Представление Счетной палаты РФ от 19 марта 2015 г. N ПР 09-30/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит эффективности использования средств, выделенных в 2013 - 2014 годах Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору для достижений целей, установленных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", на объектах: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) (по запросам); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) (по запросам); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - ТУ по Тверской и Псковской областям); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю (далее - ТУ по Ставропольскому краю); федеральное государственное бюджетное учреждение "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Тверская МВЛ); федеральное государственное бюджетное учреждение "Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Ставропольская МВЛ), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 4 Порядка предоставления Россельхознадзором в 2012-2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям на иные цели, утвержденного приказом Россельхознадзора от 26 марта 2012 г. N 141 в заключенных в 2013 году с Тверской МВЛ и Ставропольской МВЛ соглашениях о предоставлении субсидий на иные цели не были предусмотрены размер субсидии, порядок и сроки предоставления отчетности. Кроме того, сводная отчетность об использовании субсидий на иные цели Ставропольской МВЛ в 2013 году в Россельхознадзор не представлялась.
Нормативные затраты на оказание одноименных государственных услуг (работ) определялись подведомственными ФГБУ самостоятельно по каждой конкретной услуге (работе) и существенно отличались по учреждениям. Отклонение нормативных затрат на оказание одноименных услуг (работ) в различных учреждениях отличалось в 0,79 - 25,5 раз. Это явилось следствием отсутствия утвержденной Россельхознадзором методики определения нормативных затрат по конкретным видам лабораторных исследований.
Также количественные показатели по отдельным услугам в 2013 году в государственных заданиях, выполняемых подведомственными ФГБУ, кардинально отличались от количественных значений, установленных в Государственной программе. Из 20-ти видов услуг по 15-ти (75%) значение было необоснованно увеличено.
2. В нарушение части 5.1 статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) и пунктов 5, 6 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - Порядка), ТУ по Ставропольскому краю разместило план-график размещения заказов на 2013 год на официальном сайте "www.zakupki.gov.ru" с нарушением установленного срока размещения, а также неоднократно вносилось изменения в план-график размещения заказов в части стоимости и сроков осуществления закупок без их размещения на официальном сайте. В результате внесенных изменений количество планируемых закупок увеличилось в 4,9 раза.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21 июля 2005 г."
3. В нарушение пункта 2 статьи 161 и статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета в сумме 0,198 млн. рублей по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статьи расходов 0011500 "Территориальные органы", виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", классификации операций сектора государственного управления 226 "Прочие работы, услуги" израсходованы на оплату услуг по договорам добровольного страхования автотранспортных средств (КАСКО), находящихся в оперативном управлении ТУ по Ставропольскому краю. Указанные расходы не были предусмотрены сметой доходов и расходов управления на 2013 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации вышеуказанное нарушение имеет признаки нецелевого использования бюджетных средств.
4. Россельхознадзор с нарушением норм Федерального закона N 94-ФЗ и Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, приказами от 9 сентября 2013 г. N 451 и от 4 октября 2013 г. N 499, возложил на территориальное управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю (далее - ТУ по Ставропольскому краю) свои функции по размещению заказов и заключению государственных контрактов по закупке программного обеспечения для информационных систем Россельхознадзора, а также по выполнению работ по доработке информационной системы "Аргус-Фито" (далее - ИС "Аргус-Фито"), не предусмотренные Положением о территориальном управлении Россельхознадзора по Ставропольскому краю, утвержденным приказом Россельхознадзора от 15 апреля 2013 г. N 195, за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статьи расходов 0011500 "Территориальные органы", виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", классификации операций сектора государственного управления 310 "Увеличение стоимости основных средств" на сумму 0,7 млн. рублей.
Впоследствии приобретенные программные продукты без оформления актами приема-передачи передавались в подведомственное ФГБУ "ВНИИЗЖ" для их дальнейшей эксплуатации.
При этом Россельхознадзором не соблюдались нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривающие, что финансовое обеспечение деятельности ФГБУ "ВНИИЗЖ" должно осуществляться в форме субсидий из федерального бюджета на выполнение государственного задания и на иные цели, порядок предоставления которых устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
5. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации в ТУ по Ставропольскому краю установлены случаи неоднократного превышения принятых бюджетных обязательств над доведенными лимитами бюджетных обязательств. По данному нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Территориального управления Росфиннадзора по Ставропольскому краю должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.
6. В результате недостаточно эффективного исполнения Россельхознадзором полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части осуществления планирования расходов бюджета и обеспечения результативности использования бюджетных средств, предусмотренных пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) в 2013 и 2014 годах, были перераспределены на предоставление субсидий на иные цели бюджетным учреждениям, в сумме 423,8 млн. рублей, в том числе: в 2013 году - 49,1 млн. рублей (увеличение субсидий на иные цели, предоставляемых подведомственным ФГБУ на приобретение лабораторного оборудования); в 2014 году - 374,7 млн. рублей.
Увеличение в 2014 году бюджетных ассигнований по субсидиям на иные цели в 1,7 раза за счет сокращения объемов бюджетных ассигнований на объекты капитального строительства в 1,3 раза привело к формированию на счетах подведомственных Россельхознадзору учреждений неиспользованных остатков субсидий на иные цели в сумме: 81,3 млн. рублей - по состоянию на 31 декабря 2013 года, 367,3 млн. рублей - по состоянию на 31 декабря 2014 года.
В связи с поздним получением положительных заключений государственной экспертизы по ряду объектов капитального строительства в 2014 году не была начата их реконструкция, в результате фактическое финансирование мероприятий ФАИП Россельхознадзора в 2014 году составило 641,6 млн. рублей, или 57% от плановых назначений.
7. В результате несоблюдения подведомственными ФГБУ установленных пунктом 2 приказа Россельхознадзора от 19 декабря 2013 г. N 632 "О мероприятиях по реализации федеральной адресной инвестиционной программы" (далее - приказ Россельхознадзора N 632) сроков получения положительных заключений государственной экспертизы по объектам капитального строительства (до 1 апреля 2014 года) средства федерального бюджета на финансирование ФАИП в 2014 году были направлены с нарушением сроков, установленных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Так, по объекту капитального строительства ФГБУ "ВГНКИ" положительное заключение государственной экспертизы было получено только 30 сентября 2014 года, по объекту ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" - 24 октября 2014 года. При этом их фактическое финансирование по состоянию на 1 октября 2014 года составило: по ФГБУ "ВГНКИ" - 1,8 млн. рублей, по ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" - 29,3 млн. рублей.
8. В нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" стоимость вложений в недвижимое имущество Ставропольской МВЛ по состоянию на 1 января 2013 года и на 1 января 2014 года была неправомерно отражена в бухгалтерском балансе за 2013 год как вложения в нефинансовые активы по строке 093 "Иное движимое имущество учреждения".
По данному факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 28 октября 2014 года N ПА-62/09-02 и вынесено постановление мирового судьи о признании главного бухгалтера ФГБУ "Ставропольская МВЛ" виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП с назначением штрафа в размере 2,0 тыс. рублей.
9. В нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", территориальное управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю в ноябре и декабре 2013 года приняло к бухгалтерскому учету документы, по которым оформлены не имевшие место хозяйственные операции по расчетам за счет средств федерального бюджета, выделенных по разделу 04 "Национальная экономика", подразделу 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевой статьи расходов 0011500 "Территориальные органы", виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", классификации операций сектора государственного управления 226 "Прочие работы, услуги" на общую сумму 7,8 млн. рублей, произведенным за выполнение работ, связанных с доработкой отсутствующей в бухгалтерском учете управления ИС "Аргус-Фито" и приобретению программного обеспечения с неисключительными правами на его использование, при этом не представив результаты выполнения указанных работ и программное обеспечение с неисключительными правами на его использование.
10. Планирование бюджетных ассигнований Россельхознадзора на 2013 и 2014 годы осуществлялось в отсутствие предусмотренных абзацем 3 пункта 6 "Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения", утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н обоснований (расчетов) плановых сметных показателей ТУ Россельхознадзора в разрезе кодов классификации расходов бюджетов, отражающих их реальную потребность в ресурсном обеспечении необходимом для выполнения мероприятий Государственной программы.
11. В нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в бюджетной отчетности Россельхознадзора в балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130 по ОКУД), а также в балансе государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730 по ОКУД) по состоянию на 1 января 2014 года ИС Россельхознадзора, введенные в эксплуатацию в 2011 и 2013 годах, по строке 040 "Нематериальные активы (балансовая стоимость, 010200000)" не отражены, за исключением ГИС "Деметра" стоимостью 3,0 млн. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору предлагается следующее:
1. Внести изменения в ведомственные нормативные документы, устанавливающие порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) для подведомственных ФГБУ в разрезе конкретных видов лабораторных исследований.
2. В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1948-р, разработать и представить в Минсельхоз России предложения по корректировке основных мероприятий Государственной программы, исполнителем которых является Россельхознадзор.
3. Принять меры по возмещению в установленном порядке в доход федерального бюджета произведенных в 2013 году ТУ по Ставропольскому краю за счет средств федерального бюджета расходов за добровольное страхование служебного автотранспорта (КАСКО) на сумму 0,198 млн. рублей в связи с составлением по данному факту протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Принять меры по надлежащему исполнению Россельхознадзором, территориальными управлениями и подведомственными ФГБУ требований предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также регламента, утвержденного приказом Россельхознадзора от 7 августа 2014 г. N 469 "Об утверждении регламента проведения Россельхознадзором ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд".
6. Обеспечить принятие к учету информационных систем Россельхознадзора, введенных в эксплуатацию, а также учет затрат на их создание в соответствии с требованиями законодательства по бухгалтерскому учету.
7. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации, установленных по результатам контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 6 марта 2015 г. N 7К(1018).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 90 календарных дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 марта 2015 г. N ПР 09-30/09-02
Текст представления официально опубликован не был