Письмо Ассоциации российских банков от 19 ноября 2015 г. N А-01/5-588
Обращаемся к Вам в связи с подготовкой к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 901906-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - "законопроект") в части защиты прав собственности приобретателя жилого помещения и обеспечения защиты прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения.
Ассоциация российских банков в целом поддерживает необходимость внесения в действующее правовое регулирование изменений, направленных на создание механизма, обеспечивающего при соблюдении баланса прав и законных интересов членов семьи прежнего собственника отчуждаемого жилого помещения и собственника (приобретателя) данного жилого помещения их эффективную реализацию и защиту.
Анализ сложившейся правоприменительной практики позволяет сделать вывод о необходимости более точного изложения в законопроекте положений о круге лиц, на которых распространяется действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что остаётся не урегулированным вопрос о судьбе ранее возникших прав пользования лиц, отказавшихся от приватизации, которые не будут зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с вышеизложенным Ассоциацией российских банков подготовлено соответствующее Заключение (прилагается).
Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены в дальнейшей работе над проектом федерального закона N 901906-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также выражает уверенность в эффективном сотрудничестве с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Приложение:
Заключение Ассоциации российских банков на проект федерального закона N 901906-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на 2 (двух) листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона N 901906-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ изучила проект федерального закона N 901906-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - "законопроект") и в целом поддерживает необходимость внесения в действующее правовое регулирование изменений, направленных на создание механизма, обеспечивающего при соблюдении баланса прав и законных интересов членов семьи прежнего собственника отчуждаемого жилого помещения и собственника (приобретателя) данного жилого помещения их эффективную реализацию и защиту.
Законопроектом предлагается создать условия для защиты права собственности приобретателя жилого помещения и одновременно обеспечить защиту прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения, что, на наш взгляд, является необходимым.
Вместе с тем, по нашему мнению, следует обратить внимание на следующее.
1. Как следует из содержания законопроекта, он не будет иметь обратную силу, в связи с чем возникает вопрос о судьбе ранее возникших у отказавшихся от приватизации лиц прав пользования приватизированным жилым помещением, поскольку данные права не будут подлежать регистрации.
Представляется, что оснований для прекращения таких прав нет, но информация о них будет отсутствовать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Таким образом, цель законопроекта не будет достигнута в полной мере.
В связи с этим данный вопрос требует урегулирования.
При этом, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность установления разумного срока (например, равного году), в течение которого все лица, ранее отказавшиеся от приватизации, смогли бы без оплаты услуг по государственной регистрации зарегистрировать свои права пользования такими жилыми помещениями в ЕГРП.
2. Анализ сложившейся правоприменительной практики позволяет сделать вывод о целесообразности уточнения в законодательстве положений о круге лиц, на которых распространяется действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, для облегчения понимания соответствующих положений и во избежание возникновения ситуации распространения действия предложенной законопроектом редакции статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на жилые помещения, приобретенные в собственность членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов в результате полной выплаты ими паевых взносов.
В связи с этим предлагаем статью 3 законопроекта изложить в следующей редакции:
"Статья 3
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) изменение, изложив статью 19 в следующей редакции:
"Статья 19
Действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на бывших членов семьи собственника жилого помещения, приобретенного в собственность членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов в результате полной выплаты ими паевых взносов, и на бывших членов семьи собственника жилого помещения, приватизированного из состава государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", за исключением случая, когда бывшие члены семьи собственника жилого помещения, приватизированного из состава государственного или муниципального жилищного фонда (в том числе лица, которые в соответствии с жилищным законодательством на день приватизации жилого помещения являлись членами семьи или бывшими членами семьи лица, приватизировавшего жилое помещение) на день приватизации данного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим. Если иное не установлено законом или договором, за указанными бывшими членами семьи собственника этого жилого помещения сохраняется право пользования данным жилым помещением.
Ограничение (обременение) права собственности на данное жилое помещение правом пользования таким жилым помещением бывшего члена семьи собственника жилого помещения подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 19 ноября 2015 г. N А-01/5-588
Текст письма официально опубликован не был