Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 г. N ПР 09-176/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит реализации в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года мероприятий федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", направленных на выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации" в Правительстве Республики Татарстан, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2012 - 2013 годах не обеспечено 100% достижение показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета, являющихся условием предоставления субсидии, на софинансирование:
- мероприятий региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов в 2013 году в рамках реализации ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (далее - ФЦП) по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" (далее - ГТС) (капитальный ремонт ГТС), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных ГТС), установленных соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета (в 2012 году не обеспечено достижение 3 из 3-х, в 2013 - 5 из 5-ти показателей результативности).
Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан в 2012 и 2013 годах не выполнил обязанности субъекта Российской Федерации по обеспечению достижения значений показателей результативности предоставления субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, предусмотренные пунктом 3.3.4 соглашения от 12 сентября 2012 г. N МС-53/60 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт ГТС в 2012 году, а также пунктом 3.3.2 соглашения от 20 июня 2013 г. N МС-53/02 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт ГТС в 2013 году;
- объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (не достигнуты 3 из 3-х показателей результативности), что свидетельствует о невыполнении Правительством Республики Татарстан условий, предусмотренных пунктом 3.3.2 соглашений от 22 июня 2012 г. N МС-51/21, 8 мая 2013 г. N МС-51/13 о предоставлении в 2012, 2013 годах субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства.
Таким образом, средства федерального бюджета, выделенные Росводресурсами Республике Татарстан в 2012 - 2013 годах на софинансирование объектов капитального строительства в сумме 327,1 млн. рублей и объектов капитального ремонта в сумме 102,6 млн. рублей согласно критериям, установленным в пункте 15 Методики оценки социально-экономического эффекта хода реализации программы (приложение N 13 к ФЦП), израсходованы неэффективно.
2. При реализации мероприятий по капитальному ремонту ГТС, выполняемых с использованием средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, были допущены следующие нарушения.
2.1. В нарушение условий государственных контрактов, согласно которым оплате подлежат выполненные работы, государственным заказчиком Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Минэкологии Республики Татарстан) в декабре 2012 года были приняты и оплачены фактически невыполненные на момент оплаты работы на общую сумму 7,1 млн. рублей, в том числе по государственному контракту от 22 декабря 2012 г. N 12МЭ-25с на сумму - 3,5 млн. рублей и по государственному контракту от 22 декабря 2012 г. N 12МЭ-26с на сумму - 3,5 млн. рублей. Указанные работы были завершены подрядчиком ООО "ПСО "Казань" в первом полугодии 2013 года.
2.2. Государственным заказчиком (Минэкологии Республики Татарстан) не обеспечен надлежащий контроль и надзор за ходом выполняемых работ, осуществление которого предусмотрено пунктом 2.2.2 государственных контрактов от 22 декабря 2012 г. N 12МЭ-25с, N 12МЭ-26с, N 12МЭ-27с, в результате подрядчиком были нарушены более чем на 6 месяцев, сроки выполнения работ по указанным государственным контрактам.
При этом Минэкологии Республики Татарстан не воспользовался правом, предусмотренным пунктом 5.3 указанных государственных контрактов по взысканию неустойки с подрядчика (ООО "ПСО "Казань") на общую сумму 6,9 млн. рублей (расчетно).
2.3. В Минэкологии Республики Татарстан отсутствует исполнительная документация на выполненные объемы работы, предоставление которой Заказчику предусмотрено пунктом 4.1 государственных контрактов от 22 декабря 2012 г. N 12МЭ-25с, N 12МЭ-26с, N 12МЭ-27с.
В актах выполненных работ (форма КС-2) отражались объемы работ, не подтвержденные данными Журнала учета выполненных работ (форма КС-6а) ввиду его отсутствия, что не соответствует требованиям Указаний по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100, согласно которым акт выполненных работ составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ.
2.4. В нарушение статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации в ряде государственных контрактов, заключенных Минэкологии Республики Татарстан в 2014 году, не содержится существенного условия договора - указания объема предусмотренных к выполнению работ.
3. При реализации мероприятий, выполняемых с использованием средств субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, были допущены следующие нарушения.
3.1. Правительством Республики Татарстан в 2013 году в нарушение требований пунктов 2.6 и 3.3.5 Соглашения от 8 мая 2013 г. N МС-51/13, заключенного с Росводресурсами, не выполнены обязательства по обеспечению финансирования объекта "Реконструкция Кремлевской транспортной дамбы до Адмиралтейской транспортной дамбы на р. Казанке Куйбышевского водохранилища в г. Казани" за счет средств республиканского бюджета на сумму 121,8 млн. рублей (100%).
Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2013 г. N 105-ЗРТ были внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 30 ноября 2012 г. N 80-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование указанного объекта на 100% от предусмотренного объема 121,8 млн. рублей.
При этом Правительство Республики Татарстан в нарушение требований пункта 3.3.13 указанного соглашения не внесло предложение в Росводресурсы об изменении лимитов бюджетных обязательств.
3.2. В документацию об открытом аукционе в электронной форме (контракт от 10 сентября 2012 г. N 202/5) были включены в один лот два объекта капитального строительства общей стоимостью 894,8 млн. рублей, а именно: "Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул. Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО г. Казань" (стоимость работ 360,6 млн. рублей) и "Берегоукрепительные работы на р. Казанка на участке от моста "Миллениум" до третьей транспортной дамбы, г. Казань" (стоимостью 534,2 млн. рублей), что уменьшает круг потенциальных участников размещения заказа, приводит к ограничению конкуренции и является нарушением требований статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3.3. Государственным заказчиком (государственным казенным учреждением "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", подведомственное Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан) (далее - ГИСУ) допущены нарушения при определении начальной (максимальной) цены контракта:
по объекту "Берегоукрепительные работы на левом берегу р. Казанка, Куйбышевского водохранилища на участке от моста "Миллениум" до НКЦ "Казань" и от ул. Батурина до Ленинской дамбы в г. Казань" в состав начальной (максимальной) цены контракта от 2 апреля 2013 г. N 212/5 были неправомерно включены затраты на содержание службы заказчика ("Содержание службы заказчика, строительный контроль" в размере 1,72%), которые не предусмотрены аукционной документацией, а также проектные и изыскательские работы, выполненные до заключения указанного контракта, на общую сумму 8,9 млн. рублей;
ГИСУ в нарушение требований подпункта "а" постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 845 "О некоторых вопросах осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" проверка достоверности определения сметной стоимости опасного и технически сложного объекта капстроительства "Берегоукрепительные работы на р. Казанка на участке от моста "Миллениум" до третьей транспортной дамбы, г. Казань" в Казанском филиале ФАУ "Главгосэкспертиза России" не проводилась.
ГИСУ в обоснование начальной (максимальной) цены контракта от 10 сентября 2012 г. N 202/5 на строительство указанного объекта использовалось заключение Госэкспертизы Республики Татарстан от 15 июля 2011 года, согласно которому стоимость строительства составляла 534,2 млн. рублей. В 2013 году ГИСУ получено заключение Казанского филиала ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 1 ноября 2013 года, в соответствии с которым стоимость строительства составила 396,5 млн. рублей, что на 137,7 млн. рублей меньше, чем стоимость строительства по контракту от 10 сентября 2012 г. N 202/5.
Неправомерное использование заключения Госэкспертизы Республики Татарстан привело к завышению стоимости строительства и дополнительному расходованию бюджетных средств на сумму 137,7 млн. рублей.
3.4. В нарушение части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство двух опасных и технически сложных объектов осуществлялось подрядчиком (ООО "ПСО "Казань"), не имеющим допуска к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, в нарушение требований части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственные заказчики (ГИСУ и муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства и реконструкции исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - УКС г. Казань) не уведомили своевременно Ростехнадзор о начале строительства трех опасных и технически сложных объектов капитального строительства.
3.5. Правительство Республики Татарстан не обеспечило выполнение обязательств, предусмотренных пунктом 3.3.12 Соглашения от 22 июня 2012 г. N МС-51/21, заключенного с Росводресурсами, по страхованию строительно-монтажных рисков, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам по объектам "Берегоукрепительные работы на р. Казанка на участке от моста "Миллениум" до третьей транспортной дамбы, г. Казань", "Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул. Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО".
3.6. Государственный заказчик (УКС г. Казани) в нарушение условий государственных контрактов компенсировал затраты подрядчику (ООО "ПСО "Казань") на общую сумму 3,35 млн. рублей, в том числе:
на добровольное страхование по муниципальному контракту от 20 сентября 2013 г. N 2013.427 в сумме 0,65 млн. рублей в отсутствие подтверждающих документов, наличие которых является основанием для оплаты согласно пункту 2.2.5 указанного контракта (по объекту "Реконструкция Федосеевской защитной дамбы на левом берегу р. Казанка, Куйбышевского водохранилища на участке от НКЦ "Казань" до ул. Батурина в г. Казани");
на страхование строительных рисков в сумме 2,7 млн. рублей, компенсация которых условиями государственного контракта от 21 июля 2014 г. N 2014.1490 по объекта "Реконструкция Кремлевской набережной на участке от Кремлевской транспортной дамбы до Адмиралтейской транспортной дамбы на р. Казанка Куйбышевского водохранилища г. Казани" не предусмотрена.
3.7. ГИСУ в нарушение пункта 5.1.11 государственного контракта от 10 сентября 2012 года N 202/5 произвело оплату невыполненных подрядчиком (ООО "ПСО "Казань") работ в объеме 715 метров.
Протяженность объекта "Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул. Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО г. Казань" согласно технической и аукционной документации, а также Федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" составляет 4 776 метров, фактически построено 4 061 метр, в результате объект построен меньшей протяженностью на 715 метров и береговая линия не защищена от наводнений и иного негативного воздействия вод (в том числе территории мест проживания людей, дачных участков, вплотную подходящие к береговой линии).
Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Росводресурсов (руководитель А.А. Быков) в результате ненадлежащего контроля за использованием предоставленных субъекту Российской Федерации средств субсидий согласована отчетность за 2013 год, содержащая данные о протяженности построенного объекта - 4 776 метров или 100% технической готовности при фактически построенной - 4 061 метр.
3.8. Государственные заказчики (ГИСУ, УКС г. Казани) не обеспечили надлежащий контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, предусмотренный условиями государственных контрактов от 2 апреля 2013 г. N 212/5 и от 21 июля 2014 года N 2014.1490 на строительство и реконструкцию объектов инженерной защиты, в результате приняты и оплачены работы, не выполненные подрядчиком ООО "ПСО "Казань" на общую сумму 6,4 млн. рублей.
3.9. При выполнении работ по капитальному строительству гидротехнических сооружений подрядчиками не выполнялись обязательства по возмещению вреда окружающей среде в размере 1,8 млн. рублей.
3.10. В нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Правительством Республики Татарстан документы для государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на все 5 построенных объектов капитального строительства в органы Росреестра не представлялись ("Реконструкция Кремлевской набережной дамбы на участке от Кремлевской транспортной дамбы до Адмиралтейской транспортной дамбы на р. Казанке Куйбышевского водохранилища в г. Казани; "Реконструкция Федосеевской защитной дамбы на левом берегу р. Казанка Куйбышевского водохранилища на участке от НКЦ "Казань" до ул. Батурина в г. Казань"; "Берегоукрепительные работы на р. Казанка на участке от моста "Миллениум" до третьей транспортной дамбы, г. Казань"; "Берегоукрепительные работы на левом берегу р. Казанка, Куйбышевского водохранилища на участке от моста "Миллениум" до НКЦ "Казань" и от ул. Батурина до Ленинской дамбы в г. Казань"; "Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул. Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО, г. Казань").
Таким образом, право собственности Республики Татарстан на все построенные объекты не зарегистрировано, что является нарушением части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.11. По пяти вновь построенным и реконструированным объектам капитального строительства отсутствуют разработанные и утвержденные декларации безопасности гидротехнических сооружений, а также договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, что является нарушением требований статей 10 и 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
С момента завершения строительства и до настоящего времени в отношении 5 объектов капитального строительства в г. Казани не определен балансодержатель и эксплуатирующая организация, что влечет ненадлежащее выполнение Правительством Республики Татарстан пункта 23 Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, в части обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности ГТС на территории субъекта Российской Федерации, что в свою очередь может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Республики Татарстан в целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, предлагается следующее:
Принять меры по:
обеспечению государственным заказчиком (Минприроды Республики Татарстан) взыскания неустойки с ООО "ПСО "Казань" за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам по капитальному ремонту ГТС от 22 декабря 2012 г. N 12МЭ-25с, N 12МЭ-26с и N 12МЭ-27с на общую сумму 6,9 млн. рублей;
обеспечению государственным заказчиком (УКС г. Казани) возврата подрядчиками необоснованно уплаченных по муниципальным контрактам от 20 сентября 2013 г. N 2013.427 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Федосеевской защитной дамбы на левом берегу р. Казанка, Куйбышевского водохранилища на участке от НКЦ "Казань" до ул. Батурина в г. Казани" и от 21 июля 2014 г. N 2014.1490 на строительство объекта "Реконструкция Кремлевской набережной на участке от Кремлевской транспортной дамбы до Адмиралтейской транспортной дамбы на р. Казанка Куйбышевского водохранилища г. Казани" сумм на добровольное страхование и компенсацию затрат на страхование строительных рисков в общей сумме 3,35 млн. рублей;
по обеспечению проведения мероприятий по приведению мощности объекта капитального строительства "Берегоукрепительные работы на озере Средний Кабан участка от ул. Поперечно-Сормовской до проезда между Танковым училищем и ВИКО г. Казань" в соответствие с мощностью (протяженностью) объекта, установленной региональной целевой программой развития водохозяйственного комплекса Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. N 804, ФЦП и Федеральной адресной инвестиционной программой, а также государственным контрактом от 10 сентября 2012 года N 202/5;
обеспечению заказчиками (ГИСУ, УКС г. Казани) мер, направленных на выполнение подрядчиками работ по государственным контрактам от 2 апреля 2013 г. N 212/5 и от 21 июля 2014 г. N 2014.1490 на сумму 6,4 млн. рублей;
обеспечению заказчиками (ГИСУ, УКС) контроля за выполнением подрядчиками предоставленных гарантийных обязательств по компенсации ущерба водным биоресурсам, причиненного в результате проведения мероприятий по капитальному строительству гидротехнических сооружений;
обеспечению государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на все построенные объекты капитального строительства;
обеспечению определения собственника гидротехнических сооружений, а также разработке и утверждению деклараций безопасности по 5 вновь построенным объектам капитального строительства и страхованию ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Провести служебные расследования и привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 июля 2015 г. N 33К (1044).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 180 дней со дня его получения.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежемесячно (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 г. N ПР 09-176/09-03
Текст представления официально опубликован не был