Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.В. Ильина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину С.В. Ильину было отказано в удовлетворении исковых требований о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья по договору социального найма в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих.
Как указали суды, С.В. Ильин при увольнении с военной службы не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и не обращался к командованию воинской части или к органам местного самоуправления с требованием об обеспечении жильем. Суд апелляционной инстанции отклонил в связи с отсутствием доказательств доводы истца о том, что он состоял на таком учете в других воинских частях, в которых ранее проходил службу.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.В. Ильин просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий для определенной категории граждан, уволенных с военной службы и принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 1, 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 40, 45, 46 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность лишения военнослужащих прав на жилище в случае отсутствия у них документов, подтверждающих постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту военной службы до 1 января 2005 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, введение федеральным законодателем в пункте 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такого условия возникновения у уволенных с военной службы граждан права на обеспечение жильем, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод (Постановление от 15 октября 2012 года N 21-П; определения от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О, от 23 октября 2014 года N 2487-О, от 29 января 2015 года N 163-О и др.). При этом положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающие достаточно широкий перечень жилищных гарантий для различных категорий лиц, увольняемых с военной службы, предполагают, что военнослужащие по своему усмотрению принимают решения о необходимости реализации данных гарантий и эти решения оформляются соответствующим образом, в частности подачей рапорта, указанием в листе беседы, оформляемом в обязательном порядке перед представлением к увольнению с военной службы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2084-О).
Соответственно, оспариваемая норма сама по себе не нарушает конституционные права заявителя, который, как это следует из судебных постановлений, не состоял на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях и при увольнении с военной службы с требованием о предоставлении жилищных гарантий не обращался.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Сергея Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 2487-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)