Общее описание "дорожной карты"
План мероприятий ("дорожная карта") по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке (далее - "дорожная карта") представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке и по переходу на электронный документооборот всех участников рынка, их клиентов, федеральных органов исполнительной власти и Банка России.
Целями "дорожной карты" являются:
последовательное уменьшение доли бумажного документооборота на финансовом рынке;
улучшение механизмов взаимодействия Банка России с участниками финансового рынка, в том числе совершенствование систем сбора отчетности, качества надзора и регулирования;
создание сквозных, непрерывных цепочек электронного взаимодействия всех участников, недопущение и устранение разрывов в них (бесшовное взаимодействие);
повышение доступности финансовых услуг и инструментов;
предоставление гражданам и участникам рынка (вне зависимости от их местоположения) равных возможностей по доступу на финансовый рынок, к финансовым услугам и инструментам, включая платежные инструменты, с использованием электронных технологий;
повышение удобства работы, уровня доверия и психологического комфорта граждан при использовании электронных способов взаимодействия с финансовыми организациями;
повышение прозрачности и безопасности операций в сфере предоставления розничных финансовых услуг;
повышение эффективности мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма путем реализации риск-ориентированного подхода к вопросам идентификации;
повышение операционной эффективности, снижение непрофильных затрат финансовых организаций и, как следствие, повышение конкурентоспособности финансового сектора;
создание предпосылок для устранения/отказа от бумажного документооборота на финансовом рынке.
В качестве контрольных показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны следующие.
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2016 год |
2018 год |
Уровень затрат на бумажный документооборот, в долях на финансовом рынке |
100 |
85 |
70 |
Доля продуктов и услуг, доступных клиентам финансовых организаций в электронном виде, в общем ассортименте финансовых продуктов и услуг |
18 |
36 |
85 |
Востребованность услуг и сервисов, предоставляемых в электронном виде, в долях на финансовом рынке |
22 |
40 |
65 |
Доверие к безопасности пользователей электронных технологий и сервисов, в долях на финансовом рынке |
25 |
40 |
60 |
Используемые сокращения:
ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;
инфраструктура электронного правительства - инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
КО - кредитные организации;
НФО - некредитные финансовые организации;
ПО - программное обеспечение;
ПОД/ФТ - противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
подкомиссия - подкомиссия по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
РГ МФЦ - Рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации;
ЭД - электронный документ;
ЭП - электронная подпись.
План мероприятий
N п/п |
Мероприятие |
Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|
I. Правовые вопросы | ||||||
|
1. Подготовка предложений |
по регулированию электронного документооборота на финансовом рынке |
||||
1.1 |
Подготовка предложений по регулированию электронного документооборота на финансовом рынке, в том числе с учетом зарубежного опыта и международных стандартов* |
предложения и замечания по регулированию электронного документооборота на финансовом рынке, в том числе с учетом зарубежного опыта и международных стандартов |
III квартал 2015 г. |
Банк России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, Росархив, РГ МФЦ |
перечень предложений и замечаний по регулированию электронного документооборота на финансовом рынке, в том числе с учетом зарубежного опыта и международных стандартов |
|
1.2 |
Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство, в том числе направленных на реализацию предложений, разработанных в рамках пункта 1.1 настоящего подраздела |
проект федерального закона, внесенный в Правительство Российской Федерации в установленном порядке |
II квартал 2016 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, Росархив, РГ МФЦ |
закрепление процедур, не нашедших отражения в действующей законодательной базе |
|
2. Мероприятия, направленные на устранение дублирования электронного документооборота бумажным и повышение степени использования электронного документооборота в финансовой сфере | ||||||
2.1 |
Подготовка предложений по поправкам в федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты в целях устранения случаев дублирования ЭД документами на бумажном носителе в финансовой сфере* |
предложения по поправкам в федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты |
III квартал 2015 г. |
Банк России, Минфин России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Росархив, РГ МФЦ |
перечень поправок в федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты |
|
2.2 |
Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство, в том числе направленных на реализацию предложений, разработанных в рамках пункта 2.1 настоящего подраздела |
проект федерального закона, направленный в Правительство Российской Федерации, проекты нормативных правовых актов (при необходимости) и нормативных актов Банка России (при необходимости) |
II квартал 2016 г. |
Минфин России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Верховный Суд Российской Федерации, Банк России, Росархив, РГ МФЦ |
снижение доли бумажного документооборота, устранение дублирования электронного документооборота бумажным в финансовой сфере |
|
2.3 |
Подготовка предложений по переводу части услуг и сервисов Банка России в электронный вид, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства, и подготовка соответствующего плана-графика |
перечень финансовых услуг и сервисов для перевода в электронный вид, утвержденный план-график по их переводу в электронный вид |
III квартал 2015 г., в соответствии с утвержденным планом-графиком |
Банк России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
перевод части финансовых услуг и сервисов в электронный вид, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства |
|
2.4 |
Подготовка финансово-экономического обоснования перевода части услуг и сервисов Банка России в электронный вид в соответствии с предложением, сформулированным по результатам пункта 2.3 настоящего подраздела (при необходимости)* |
финансово-экономическое обоснование перевода части услуг и сервисов Банка России в электронный вид |
I квартал 2016 г., в соответствии с утвержденным планом-графиком |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, Банк России |
|
|
3. Совершенствование законодательства по вопросам использования ЭП при совершении операций на финансовом рынке | ||||||
3.1 |
Подготовка предложений по регулированию вопросов, связанных с применением различных видов ЭП на финансовом рынке, в том числе с учетом зарубежного опыта и международных стандартов |
предложения и замечания по вопросам, связанным с применением различных видов ЭП на финансовом рынке |
II квартал 2015 г. |
Банк России, Минкомсвязь России, Минфин России, Минэкономразвития России, ФСБ России, РГ МФЦ |
перечень предложений и замечаний по вопросам, связанным с применением различных видов ЭП на финансовом рынке |
|
3.2 |
Подготовка изменений в законодательство об ЭП в соответствии с пунктом 3.1 настоящего подраздела |
проект федерального закона, внесенный в Правительство Российской Федерации в установленном порядке |
IV квартал 2015 г. |
Минкомсвязь России, Минфин России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Банк России, РГ МФЦ |
совершенствование механизма использования электронной подписи при осуществлении операции на финансовом рынке |
|
II. Технологические барьеры | ||||||
1. Мероприятия по унификации взаимодействия КО и НФО с Банком России | ||||||
1.1 |
Разработка архитектуры электронного взаимодействия участников рынка с Банком России |
описание архитектуры электронного взаимодействия участников рынка с Банком России |
II квартал 2015 г. |
Банк России, Минфин России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, РГ МФЦ |
архитектура электронного взаимодействия участников рынка с Банком России |
|
1.2 |
Разработка и внедрение унифицированной технологии электронного взаимодействия НФО и КО с Банком России, в том числе на основе личных кабинетов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по следующим направлениям: а) сбор отчетности; б) подготовка уведомлений; в) реализация мер воздействия; г) лицензионная деятельность |
организационно-технические мероприятия, нормативные и иные акты Банка России |
в соответствии с внутренним планом-графиком Банка России |
Банк России, РГ МФЦ |
переход на унифицированную технологию электронного взаимодействия Банка России с участниками финансового рынка |
|
1.3 |
Совершенствование механизма обработки обращений физических и юридических лиц в рамках компетенции Банка России |
организационно-технические мероприятия, нормативные и иные акты Банка России |
в соответствии с внутренним планом-графиком Банка России |
Банк России, РГ МФЦ |
усовершенствование организации обработки обращений физических и юридических лиц |
|
1.4 |
Анализ и разработка единых отчетных форм (бухгалтерской, надзорной и статистической) для блока НФО |
нормативные и иные акты Банка России |
в соответствии с внутренним планом-графиком Банка России |
Банк России, Минфин России |
единые отчетные формы бухгалтерской, надзорной и статистической отчетности для НФО |
|
2. Разработка единообразных форматов представления данных | ||||||
2.1 |
Подготовка концепции и принципов представления бухгалтерской, надзорной и статистической отчетности для блока НФО, в том числе на основе современных форматов представления отчетных данных |
концепция представления бухгалтерской, надзорной и статистической отчетности НФО, предложения по унификации форматов сбора отчетности блока НФО |
IV квартал 2016 г. |
Банк России, Минфин России, Минэкономразвития России |
концепция представления бухгалтерской, надзорной и статистической отчетности для блока НФО, предложения по унификации форматов сбора отчетности НФО |
|
2.2 |
Проработка возможности внедрения современного унифицированного формата обмена отчетными данными для участников финансового рынка и нефинансового сектора экономики* |
доклад в Правительство Российской Федерации по унификации формата представления отчетных данных |
II квартал 2016 г. |
Банк России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
концепции внедрения современного унифицированного формата обмена отчетными данными |
|
2.3 |
Разработка технологической концепции хранения и использования ЭД с обеспечением их юридической силы и значимости для финансового рынка* |
концепция хранения и использования ЭД с обеспечением их юридической силы и значимости для финансового рынка |
III квартал 2016 г. |
Банк России, Минкомсвязь России, Минфин России, Росархив, Росстандарт, РГ МФЦ |
концепция хранения и использования ЭД с обеспечением их юридической силы и значимости для финансового рынка |
|
3. Повышение уровня использования инфраструктуры электронного правительства участниками финансового рынка и Банком России | ||||||
3.1 |
Анализ способов и формата доступа Банка России к инфраструктуре электронного правительства с целью расширения взаимодействия Банка России с федеральными органами исполнительной власти |
доклад в Правительство Российской Федерации |
I квартал 2016 г. |
Банк России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, РГ МФЦ |
рекомендации по объему и формам информационно-технологического взаимодействия информационных систем |
|
|
Разработка, при необходимости, проектов нормативных правовых актов |
проекты нормативных правовых актов |
||||
3.2 |
Подготовка предложений по определению порядка межведомственного информационного взаимодействия участников финансового рынка и Банка России с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов |
предложения по порядку межведомственного информационного взаимодействия, представленные в Правительство Российской Федерации |
II квартал 2016 г. |
Банк России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов |
определение порядка межведомственного информационного взаимодействия участников финансового рынка и Банка России с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов |
|
3.3 |
Обеспечение информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме в объеме, обусловленном результатами работ, согласно пункту 3.2 настоящего подраздела |
план организационно-технических мероприятий |
IV квартал 2016 г. |
Банк России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, РГ МФЦ |
расширение применения инфраструктуры электронного правительства для взаимодействия Банка России с федеральными органами исполнительной власти |
|
|
Разработка, при необходимости, проектов нормативных правовых актов |
проекты нормативных правовых актов |
||||
3.4 |
Разработка рекомендаций по формированию межведомственного классификатора для обеспечения эффективного информационного обмена финансовыми сообщениями с использованием действующих международных реквизитов сообщений ISO 20022* |
рекомендации по применению участниками информационного обмена финансовыми сообщениями широко распространенных международных реквизитов сообщений ISO 20022, единых для различных областей деятельности |
IV квартал 2016 г. |
Банк России, Минфин России, Минкомсвязь России |
обеспечение эффективного информационного обмена финансовыми сообщениями на базе международных реквизитов сообщений |
|
III. Противодействие правонарушениям | ||||||
1. Мероприятия, направленные на формирование согласованной методологической базы разными центрами регулирования электронного взаимодействия и принятие решений с учетом специфики реализуемых бизнес-процессов на финансовом рынке | ||||||
1.1 |
Проведение анализа действующих документов Банка России в области стандартизации, входящих в состав комплекса "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации", для определения возможности их использования в качестве основы при проведении работ по стандартизации обеспечения информационной безопасности организаций финансового рынка |
документ Банка России о результатах проведения анализа действующих документов Банка России в области стандартизации |
II квартал 2015 г. |
Банк России, ФСБ России |
документально оформленные результаты проведения анализа действующих документов в области стандартизации |
|
|
Документирование результатов проведения анализа |
|
|
|
|
|
1.2 |
Определение направлений работ по разработке новых документов в области стандартизации, отсутствующих в составе комплекса "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации", для цели стандартизации обеспечения информационной безопасности организаций финансового рынка. Документирование результатов определения направления работ |
документ Банка России о направлениях и плане работ по разработке новых документов в области стандартизации информационной безопасности организаций финансового рынка |
II квартал 2015 г. |
Банк России, ФСБ России |
документально оформленные планы и определение направлений работ по разработке новых документов в области стандартизации информационной безопасности организаций финансового рынка |
|
1.3 |
Разработка и ввод в действие документов Банка России в области стандартизации информационной безопасности организаций финансового рынка, реализуемые по результатам выполнения подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего подраздела, в том числе разработка проекта стандарта организации "Обеспечение информационной безопасности организаций - участников финансового рынка" |
введенные в действие документы Банка России в области стандартизации информационной безопасности организаций финансового рынка |
I квартал 2017 г. |
Банк России, ФСБ России |
отраслевая методическая база по обеспечению информационной безопасности организаций финансового рынка |
|
2. Обеспечение нормативно-правового регулирования защиты информации для участников финансового рынка, адаптированного к их бизнес-процессам (в соответствии с внутренним планом-графиком Банка России) | ||||||
3. Разработка механизмов оперативного взаимодействия Банка России, участников финансового рынка, КО, правоохранительных органов в части обмена информацией по направлениям противодействия правонарушениям: определение целей и задач, состава и содержания информации, разработка регламентов оперативного взаимодействия и организация и автоматизация оперативного взаимодействия (в соответствии с внутренним планом-графиком Банка России) | ||||||
IV. Идентификация клиентов при предоставлении финансовых услуг в электронном виде | ||||||
Упрощение механизма идентификации с учетом специфики деятельности идентифицируемых лиц, а также субъектов исполнения Федерального закона N 115-ФЗ, которые проводят идентификацию | ||||||
1.1 |
Расширение перечня случаев, в которых допускается непроведение идентификации клиентов, являющихся органами государственной власти Российской Федерации (включая субъекты Российской Федерации), иными государственными органами, либо в указанных случаях рассмотрение возможности минимизации перечня сведений, необходимых для идентификации |
проект федерального закона, внесенный в Правительство Российской Федерации в установленном порядке |
IV квартал 2015 г. |
Росфинмониторинг, Минфин России при участии Банка России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
снятие нагрузки с финансовых институтов при проведении ими идентификации клиентов без снижения эффективности системы ПОД/ФТ |
|
1.2 |
Анализ целесообразности расширения перечня случаев, в которых допускается проведение упрощенной идентификации клиентов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2015 г. |
Росфинмониторинг, Минфин России при участии Банка России |
повышение доступности услуг, связанных с осуществлением платежей физических лиц |
|
1.3 |
Закрепление возможности обеспечения свободного обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации клиентов, для организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг), являющихся субъектами исполнения Федерального закона N 115-ФЗ |
проект федерального закона, внесенный в Правительство Российской Федерации в установленном порядке |
IV квартал 2015 г. |
Росфинмониторинг, Минфин России при участии Банка России |
снижение издержек организаций, входящих в банковскую группу (банковский холдинг), при проведении идентификации клиентов |
|
1.4 |
Оценка соотношения институтов выгодоприобретателя и бенефициарного владельца с целью возможного определения ситуаций, при которых осуществляются (могут не осуществляться) мероприятия по их идентификации, а также со схожими институтами в законодательстве о налогах и сборах |
доклад Росфинмониторинга и Банка России в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2015 г. |
Банк России, Росфинмониторинг, Минфин России |
оптимизация требований по идентификации субъектов, оказывающих влияние на действия клиентов |
|
1.5 |
Уточнение понятия "клиент" с учетом специфики деятельности НФО, включая перечень сведений, который необходимо установить при идентификации клиентов |
проект федерального закона, внесенный в Правительство Российской Федерации в установленном порядке |
IV квартал 2015 г. |
Росфинмониторинг, Минфин России при участии Банка России |
учет специфики деятельности НФО при выполнении требований законодательства в области ПОД/ФТ |
|
1.6 |
Проведение оценки рисков ПОД/ФТ НФО с целью изучения возможности установления дифференцированных сроков обновления сведений, полученных в отношении клиентов, в зависимости от уровня риска ПОД/ФТ, а также установления требований об обновлении информации о клиентах, не обращавшихся в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом до истечения срока, установленного для обновления сведений о них, в момент их следующего обращения для проведения операции (сделки) |
доклад Банка России и Росфинмониторинга с учетом позиции заинтересованных министерств и ведомств в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2015 г. |
Банк России, Росфинмониторинг, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
повышение эффективности системы ПОД/ФТ путем снижения нагрузки на финансовые институты при проведении идентификации клиентов, смещение акцента на идентификацию клиентов, отнесенных к повышенному уровню риска |
|
2. |
Подготовка изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ, направленных на конкретизацию порядка идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца при проведении упрощенной идентификации клиента |
проект федерального закона, внесенный в Правительство Российской Федерации в установленном порядке |
IV квартал 2015 г. |
Росфинмониторинг, Минфин России при участии Банка России |
устранение неопределенностей при применении законодательства в области ПОД/ФТ |
|
3. |
Анализ текущей ситуации в отношении доступа КО и НФО к данным ЕГРЮЛ, в том числе через инфраструктуру электронного правительства, с последующими предложениями по его оптимизации |
доклады Банка России и Минкомсвязи России в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2015 г. |
Банк России, Минкомсвязь России, Росфинмониторинг, Минфин России, ФНС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
повышение эффективности идентификационных процедур |
Заместитель Председателя |
А. Дворкович |
_____________________________
* Результаты работ и документы, подтверждающие исполнение указанных мероприятий, подлежат рассмотрению на заседании подкомиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке (утв. Правительством РФ 18 мая 2015 г.)
Текст плана официально опубликован не был