалов через кадровые службы предприятий и организаций, профсоюзы, другие организации;
- проведение ярмарок рабочих и учебных мест, семинаров для работников кадровых служб, других акций для повышения информированности населения о задачах и возможностях службы занятости, рынке труда г.Новосибирска, законодательстве о занятости населения.
Будет продолжаться и развиваться сотрудничество со средствами массовой информации - газетами, радио, телевидением. С помощью СМИ будут решаться следующие задачи:
- более широкое и быстрое доведение информации о свободных рабочих местах до ищущих работу;
- обеспечение возможности для граждан обращаться непосредственно к работодателям, минуя службу занятости;
- повышение привлекательности для работодателей сотрудничества со службой занятости благодаря бесплатной рекламе в СМИ и, следовательно, более полное поступление в службу занятости информации о вакансиях;
- информирование населения о задачах и возможностях службы занятости.
Для ускорения публикации отдел информации и рекламы будет готовить для газет оригинал-макеты.
Будет расширяться использование новых информационных технологий:
- установка сенсорных терминалов в информационных залах;
- применение АРМов безработного в районных отделах;
- выход в Интернет с банками вакансий, учебных заведений, другой информацией по рынку труда и проблемам занятости.
Планируется также регулярное проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам рынка труда с участием ученых-обществоведов и всех субъектов, действующих на рынке труда:
- государственными и муниципальными органами управления;
- службами занятости населения;
- учебными заведениями, осуществляющими профессиональное обучение;
- профсоюзными и другими общественными организациями;
- негосударственными рекрутерскими агентствами, действующими на рынке труда;
- работодателями.
3.2. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Анализ ситуации на рынке труда города Новосибирска показывает, что не все граждане имеют одинаковые возможности для трудоустройства. Рынок труда диктует свои жесткие условия при отборе рабочей силы. Так, в 1998 - 2000 годах наибольшие трудности в трудоустройстве будут испытывать: молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, инвалиды, женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы, выпускники учебных заведений, дети-сироты, выпускники специализированных учебных заведений.
Количество слабо социально защищенных граждан, обратившихся в Новосибирский городской центр занятости населения, будет постоянно увеличиваться, в то время как уровень трудоустройства по данным категориям будет падать.
Основная цель работы с этими категориями безработных граждан в прогнозируемом периоде будет заключаться в том, чтобы не допустить застойной и хронической безработицы посредством альтернативных форм трудоустройства. Конкретные мероприятия будут разработаны по следующим направлениям:
- содействие самозанятости и предпринимательству;
- организация и проведение общественных работ;
- организация временной занятости подростков;
- квотирование рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- создание (или сохранение) специализированных рабочих мест для слабо социально защищенных граждан (в том числе по программе "Молодежная практика") в рамках работы по реструктуризации задолженности предприятий по финансовой помощи, выделенной согласно приказу ФСЗ России от 24.07.95 N 107.
Мероприятия по квотированию рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите будут проведены на основании ст. 181 КЗОТ "Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи", введенной в действие Федеральным Законом Российской Федерации от 24.11.95 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" и на основании ст.21 "Установление квоты для приема на работу инвалидов" Федерального Закона Российской Федерации от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Данные мероприятия позволят уменьшить длительность периода безработицы граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и увеличить уровень их трудоустройства.
3.2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи и подростков
Формирование рынка труда молодежи в 1998 - 2000 годах будет происходить в условиях продолжающегося кризиса в экономике и сокращения работающих граждан.
С целью снятия социальной напряженности среди молодежи городским центром занятости населения будет организована работа по следующим направлениям:
- содействие молодежному предпринимательству и самозанятости;
- организация временной занятости подростков;
- квотирование рабочих мест для несовершеннолетних граждан;
- организация и проведение общественных работ для молодежи;
- трудоустройство на свободные вакансии на предприятиях и в организациях города;
- профориентация и переобучение молодежи профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
- трудоустройство выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная практика".
Совместно с Комитетом по труду и занятости мэрии г. Новосибирска продолжится работа по квотированию рабочих мест на предприятиях и в организациях города. По предложению службы занятости ежегодно будет заквотировано не менее 200 рабочих мест для молодежи. Также будет продолжена совместная работа по трудоустройству детей-сирот, выпускников специализированных учебных заведений. Ежегодно будет трудоустроено около 60 таких выпускников.
В целях обеспечения временной занятости в период поиска работы городской центр будет привлекать молодых людей к участию в общественных работах.
Совместно с Мэрией г.Новосибирска в предстоящем периоде продолжится работа по созданию и совершенствованию работы молодежной биржи труда.
Все вышеперечисленные мероприятия позволят трудоустроить более 20% обратившихся молодых людей.
Решая проблему трудоустройства выпускников учебных заведений, планируется организовать трудоустройство по программе "Молодежная практика".
В 1998-2000 гг. в Новосибирский городской центр занятости населения ежегодно будет обращаться от 2000 до 3000 подростков, желающих работать в свободное от учебы время. Поэтому одним из основных направлений активной политики занятости городского центра в прогнозируемом периоде будет организация временной занятости подростков в целях приобщения их к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности.
Приоритетным правом при трудоустройстве будут пользоваться подростки из семей безработных граждан, дети-сироты, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Договоры будут заключаться с отделами по делам молодежи районов города, учебно-производственными комбинатами, детскими спортивными и специализированными образовательными центрами. Выполняться будут различные виды работ:
- деревообработка;
- строительное и слесарное дело;
- делопроизводство;
- швейное дело;
- картонажно-брошюровочные работы;
- уход за детьми дошкольного возраста, больными и престарелыми;
- художественные промыслы;
- программирование;
- ремонт бытовой техники;
- благоустройство и озеленение территорий.
В соответствии с договорами предприятия и организации будут создавать рабочие места, руководствуясь действующим законодательством, нормативными актами о труде для лиц этой возрастной категории, а также будут обеспечивать контроль за соблюдением правил безопасности.
Городской центр занятости населения из средств ФЗ будет выделять средства предприятиям для оплаты труда подростков по фактически отработанному времени или в зависимости от выработки согласно существующим на предприятии нормам и расценкам.
Планируется изучить возможность создания базовых специализированных предприятий для трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это позволит обеспечит более четкий контроль за организацией их занятости.
Со стороны городского центра будет обеспечен контроль за целевым использованием средств, выделенных из фонда занятости.
3.2.2. Содействие занятости женщин
Одной из наиболее острых в предстоящем периоде будет оставаться проблема занятости женщин, особенно имеющих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, женщин предпенсионного возраста.
В 1998-2000 гг. женщины будут составлять основную часть безработных граждан, поставленных на учет в городском центре занятости - от 60 до 70%, с явным преобладанием специалистов с высшим и средним специальным образованием; значительная часть их будет иметь длительный, более года, перерыв в работе. Из числа обратившихся женщин порядка 40% будут в возрасте от 14 до 29 лет, около 70% будут признаны безработными.
Решение вопроса трудоустройства женщин будет заключаться в первую очередь в оптимизации соотношения спроса и предложения рабочей силы посредством профориентационной работы и переобучения. Профориентационная работа будет организована для учащихся и выпускников школ совместно с молодежной биржей труда и комитетами по профессиональному образованию, что позволит выпускникам более правильно определиться с видом занятости в будущем, соответственно снизит удельный вес безработных женщин. На обучение и переобучение специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, городским центром занятости будут направляться около 20% безработных женщин ежегодно.
Кроме того, одной из мер социальной защиты женщин в 1998- 2000 гг. останется квотирование рабочих мест. В Новосибирске для трудоустройства данной категории будет квотироваться до 100 рабочих мест ежегодно. Это направление будет успешно реализовано в случае решения на уровне городской администрации вопроса об экономической заинтересованности работодателей, трудоустраивающих социально уязвимые категории граждан.
В результате деятельности городского центра по реструктуризации задолженности предприятий по финансовой помощи, трудоустройство женщин будет организовано в рамках программы по субсидированию длительно безработных граждан.
Ежегодно более 5% женщин из числа длительно безработных будут направляться в "Клуб ищущих работу" с целью социальной адаптации и активизации поиска работы.
Одним из направлений деятельности по организации занятости женщин в предстоящем периоде будет содействие индивидуальному предпринимательству и самозанятости. Основными видами деятельности будут медицинские, парикмахерские, бухгалтерские услуги, юридические консультации, пошив изделий из ткани и меха, вязание, репетиторство и др.
3.2.3. Содействие занятости инвалидов
На уровень занятости инвалидов будут влиять следующие основные причины: общая ухудшающаяся ситуация на рынке труда; необходимость предоставления им льгот и компенсаций, ставящих работодателей в невыгодное экономическое положение; необходимость создания специально оборудованных рабочих мест, условий и режима работы, что ведет к понижению эффективности производства, а в следствие этого - психологическая неготовность трудовых коллективов к контакту с инвалидами. С другой стороны, конкурентоспособность инвалидов будет снижаться в связи с пониженной территориальной и профессиональной мобильностью данной категории граждан.
В 1998-2000 г.г. деятельность Новосибирского городского центра занятости по содействию занятости инвалидов будет заключаться в подготовке и проведении мероприятий, позволяющих стабилизировать ситуацию в этом сегменте рынка труда и создать условия для эффективной трудовой реабилитации данной категории безработных граждан.
С этой целью планируется обеспечить:
- наиболее полное информирование инвалидов о состоянии рынка труда, наличии вакансий, конкурентоспособных видах деятельности и профессиях, правовых аспектах занятости;
- профессиональная ориентация и психологическая поддержка инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, учитывающая степень ограничения трудоспособности;
- профессиональное обучение и переподготовка инвалидов;
- содействие в трудоустройстве,
в том числе:
- на специализированные рабочие места;
- на рабочие места в пределах выделяемых квот;
- поощрение самозанятости и поддержка предпринимательской инициативы.
В 1998-2000 гг. в случае успешной работы по реструктуризации задолженности предприятий по финансовой помощи, одним из вариантов трудоустройства инвалидов может стать компенсация затрат работодателей по заработной плате этой категории лиц. Кроме того, планируется ежегодно от 10 до 20% квотированных рабочих мест выделять для этой категории.
В результате проведенных мероприятий станет возможным трудоустроить более значительное количество инвалидов, обратившихся в службу занятости, по сравнению с предшествующими годами.
3.2.4. Содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы
В целях снятия напряженности в этом сегменте рынка труда, предотвращения обострения криминогенной обстановки в городе, планируется:
- организовать совместную работу с управлением по исправительным делам и социальной реабилитации граждан, прибывающих из мест лишения свободы, по вопросам занятости;
- направлять по запросам учреждений, исполняющих наказание, информацию о состоянии рынка труда, наличии вакансий и т.д.;
- организовать профессиональную ориентацию, психологическое и юридическое консультирование обращающихся граждан этой категории;
- способствовать установлению квот по приему на работу;
- содействовать обратившимся в трудоустройстве на свободные вакансии;
- привлекать данную категорию граждан к участию в общественных работах;
- обучать и переподготавливать по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.
3.3. Организация общественных работ
Одним из специализированных направлений работы городского центра занятости населения по дополнительной социальной поддержке безработных граждан в предстоящем периоде будет организация и проведение общественных работ.
Основной задачей данного направления является включение безработных и других групп населения в активную трудовую жизнь в интересах сохранения их трудового потенциала и улучшения их материального положения. К категории "общественные" будут отнесены работы, имеющие социальную направленность и не требующие предварительной профессиональной подготовки. Договоры будут заключаться с предприятиями любых форм собственности.
Общественные работы должны обеспечивать:
- удовлетворение потребностей города в организации и проведении необходимых работ, имеющих первоочередное социальное значение и носящих временный или сезонный характер;
- временный доход и занятость гражданам, обратившимся в службу занятости;
- приобщение к труду лиц, впервые ищущих работу;
- трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
Основными видами общественных работ будут:
- уборка территории города;
- уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и детей;
- помощь в проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции;
- участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фонда;
- помощь местным органам власти в обслуживании санаторно-курортных зон;
- помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (празднования дней города, фестивали, месячники по уборке города и т.д.);
- другие доступные виды трудовой деятельности.
Преимущественным правом на участие в общественных работах будут пользоваться безработные граждане, зарегистрированные в центре занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете свыше шести месяцев, и безработные граждане из состава социально незащищенных групп населения.
На основании ст.15 Положения "Об организации общественных работ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 875, общественные работы считаются подходящим местом работы для следующих категорий граждан:
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
- отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-ти месячного) периода безработицы;
- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающие;
- обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
В течение пяти лет количество безработных граждан, участвующих в общественных работах увеличилось со 157 человек в 1992 году до 853 человек в 1996 году. В 1997 году это количество снизилось до 610 человек в связи с резким уменьшением средств, выделяемых на реализацию направлений активной политики занятости населения. Вместе с тем, в прогнозируемом периоде планируется заключить более 100 договоров на организацию 1500 рабочих мест. На заработную плату безработным гражданам, участвующим в общественных работах, из фонда занятости будет выделено более 3 млрд. рублей. Оплата труда будет производиться за фактически отработанное время в соответствии с действующими на предприятии нормами и расценками.
Финансовые затраты предприятий будут направлены на организацию труда: обеспечение сырьем, материалами, мелким инвентарем, спецодеждой и т.д.
Договоры будут заключены с райвоенкоматами, райкомхозами, Администрациями районов, ПКиО им. С.М. Кирова, АОЗТ "Сиблимс", ООО "Виталекс", Сибирским ботаническим садом СО РАН и др.
Городской центр занятости населения будет вести четкий контроль за выполнением предприятиями взятых на себя обязательств и целевым использованием средств фонда занятости.
3.4. Содействие предпринимательской деятельности
В целях улучшения ситуации на рынке труда и предоставления гражданам возможности для наиболее полной реализации своих профессиональных способностей и интересов важным направлением деятельности городского центра занятости населения в прогнозируемом периоде будет стимулирование индивидуальной предпринимательской деятельности.
В первую очередь такой вариант трудоустройства будет предложен гражданам, имеющим длительный период безработицы и испытывающим трудности при традиционном трудоустройстве.
Работа будет организована в соответствии с Положением "О порядке работы отделов городского центра занятости населения с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидии", утвержденным приказом ГЦЗН N 94 от 12.05.94 года. Безработным гражданам будут оказаны следующие виды услуг:
консультационные:
- ознакомление с нормативными документами, рекомендациями и другой имеющейся литературой о порядке создания и регистрации предприятий, организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- оказание услуг по разработке бизнес-планов, оформлению учредительных документов, информационно-справочные услуги;
обучение основам предпринимательской деятельности, менеджмента рыночной экономики или профессиям, позволяющим заняться предпринимательской деятельностью;
финансовая помощь:
- выдача субсидии на организацию собственного дела в размере годового пособия по безработице;
- компенсация регистрационных расходов безработным гражданам.
Для оценки предпринимательских способностей широко будет применяться тестирование.
Оказывая содействие молодым людям в организации своего дела, планируется проводить обучение предпринимательству в центре "Гранд", Центре социальной адаптации при ННЦ, МРЦПК и других учебных заведениях.
Бизнес-планы, подготовленные безработными гражданами с целью получения субсидии из фонда занятости, будут рассматриваться независимой экспертной комиссией и комиссией городского центра занятости населения. Планируется также компенсировать безработным гражданам затраты по регистрации предприятий.
Предполагается, что для получения субсидии в Новосибирский городской центр занятости населения в прогнозируемом периоде обратятся около 10% безработных граждан, прошедших обучение предпринимательской деятельности. Средний размер субсидии одному безработному будет составлять 10 тыс.руб.
3.5. Территориальное перераспределение рабочей силы
При оценке уровня трудовой миграции граждан и планировании работы службы занятости по содействию межобластному перераспределению рабочей силы на 1998-2000 г.г. следует исходить из следующих предпосылок:
1. Объемы промышленного производства и строительства в районах Крайнего Севера и Восточной Сибири останутся на уровне 1996-1997 гг.
2. Требования к работникам останутся прежними или еще более ужесточатся (квалификация, здоровье, трудовая биография, возрастные ограничения).
3. Приток в Новосибирск и область вынужденных переселенцев из стран СНГ и других регионов уменьшится по сравнению с текущим периодом примерно в 1,3-1,5 раза.
4. Уровень безработицы в Новосибирске и области не изменится или незначительно возрастет.
5. Новосибирские предприятия и организации не будут привлекать работников из других регионов. (Исключение - китайские строители).
6. Уровень заработной платы в Тюменской, Томской, Кемеровской областях, в республиках и областях Восточной Сибири по-прежнему будет превышать зарплату в Новосибирской области в 1,5-2,0 раза.
7. Не следует ожидать также увеличения реальной заработной платы в районах нефти- и газодобычи и обеспечения социальных гарантий трудящимся предприятиями и государством.
В результате действия всех этих факторов работа в других регионах Сибири останется для новосибирцев малопривлекательной.
В планируемом периоде количество жителей Новосибирска, работающих вахтовым методом и на сезонных работах, будет составлять 2,5 - 3 тысячи человек.
Центром занятости населения и рекрутерскими агентствами ("Трудсервис", "Мост") будут ежегодно направляться на работу в другие регионы, в том числе и на работу с постоянным проживанием, 250-300 человек.
Как и в предыдущие годы, более половины направляемых городской службой занятости на вахту и сезонные работы будут составлять жители сельских районов и небольших городов Новосибирской области, где безработица намного выше, а заработная плата меньше, чем в областном центре.
На работу, связанную с постоянным проживанием в северных и восточных регионах Сибири, будут выезжать преимущественно переселенцы из стран СНГ, не сумевшие решить жилищную проблему и не нашедшие работу в Новосибирске.
Организованный набор (оргнабор), как форма привлечения рабочей силы из других районов страны, потерял свое значение, почти не применяется и не будет применяться в планируемом периоде по двум причинам:
- отсутствие масштабного спроса на рабочую силу;
- отсутствие социальных гарантий переселяемым, нестабильность уровня заработной платы и самих рабочих мест;
Деятельность НГЦЗН по содействию трудоустройству в других регионах будет заключаться в следующем:
- поиск работодателей в других регионах страны, в т.ч. путем обмена информацией со службами занятости других городов Сибири и с рекрутерскими агентствами Новосибирска;
- информирование граждан о рабочих местах и условиях работы в других регионах (включение этой информации в городской компьютерный банк вакансий, публикация в газетах, на радио и телевидении; ответы на письма иногородних граждан с просьбами о содействии в трудоустройстве);
- первичный отбор специалистов по заявкам работодателей;
- приглашение иногородних работодателей на проводимые НГЦЗН ярмарки вакансий для набора работников;
- компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат безработных граждан в связи с переездом на работу в другую местность по направлению службы занятости.
3.6. Профессиональная ориентация
Переход к рыночной экономике вызывает значительные изменения в структуре занятости: существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, повышаются требования работодателей к кандидатам на имеющиеся вакансии, возникают потребности в новых специальностях.
В этих условиях профориентация способствует социальной адаптации широких слоев населения за счет учета индивидуальных особенностей каждого человека. Она является одним из приоритетных направлений активной политики занятости. В период спада производства, сокращения количества рабочих мест, роста безработицы повышается значимость профориентационной работы среди безработных граждан с целью оказания им содействия в выборе сферы деятельности, оптимального направления на профессиональное обучение с целью последующего трудоустройства.
Важнейшими направлениями профориентационной работы НГЦЗН будут:
- профессиональная информация;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- психологическая поддержка.
В НГЦЗН создана и будет совершенствоваться сквозная технология оказания профориентационных услуг, которая позволяет осуществлять профессиональное информирование широких слоев населения о состоянии и перспективах развития рынка труда, о профессиях, пользующихся спросом, об условиях и режиме труда, требованиях, предъявляемых к различным видам деятельности, о возможностях получения профессионального образования и трудоустройства.
Вынужденная смена профессии - явление болезненное и трудное. Нестабильность экономической ситуации в стране вызывает общий рост уровня тревожности у населения за счет невозможности прогнозирования профессионального и личностного статуса. Поэтому профориентационная работа будет строиться не на случайных советах со стороны, а на понимании закономерностей этого процесса. Большое внимание уделялось и будет уделяться профессиональному консультированию безработных для оказания помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессии с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества, с выдачей конкретных рекомендаций о наиболее приемлемой сфере их деятельности.
Большое внимание будет уделяться профессиональному подбору, т.е. предоставлению рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
В настоящее время все больше возрастают требования к профессиональному отбору кадров, т.е. определению степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями. При направлении безработных на профобучение по таким профессиям, как менеджер, риэлтер, младшая медицинская сестра с социальным уклоном в обязательном порядке учитываются рекомендации психолога. В дальнейшем планируется расширить количество услуг по профотбору по ряду других профессий.
Уже вошел в обиход нормативных документов службы занятости термин "психологическая поддержка". Это услуги по коррекции психоэмоционального состояния безработного, обучению его навыкам саморегуляции в стрессовых ситуациях, делового общения, самопрезентации, т.е. формирования такого эмоционального состояния, когда человек сам способен решать свои проблемы. Такое психологическое обучение, позволяющее человеку увидеть себя в новом качестве и приобрести готовность к трудоустройству или профобучению, будет осуществляться на психологических семинарах в рамках различных организационных форм: это психологические тренинги, индивидуальные психологические консультации, спектр воздействия которых простирается от сферы профессиональной деятельности до поиска нереализованных личностных ресурсов.
Среди различных форм одной из важнейших является "Клуб поиска работы". Основной деятельностью "Клуба" является нейтрализация отрицательных последствий долгосрочной безработицы для граждан в отношении их уверенности к себе, адаптации в сложившейся ситуации, усилении мотивации на поиск подходящей работы. В "Клубе" безработным будет предоставлена возможность приобрести навыки поиска работы и практически их реализовать.
Программа обучения членов "Клуба" содержит следующие разделы:
- основы законодательства о труде и занятости;
- психологические тренинги;
- коммуникативные тренинги;
- советы по созданию собственного имиджа;
- встречи с работодателями и представителями учебных заведений.
Программа будет постоянно корректироваться и дополняться.
Планируется в течение года формировать не менее 10 групп обучающихся по 15-20 человек.
Особое внимание будет уделено сохранению творческих научных и инженерных кадров Новосибирского научного центра (ННЦ) в Советском районе. Здесь создан и функционирует Центр социальной адаптации и переподготовки кадров высшей квалификации (ЦСА).
Основными направлениями деятельности ЦСА будут:
- психологическая и консультационная деятельность (индивидуальные, групповые)
- психологические консультации и семинары, психодиагностика, профотбор);
- психотерапевтическое консультирование;
- переподготовка и повышение квалификации научных и инженерных кадров.
Проблема безработицы для категории безработных, длительно находящихся в этом состоянии, может выступать в качестве одного их важных факторов снижения уровня здоровья трудоспособного населения, фактора, который в силу своей природы имеет тенденцию быть хроническим. Среди безработных граждан, обращающихся в службу занятости, встречаются лица с нарушенной психикой, неадекватно реагирующие на обычные ситуации. Кроме того, определенное число безработных граждан имеют психические расстройства на уровне глубоких и необратимых неврозов и органических нарушений (психозов). Коррекция таких клиентов может проводиться только специалистами - психиатрами.
Одним из путей решения данной проблемы будет привлечение на договорной основе с ЦСА врачей-психиатров для оказания консультативной и практической помощи безработным по коррекции психического состояния человека. Система взаимодействия НГЦЗН, психиатрической службы и органов социальной защиты будет постоянно совершенствоваться.
В общей стратегии развития системы профориентационной работы службы занятости в последующие три года НГЦЗН должен решить задачи, которые позволят более эффективно оказывать жителям города различные профориентационные услуги:
- продолжить работу по наполнению банка профессиограмм;
- усовершенствовать экспресс - систему профдиагностики с целью определения профпригодности граждан к различным видам деятельности;
- расширить количество услуг по психологическому и медицинскому консультированию и коррекции психического состояния;
- осуществлять подбор и подготовку квалифицированных кадров по заявкам работодателей.
3.7. Профессиональное обучение безработных граждан
Среди разнообразных форм управленческих воздействий на сферу занятости одно из важных мест занимают организация и осуществление службой занятости профориентации и профессинального обучения безработных граждан. С учетом анализа информации о рынке труда, существующей структуры занятости населения региона и состава безработных, их социальной принадлежности, профессионально - квалификационной структуры прогнозируемая численность безработных граждан, подлежащих профессиональному обучению в предстоящем периоде, составит около 15% от числа безработных.
Стратегия профподготовки безработных направлена на обязательное трудоустройство после обучения, на это же направлены организационные усилия службы занятости и самого безработного, получвшего новую профессию (специальность) или повысившего свою квалификацию за счет средств фонда занятости населения.
Профобучение значительно повышает шансы безработных в плане трудоустройства или инициирует их предпринимательскую деятельность. По сути дела происходит формирование активной позиции безработного на рынке труда. Именно эта сторона является главной в переходном обществе. Однако состояние "свободного поиска" работы после профобучения ограничивается финансовым фактором. Поэтому повторная постановка на учет в качестве безработного, получившего при содействии службы занятости новую профессию или специальность, оборачивается для службы занятости неоправданными расходами. Именно это обстоятельство диктует необходимость обязательного трудоустройства безработных после профобучения. В первую очередь это означает повышенное требование к качеству профориентационной работы и к профотбору безработных для направления на обучение.
Кроме того быстрый рост числа коммерческих структур, появление огромного количества новых предприятий требует иного подхода к формированию трудового коллектива и адаптации в нем специалистов. На первый план в настоящее время выходит работа с кадрами. В последнее время в г. Новосибирске активно развиваются посреднические фирмы, которые связывают между собой людей, ищущих работу, и работодателей, ищущих сотрудников. А потому будет широко практиковаться форма сотрудничества службы занятости с учебными заведениями, которые занимаются "рекруитментом", т.е. подбором персонала для работодателей из числа безработных граждан после профессионального обучения по таким профессиям, как риэлтер, частный охранник, менеджер по различным направлениям деятельности, продавец, официант и т.д. В результате будет формироваться согласованная ответственность участников процесса профессиональной подготовки безработных граждан за результаты затраченных усилий и средств.
Система профобучения безработных граждан не подменяет, а дополняет существующие образовательные структуры г. Новосибирска. Здесь сложилась, в определенной степени, развитая конкурентоспособная среда в сфере образования, что дает возможность службе занятости проводить гибкую политику в области профобразования безработных граждан на договорной основе, отвечающей запросам рынка труда. Особенно интенсивно процесс координации образовательной деятельности развивается и будет развиваться в будущем между службой занятости и учреждениями высшего и среднего профессионального образования, которые ориентированы на "рыночные" образовательные технологии.
Информационной базой для организации работы по профобучению является банк данных учебно-курсовой сети, который включает в себя информацию об учебных заведениях и учебных местах г. Новосибирска. Банк будет постоянно корректироваться и дополняться. Планируется внести в банк информацию по учебным заведениям Новосибирской области.
В основу концепции профобучения будут заложены следующие принципы:
- формирование социального заказа на подготовку кадров по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда и под гарантированное рабочее место;
- ориентация обучения безработных граждан на новые сферы трудовой деятельности;
- приоритетный подход к организации профобучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, лиц, некоторое время не имеющих работы, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, беженцев и др.;
- содействие трудовой активности населения, развитие предпринимательства и др. форм самозанятости.
Развитие малого бизнеса требует в короткие сроки реализовывать намеченные планы в сфере профессионального обучения кадров. Условия для решения этой проблемы в городе Новосибирске имеются. Подготовка граждан к предпринимательской деятельности будет проводиться в Центре образования "Гранд" и Центре социальной адаптации и переподготовки кадров высшей квалификации. Основная деятельность центров - комплексное обучение с предварительным консультированием и профотбором граждан. В процессе обучения слушатели получат квалифицированную помощь в подготовке учредительных документов, государственной регистрации, составлении бизнес-планов. Кроме комплексного обучения, в целях профессиональной информации безработных о профессии "предприниматель" планируется регулярно проводить семинары по теме "Как начать и вести собственное дело".
В настоящее время нельзя не видеть повсеместного наступления на права женщин, вытеснения их с престижных и высокооплачиваемых мест, роста женской безработицы. Уже вошла в обиход фраза, что у безработицы женское лицо, причем большинство безработных женщин с высшим и средним профессиональным образованием. Поэтому по-прежнему одной из форм помощи данной категории будет подготовка их к предпринимательской деятельности. Во всем мире женский малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем мужской.
Совместно с Европейским фондом ТАСИС в Центре "Гранд" был реализован проект "Адаптация безработных женщин на рынке труда". Эта программа, направленная на повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, получит дальнейшее развитие.
Кроме того, НГЦЗН совместно с городским координационным советом по проблемам семьи и женщин и Центром "Гранд" планируют периодически проводить для женщин следующие мероприятия:
- конференции "Женщина в бизнесе" с акцентом на малый бизнес;
- ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для женщин;
- двухдневные семинары для безработных женщин "Права женщин в семье и на работе";
- обучение безработных женщин основам предпринимательской деятельности по программе ТАСИС.
В условиях дефицита вакансий для женщин особое внимание будет уделяться профориентации и подготовке женщин для занятия индивидуальной трудовой деятельностью после обучения ремесленным профессиям по курсам: технология изготовления легкого женского платья, технология изготовления верхней одежды, технология изготовления головных уборов и одежды из натурального меха и кожи, машинная вышивка, бисероплетение, роспись по шелку, художественное плетение из лозы, парикмахерское дело и др. В программы обучения в обязательном порядке будет входить курс "Введение в малый бизнес".
Совместно с муниципальным медицинским училищем N 3 планируется подготовка женщин по профессии младшая медицинская сестра с социальным уклоном для работы в Комитете социальной политики мэрии и обществе "Красный крест".
Большое внимание будет уделяться профориентации и профобучению молодежи. Предусматривается, что молодежь, впервые поступившая на работу, должна получать профессиональное образование, как правило, в образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости будет предоставлять молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, а также информацию об учебно-курсовой сети г.Новосибирска. Кроме того лица, не имеющие профессии, смогут проходить первичное обучение за счет средств службы занятости по профессиям, имеющим спрос на рынке труда.
Для выпускников ВУЗов, ССУЗов, молодых специалистов в возрасте до 30 лет, которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющейся профессии, будет организовываться переподготовка, получение дополнительного профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда. Так, например, на базе созданного при НГТУ учебного центра нового типа "Тренинг - фирмы" будет осуществляться переподготовка молодых специалистов по специальности "менеджмент". Обучение в "Тренинг-фирме" построено по оригинальной методике, разработанной в странах Европейского сообщества и адаптированной к условиям Российской экономической ситуации. Учебный центр моделирует работу коммерческого предприятия, в котором слушатели большую часть учебного времени отдают исполнению конкретных должностных обязанностей, предусмотренных штатным расписанием фирмы.
Профессионально-консультационная работа и профессиональное обучение военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, будет проводиться в рамках функциональных обязанностей службы занятости на договорной основе с учебными заведениями, в том числе и на базе специализированных учебных заведений, таких как: Сибирский учебный центр "Надежда" и Региональный центр по переподготовке военнослужащих при НГТУ.
Профессиональное обучение инвалидов будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством и Постановлением администрации Новосибирской области "Об утверждении Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалидов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.