Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 ноября 2014 г. N 26465-ОД/04
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
Из взаимосвязанных положений части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В свою очередь сам размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Необходимо отметить, что согласно подпункту "т" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг не вправе создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Учитывая вышеизложенное, в случае если многоквартирный дом оснащен двухтарифным общедомовым прибором учета и во всех помещениях в нем установлены двухтарифные индивидуальные приборы учета, плата за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, исчисляется исходя из дифференцированного по времени суток тарифа. В этом случае определяется объем ресурса, израсходованного на общедомовые нужды отдельно в дневное и ночное время, и производится раздельный расчет по соответствующей зоне суток с применением формул, прилагаемых к Правилам N 354.
Однако Правила N 354 не содержат специальных указаний о порядке расчета платы с применением дифференцированных по зонам суток тарифов для случаев, когда многоквартирный дом оборудован двухтарифным коллективным (общедомовым) прибором учета, а все или часть его помещений такими счетчиками не оборудованы.
На основании вышеизложенного, по мнению Минстроя России порядок урегулирования указанной ситуации может быть определен в договоре предоставления коммунальных услуг, поскольку в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) такой договор является публичным и к неурегулированным отношениям могут быть применены условия обычаев делового оборота, не противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.
В случаях, когда гражданские правоотношения не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, а при невозможности использования аналогии закона - права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 6 ГК РФ).
Дополнительно сообщаем, что из взаимосвязанных положений части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 1 Правил N 354 следует, что отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правительством Российской Федерации Правилами N 354.
При этом, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В этой связи сообщаем, также, что недифференцированное по зонам суток потребление коммунального ресурса в многоквартирном доме не может произвольно распределяться по тарифным зонам, так как прибор учета или заложенный в норматив потребления коммунальной услуги расчет учитывает потребление соответствующего ресурса суммарно за все зоны суток. В частности, объемы "одноставочного" потребления, не дифференцированные по зонам суток, не могут вычитаться при расчете потребления на общедомовые нужды из объема потребления коммунального ресурса, приходящегося только на дневное время или только на ночное время суток, вне зависимости от ценовых значений регулируемых тарифов, установленных на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, предложенный Ирбитским межрайонным прокурором в исках по делу, представленному в обращении заявителя, алгоритм расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды при наличии дифференцированного по зонам суток коллективного (общедомового) прибора учета, не соответствует положениям жилищного законодательства в части приравнивания "одноставочного" объема потребления, не дифференцированного по зонам суток, к объему потребления, приходящемуся на дневную зону суток.
Также сообщаем, что положения пунктов 46 и 47 Правил N 354 применимы только к объему потребления коммунальной услуги и в этой связи Правилами N 354 не предусмотрено их распространение к отношениям, возникшим в результате применения тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток.
Кроме того сообщаем, что Минстроем России с целью достижения баланса интересов собственников помещений в многоквартирном доме и лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию общего имущества в таком доме, а также являющихся исполнителями коммунальных услуг, планируется концептуально переработать существующий порядок расчета платы за коммунальные услуги (в том числе за электроэнергию), потребленные в многоквартирном доме на общедомовые нужды, а также определения объема потребления.
Директор Департамента |
О.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 ноября 2014 г. N 26465-ОД/04
Текст письма официально опубликован не был